Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изготовление дымковской игрушки.




Лепка. Дымковские фигурки лепят по частям: это не вто­ростепенный товар, который выполняется между прочим, в дополнение к посуде — это совершенно самостоятельные, ори­гинальные изделия игрушечного промысла, которые надо вы­полнять тщательно, вдумчиво, отделывая каждую мелочь.

В старину игрушки лепили на доске, положенной на ко­лени. Хорошо промятые куски жирной глины, смешанной с песком, скатывают в шарики, потом расплющивают в лепешки, из которых и создается основа, корпус будущей игрушки.

Приступая к выполнению барыни или кормилицы, прежде всего лепят юбку, или ступу,— широкий у основания пусто­телый конус,— все время вертя ее в руках для выравнивая стенок. Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс, оттягивают шею, на ней укрепляют шарик — голову, к плечам прикрепляют, сначала торчком, в стороны, руки-колбаски, по­том их осторожно сгибают, складывают на талии. Затем иг­рушку наряжают: голову обрамляют буклями, витыми или лежащими крупными полукружиями, их увенчивает шляпа с гладкими или оборчатыми полями, капор, кокошник. Плечи покрывает пелерина, верх платья или жакет дополняют во- ротником, оборками, пыйными рукавами, в руки барыне дают муфту, сумочку, собачку. Места соединения всех деталей сма­чивают водой, швы заглаживают мокрой тряпкой,(окончатель­но фигурку оправляют мокрыми пальцами.

Свистульки лепят из глиняного пласта, сворачивая его в пустотелый конус, поверхность которого уплотняют легкими ударами деревянной лопатки. Затем основу свистульки допол­няют двумя коротенькими толстыми выступами-ножками и налепляют голову коня, утки, козла или торс всадника — по­лучается завлекательная игрушка. Отверстия свистульки про­тыкают после суточной просушки.

Сушка. Перед обжигом все игрушки в зависимости от их размеров и от окружающей среды (сухости или влажности помещения) сушат 2 — 3 суток, а то и несколько недель.

Обжиг. Ранее обжиг производился в русской печи, на дро­вах или на железном противне, поставленном на дрова. Когда глина в огне становилась как бы прозрачной, светящейся ровным красным светом, обжиг заканчивался, но игрушки еще медленно остывали в прогревшейся закрытой печи.

Ныне игрушки обжигаются в электромуфеле, что значи­тельно проще, чище и удобнее, благодаря тому, в частности, что можно регулировать температуру обжига.

Побелка. Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но цвет черепка полностью скрывается побелкой: игрушка не­сколько раз окунается в мел, растертый в порошок и разве­денный неснятым молоком. На поверхности игрушки (от ски­сания молока в сочетании с мелом) образуется плотно сраста­ющийся с черепком казеиновый слой.

Здесь вновь следует уделить внимание отработанности при­емов и продуманности традиционных процессов изготовления игрушки, сложившихся в результате многовековой коллектив­ной практики народных мастеров. Очень часто достижения современной техники лишь облегчают подсобные операции, но ничего не могут добавить к тончайшим завершающим процес­сам художественной обработки изделий. Так, по наблюдениям А. И. Деныпина, ни клей, ни желатин, ни другие компоненты не могли конкурировать с молоком в составе дЬшковской побелки, так как отдавали желтизной, ухудшали фактуру. Обжиг изделий в русской печи при сравнительно невысокой температуре не мог сообщить такой прочности черепку игруш­ки, как высокий обжиг (до 1400°) в электропечи или специ­альном керамическом горне, но в то же время на спекшемся уплотненном черепке не держался молочно-меловой грунт, а с пористым, т. е. более рыхлым, черепком он прочно сцеплялся.

Роспись. Итак, игрушка побелена и обсушена. Начинается процесс росписи — нанесения ярких красок на фон ослепи­тельной белизны.

Традиционный п{)ием приготовления красок заключается в следующем: сухие краски растираются на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом. Гамма красок ограничива­ется основными тонами: синяя — ультрамарин, оранжевая — сурик, желтая — хром, зеленая — крон зеленый, малиновая — фуксин, коричневая, черная — сажа. Фуксин разводится толь­ко на желтке. Сочетания ультрамарина и фуксина с мелом дают соответственно голубой и розовый цвета. В настоящее время применяется гуашь, которая разводится на яйце.

Кисточками в старину служили палочки, обмотанные льня­ным лоскутом, а точки, пятна, например румянец на щеках кукрл, наносились торцом ровно срезанного прута или тонкой ветки. Сейчас применяются колонковые или хорьковые кисти.

Законченную игрушку еще раз покрывают по росписи яйцом, ^то придает краскам яркость и блеск, а на воротнички, пелеринки, шляпки кукол, на рога и уши животных наклеива­ют ромбы или квадратики потали — сусального золота.


, Неотразимое обаяние праздничности, красочного великоле­пия сообщают «дымке» не "только яркие расцветки, но и со­вершенно оригинальный, ясный, крупный орнамент и стройное композиционное построение росписи.

Строго геометрический орнамент строится из разнообраз­ных комбинаций круглых пятен, полос, клеток, кружков.

Разумеется, мастерица никогда не выдумывает узор зара­нее, он возникает непосредственно в процессе росписи в соот­ветствии с той или иной украшаемой фигуркой, поэтому связь формы и орнамента органична, неразрывна. Один и тот же узор никогда йе повторяется, найти хотя бы две совершенно одинаковые игрушки невозможно.

Обычно роспись строится по такой схеме: у человечков барынь, кормилиц, кавалеров и др. на круглом белом лице с чуть выпуклым носом — круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками глаз, черные или корич­невые волосы; головные уборы и одежда окрашиваются в один цвет, а широкие, кринолином, юбки дам и шкура животных- свистулек орнаментируются.

Характерны такие сочетания: на черноволосой барыне — желтая шляпка, синий жакет, на юбке по белому фону в крупных красных клетках — зеленые в черную полоску круги; кавалер в черном картузе и малиновом кафтане сидит на желтоухом коне, сплошь покрытом мелким зеленым горошком в красных клетках; черноухий, черноносый, желторогий козел расписан крупными розовыми кругами с желтой сердцевиной и красным горошком. Словом, возможности украшений иг­рушки широчайшие.

Мастера дымковской игрушки. Необходимо отметить, что при всей стойкости дымковских традиционных приемов ис­полнения игрушек творчество наиболее одаренных мастериц всегда ярко индивидуально.

В 20—30-е гг. общее внимание привлекло искусство А. А. Мезриной, Е. А. Кошкиной, Е. И. Пенкиной.

А. А. Мезрина наиболее строго придерживалась традиций в лепке, росписи и сюжетике игрушек. Фигурки ее монолитны по своей пластике, почти монументальны; четкость форм, яс­ная простота уверенно написанного крупного орнамента, вкус в подборе гармоничных красок делают работы Мезриной дым­ковской классикой.


Е. А. Кошкина создала немало групповых композиций: девушка с коньком у колодца, оркестр, «репка» и др. В чис­ле работ, выполненных специально для Парижской междуна­родной выставки 1937 г., очаровывает группа «Продажа дым­ковских игрушек», где нарядная продавщица стоит за столи­ком, на котором красуются вылепленные и расписанные по всем правилам миниатюрные фигурки, а по другую сторону столика — покупатели, няня с маленьким мальчиком, прижи- • мающим к себе петуха. В росписи кукольных лиц Кошкина не придерживается канона, ее игрушки наделены особой красо­той: ровно выписан румянец, большие глаза под соболиными дугами бровей, рот сердечком. Современней и одежда фигурок, а в росписи преобладают однотонная окраска, яркие светлые тона.

В творчестве Е. И. Пенкиной фантазия сочетается с изоб­ражением сугубо прозаических, бытовых сюжетов; тут и челн Степана Разина, и цирковые наездницы, и чаепитие. Она выполняет роспись широкими небрежными мазками густых, насыщенных тонов — темно-зеленого, малинового, фиолетово­го, желтого.

Преемницами этих мастериц стали в 1940-е гг. О. И. Конова­лова (дочь А. А. Мезриной) и Е. И. Косс-Деньшина.

О. И. Коновалова — автор многочисленных фигурок и сце­нок, в которых нашла яркое воплощение ее глубокая любовь к животному миру. С живостью и выразительностью лепит она грациозных уточек с утятами, детей, играющих с собачками, бойких козлов, задорных оленей, любит мелкую, изящную пластику, с большой изобретательностью сочиняет сюжеты своих композиций.

Е. И. Косс-Деньшина пришла в промысел в 1920-е гг., уже будучи профессиональным художником. Она не только осво­ила дымковскую лепку и роспись, уловив их специфику, но и внесла в них немало нового. В ее творчестве заметно стрем­ление усилить декоративность дымковских игрушек. Вещи ее нарядны, привлекают сочностью и многоцветием росписи. Ей принадлежат наряду с распространенными персонажами фи­гурки празднично украшенных петушков с оборчатыми крыль­ями и хвостами, великолепных индюков, расстилающих по земле веерообразные крылья, и многие другие.

От Е. А. Кошкиной переняла мастерство ее дочь 3. Ф. Безде­нежных, от Е. И. Пенкиной — ее невестка 3. В. Пенкина, в по­следние годы в промысел влились молодые мастерицы, в чьих руках рождаются новые формы и сюжеты.

Вероятно, закономерны новые пути развития традиций славного промысла: современные фигурки приобретают боль­шую живость, динамику, в дымковской пластике появляется новый элемент — передача движения, даже некоторая эмо­циональность. Однако ни появление новых сюжетов, таких, как «Красная конница» Н. П. Давыдовой, «Вятские страдания» Н. Н. Сухановой, «Семья» В. П. Племянниковой, «Вятские напевы» Н. П. Борняковой, ни «оживление» дымковских иг­рушек отнюдь не являются нарушением лучших традиций промысла, но лишь естественным их развитием, осуществля­емым с большим тактом и вкусом.


По-прежнему работы дымковских мастериц, и глубоко тра­диционные, и новаторские, восхищают тех, кто любит народное
' искусство, а сам промысел сохраняет свое первенство среди других замечательных центров производства керамической иг­рушки.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных