Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НАСЕЧКА МЕТАЛЛОМ ПО ДЕРЕВУ




Насечка металлом по дереву — своеобразный вид народного декоративного искусства, встречающийся на территории нашей страны лишь в Закарпатье и Дагестане, местах, богатых са­мыми различными ремеслами. Наряду с другими причинами возникновение этих промыслов в прошлом связано с обилием в этих краях поделочной древесины, употребляющейся при насечке. Особую известность получили изделия с насечкой дагестанского высокогорного селения Унцукуль: корешковые трубки, трости, блюда (рис. 73).

Более 150 лет назад участник кавказской войны писал: «Жители... продавали нам деревянные корешковые трубки с разноузорною медною насечкой. Иные из них были маленькие,
другие с длинными шейками, а некоторые с приделанными к ним такими же небольшими чубуками. В этой деревне са­мые лучшие трубочные масте­ра на Кавказе». Материалом для этих вещей издавна слу­жили кизил и абрикос. Кизи­ловая и абрикосовая древеси­на хорошо удерживает метал­лические и костяные узоры после высыхания дерева. Аб­рикос имеет красивый природ­ный красно-коричневый цвет, а кизил обычно подкрашивает­ся морилкой. '

Хотя давность унцукуль- ского промысла не превышает 200 лет, слава его уже в конце прошлого века перешагнула границы не только Кавказа (на северокавказских> курортах были чрезвычайно модны и по­пулярны унцукульские трости), но и России. С конца XIX в. изделия Унцукуля продавались в Париже, Лондоне, а с начала XX в. 'и в Америке. Трубки, трости и портсигары из дерева, украшенного серебром, крашеной костью и бирюзой, привлека­ли всеобщее внимание.

Материалы и их подготовка к насечке

В наши дни ассортимент изделий с насечкой стал намного шире. Сюда входят ступки, бокалы, вазочки, женские укра­шения, блюда орнаментальные и сюжетные панно. Наряду с древесиной кизила, абрикоса и груши применяется дерево кавказского (грецкого) ореха, яблони (старых, засыхающих деревьев). Следует добавить, что такое сравнительно малое число применяемых пород объясняется отсутствием в северо­восточном Дагестане другой* пригодной для насечки древесины. Практически может использоваться любое плотное, твердое и вязкое дерево: ясень, клен, граб, бук, вяз и даже береза. Все эти породы при достаточной просушке хорошо поддаются токарной обработке и хорошо полируются. Места, предназна­ченные для насечки, не должны иметь сучков, трещин и не­ровностей.

Рис. 73. Декоративная тарелка. Абрико­совое дерево, насечка мельхиором. Да­гестанская АССР. Унцукуль. 1964 год.

Древесина пригодна только хорошо просушенная, т. е. име­ющая не более 15—20% влажности. В противном случае по мере высыхания насечной металл будет вытеснен сжимающим­ся деревом. Работа над изделием с насечкой разбивается на несколько этапов. Из перечисленных пород дерева делается заготовка, имеющая форму будущей вещи. Если это чашка,
бокал, ваза или трубка, то внутренняя часть их или отверстия не выбираются. Тонкие стенки их при насечке могут быть легко разрушены, и потому эта операция делается уже после завершения насечки. Толстостенная тарелка, панно или трость могут иметь еще до насечки полностью законченные формы.

Трости выстрагиваются из веток, токарные изделия выта­чиваются или вырезаются из чурбачков, панно и тарелки делаются из обрезков досок. Заготовка обрабатывается раш­пилем, драчевым напильником (с крупной насечкой), рубан­ком. Для выглаживания поверхности дерева употребляется цикля, наждачная бумага. Характер узора может быть самым различным. Для Унцукуля типичен орнамент, построенный циркулем. Это волнистые линии, круги, различные розетки, зигзагообразные линии, причем каждый тип узора имеет свое название (улица, птичий след). Приобретенный навык позво­ляет создавать сложные сюжетные композиции.

Металл для насечки применяется различный. Он должен быть мягким, хорошо полирующимся. Поэтому чаще всего употребляют мельхиор, томпак, латунь, красную медь, алю­миний. Исходным материалом сл!ужит проволока, которая вальцуется, т. е. плющится, прокатываясь между металличе­скими валиками вальцов. Вальцовка может быть заменена плющением проволоки молотком на наковальне. Ширина по­лученной ленты зависит от толщины проволоки. Проволока сечением 0,5—1 мм дает ширину ленты соответственно 2— 3,5 мм. По отношению к алюминию эти цифры могут быть несколько увеличены.

Приемы насечки

Избранный узор воспроизводится на дереве карандашом. Контур рисунка должен быть четким, простым и выразитель­ным, внутреннее заполнение—более мелким, детальным. Проч­ная проволока контура закрепляет тонкие линии заполнения, удерживает их от выпадания.

По карандашным контурам делают надрез резцом. При этом надрез должен быть достаточно глубоким, чтобы лента при вколачивании не смялась и в то же время заподлицо проникла в древесину. Обычно при работе моток ленты наде­вают на указательный палец левой руки. Конец ленты встав­ляют в надрез дерева, отрезают ножницами и вколачивают легкими ударами небольшого молотка. За отрезком следует другой отрезок, постепенно образуя задуманный художником рисунок.


Помимо линейных элементов, существуют и другие техни­ческие приемы. Иногда шилом делают накол, в который вко­лачивают отрезок проволоки, образующий точку. Несколько последовательно расположенных точек могут образовать лю­бой узор, дополняющий линейный. Часто применяют метал­лические кружочки — диски, которые вколачивают в предва­рительно высверленное углубление. Чтобы диск не выпал из гнезда, его укрепляют двумя шпильками. Для этого в диске шилом протыкают отверстия и в них вколачивают кусочки проволоки. Металлический узор может быть дополнен вколо­ченным в заготовку подкрашенным деревом, костью, пластмас­сой. Операцию эту выполнить легче, если перечисленным ма­териалам придана цилиндрическая форма.

После набивки орнамента поверхность заготовки заподлицо опиливают напильником с мелкой насечкой, не оставляющим на металле борозд, и шлифуют мелкой шкуркой до устранения на дереве и металле всех царапин и неровностей. Затем изделие может быть покрыто политурой, прозрачным лаком «цапон» или натерто любой восковой пастой, применяющейся для пар­кета. Эти покрытия предохраняют поверхность металла от неизбежного окисления и дают возможность выявить красоту структуры дерева. При обработке воском поверхность вещи остается матовой, но подверженной воздействию влаги. Перед покрытием светлые породы дерева могут быть окрашены мо­рилкой в темно-коричневый цвет, контрастно подчеркивающий блеск светлого полированного металла.

Изделия, подверженные воздействию влаги и летнего солн­ца (трости) лучше покрывать лаком. Предметы интерьера (а также курительные трубки) смотрятся лучше, если натерты воском или матово полированы.

ФИЛИГРАНЬ

Филигрань (скань) — один из древнейших видов художе­ственной обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских слов — «филюм» (нить) и «гранум» (зерно). Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. И то и другое названия указывают на особенность этого вида обработки металла.

Получается скань от скручивания, ссучивания двух прово­лочек, образующих «веревочку». Туго скрученная проволока смотрится особенно эффектно, напоминая ряд плотноуложен- ных зернышек. Дополняется скань зернью, т. е. маленькими шариками, делающими изделие еще более красивым (рис. 74). В технике зерни изготовлялись изделия Киевской Руси еще в X в. В этих вещах витой проволоки почти не применяли. Но уже с XII в- зернь уходит на второй план и все чаще упот­ребляется напайная фоновая скань. С XIII в. число видов скани увеличивается — применяется ажурная и рельефная фи­лигрань. Все большую роль начинают играть камни, появля­ются многоплановые решения.

Развитие филигранного искусства, приостановленное мон-

Рис. 74. Пояс. Серебро, филигрань, зернь. Дагестан. XIX век.

 

голо-татарским нашествием, вновь приходит к расцвету в XV — XVI вв. Изделия с филигранью включают самые раз­личные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резную кость. В это время работали известные мастера — сканщики Амвросий и Иван Фомин.

Филигранные изделия производились в царских или мона­стырских мастерских. Мастера-сканщики задумывали изделия и осуществляли все операции по их производству. В XVII в. потребность в сканных вещах увеличивается. Появляется раз­деление труда, ремесленники становятся самостоятельными, отдельные мастера осуществляют изготовление проволоки, сканных элементов.

В XVIII в. изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одно­временно получили большое распространение небольшие сере­бряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки.

С XIX в. изделия из филиграни уже выпускались фабри ками в больших количествах. Они разнообразны и по назна­чению и по ассортименту: дорогая посуда, церковная утварь, принадлежности туалета. Технологические приемы достигают высокого совершенства. Расцветает рельефная ажурная фили грань, появляется просвечивающая (оконная) эмаль. Но по­степенно исчезает сочность, для многих вещей становится ха­рактерной манерность. Сканное производство возрождается уже в годы Советской власти.

Подготовительные материалы, инструменты. Филигранное дело продолжает оставаться ручным производством — в этом его характерная особенность. Технологический процесс изго­товления филиграни распадается на подготовительные опера-


Рис. 75. Вазочка. Медь, серебрение, филигрань. Казакова, Горьковская область. 1976 год.

 

ции: заготовку шаблонов, скани, ее набор, пайку, монтировку, отделку поверхности, каждую из которых выполняет мастер определенной квалификации (рис. 75).

Подготовительные операции

Разработка шаблонов состоит в том, что рисунок изделия разделяют на части, каждую из которых развертывают на плоскости. Уточняют и классифицируют элементы, составля­ющие рису цок. Устанавливают виды филиграни: витая, глад­кая, толстая или тонкая, уплощенная или круглая. Если узор слишком сложен, его делят на простые элементы. Работа с отдельными короткими отрезками и несложными, пусть мно­гими, завитками гораздо проще, чем с одной, но несколько раз изогнутой проволокой. При качественной пайке места соеди­нения сканинок почти незаметны. Скань изготовляют из чи­стых металлов — золота, серебра, меди, обладающих хорошей вязкостью, мягкостью, пластичностью. Эти качества обеспечи­вают волочение и вальцевание проволоки, ее кручение и набор скани. Температура плавления их достаточно высока, что удоб­но при пайке. Как исключение можно использовать сплавы (например, серебро 916-й пробы) для крупных конструктивных деталей скани и изготовления зерни.

Чтобы подобрать проволоку для скани нужного сечения, ее пропускают через подобранный фильер (цейзан) — отверстие в волочильной доске — пластине из твердого сорта стали. Про­тягивание производят без нагрева проволоки, но в ходе про­цесса она становится жесткой и поэтому ее нужно периоди­чески отжигать, восстанавливать мягкость.

Волочильную доску с рядом последовательно уменьша­ющихся отверстий укрепляют в тисках, конец проволоки за­остряют с помощью напильника, продевают через отверстие и всю проволоку плавно с помощью плоскогубцев протягивают.

Чтобы уменьшить трение, отверстия волочильной доски или проволоку смазывают каким-либо маслом. Протянув проволо­ку через ряд последовательно уменьшающихся отверстий, можно получить нужное сечение. Проволоку свернуть в моток, отжечь, отбелить в слабом (5%-ном) растворе серной кислоты и хорошо промыта в проточной воде.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных