ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Изготовление дымковской игрушки.Лепка. Дымковские фигурки лепят по частям: это не второстепенный товар, который выполняется между прочим, в дополнение к посуде — это совершенно самостоятельные, оригинальные изделия игрушечного промысла, которые надо выполнять тщательно, вдумчиво, отделывая каждую мелочь. В старину игрушки лепили на доске, положенной на колени. Хорошо промятые куски жирной глины, смешанной с песком, скатывают в шарики, потом расплющивают в лепешки, из которых и создается основа, корпус будущей игрушки. Приступая к выполнению барыни или кормилицы, прежде всего лепят юбку, или ступу,— широкий у основания пустотелый конус,— все время вертя ее в руках для выравнивая стенок. Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс, оттягивают шею, на ней укрепляют шарик — голову, к плечам прикрепляют, сначала торчком, в стороны, руки-колбаски, потом их осторожно сгибают, складывают на талии. Затем игрушку наряжают: голову обрамляют буклями, витыми или лежащими крупными полукружиями, их увенчивает шляпа с гладкими или оборчатыми полями, капор, кокошник. Плечи покрывает пелерина, верх платья или жакет дополняют во- ротником, оборками, пыйными рукавами, в руки барыне дают муфту, сумочку, собачку. Места соединения всех деталей смачивают водой, швы заглаживают мокрой тряпкой,(окончательно фигурку оправляют мокрыми пальцами. Свистульки лепят из глиняного пласта, сворачивая его в пустотелый конус, поверхность которого уплотняют легкими ударами деревянной лопатки. Затем основу свистульки дополняют двумя коротенькими толстыми выступами-ножками и налепляют голову коня, утки, козла или торс всадника — получается завлекательная игрушка. Отверстия свистульки протыкают после суточной просушки. Сушка. Перед обжигом все игрушки в зависимости от их размеров и от окружающей среды (сухости или влажности помещения) сушат 2 — 3 суток, а то и несколько недель. Обжиг. Ранее обжиг производился в русской печи, на дровах или на железном противне, поставленном на дрова. Когда глина в огне становилась как бы прозрачной, светящейся ровным красным светом, обжиг заканчивался, но игрушки еще медленно остывали в прогревшейся закрытой печи. Ныне игрушки обжигаются в электромуфеле, что значительно проще, чище и удобнее, благодаря тому, в частности, что можно регулировать температуру обжига. Побелка. Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но цвет черепка полностью скрывается побелкой: игрушка несколько раз окунается в мел, растертый в порошок и разведенный неснятым молоком. На поверхности игрушки (от скисания молока в сочетании с мелом) образуется плотно срастающийся с черепком казеиновый слой. Здесь вновь следует уделить внимание отработанности приемов и продуманности традиционных процессов изготовления игрушки, сложившихся в результате многовековой коллективной практики народных мастеров. Очень часто достижения современной техники лишь облегчают подсобные операции, но ничего не могут добавить к тончайшим завершающим процессам художественной обработки изделий. Так, по наблюдениям А. И. Деныпина, ни клей, ни желатин, ни другие компоненты не могли конкурировать с молоком в составе дЬшковской побелки, так как отдавали желтизной, ухудшали фактуру. Обжиг изделий в русской печи при сравнительно невысокой температуре не мог сообщить такой прочности черепку игрушки, как высокий обжиг (до 1400°) в электропечи или специальном керамическом горне, но в то же время на спекшемся уплотненном черепке не держался молочно-меловой грунт, а с пористым, т. е. более рыхлым, черепком он прочно сцеплялся. Роспись. Итак, игрушка побелена и обсушена. Начинается процесс росписи — нанесения ярких красок на фон ослепительной белизны. Традиционный п{)ием приготовления красок заключается в следующем: сухие краски растираются на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом. Гамма красок ограничивается основными тонами: синяя — ультрамарин, оранжевая — сурик, желтая — хром, зеленая — крон зеленый, малиновая — фуксин, коричневая, черная — сажа. Фуксин разводится только на желтке. Сочетания ультрамарина и фуксина с мелом дают соответственно голубой и розовый цвета. В настоящее время применяется гуашь, которая разводится на яйце. Кисточками в старину служили палочки, обмотанные льняным лоскутом, а точки, пятна, например румянец на щеках кукрл, наносились торцом ровно срезанного прута или тонкой ветки. Сейчас применяются колонковые или хорьковые кисти. Законченную игрушку еще раз покрывают по росписи яйцом, ^то придает краскам яркость и блеск, а на воротнички, пелеринки, шляпки кукол, на рога и уши животных наклеивают ромбы или квадратики потали — сусального золота. , Неотразимое обаяние праздничности, красочного великолепия сообщают «дымке» не "только яркие расцветки, но и совершенно оригинальный, ясный, крупный орнамент и стройное композиционное построение росписи. Строго геометрический орнамент строится из разнообразных комбинаций круглых пятен, полос, клеток, кружков. Разумеется, мастерица никогда не выдумывает узор заранее, он возникает непосредственно в процессе росписи в соответствии с той или иной украшаемой фигуркой, поэтому связь формы и орнамента органична, неразрывна. Один и тот же узор никогда йе повторяется, найти хотя бы две совершенно одинаковые игрушки невозможно. Обычно роспись строится по такой схеме: у человечков барынь, кормилиц, кавалеров и др. на круглом белом лице с чуть выпуклым носом — круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками глаз, черные или коричневые волосы; головные уборы и одежда окрашиваются в один цвет, а широкие, кринолином, юбки дам и шкура животных- свистулек орнаментируются. Характерны такие сочетания: на черноволосой барыне — желтая шляпка, синий жакет, на юбке по белому фону в крупных красных клетках — зеленые в черную полоску круги; кавалер в черном картузе и малиновом кафтане сидит на желтоухом коне, сплошь покрытом мелким зеленым горошком в красных клетках; черноухий, черноносый, желторогий козел расписан крупными розовыми кругами с желтой сердцевиной и красным горошком. Словом, возможности украшений игрушки широчайшие. Мастера дымковской игрушки. Необходимо отметить, что при всей стойкости дымковских традиционных приемов исполнения игрушек творчество наиболее одаренных мастериц всегда ярко индивидуально. В 20—30-е гг. общее внимание привлекло искусство А. А. Мезриной, Е. А. Кошкиной, Е. И. Пенкиной. А. А. Мезрина наиболее строго придерживалась традиций в лепке, росписи и сюжетике игрушек. Фигурки ее монолитны по своей пластике, почти монументальны; четкость форм, ясная простота уверенно написанного крупного орнамента, вкус в подборе гармоничных красок делают работы Мезриной дымковской классикой. Е. А. Кошкина создала немало групповых композиций: девушка с коньком у колодца, оркестр, «репка» и др. В числе работ, выполненных специально для Парижской международной выставки 1937 г., очаровывает группа «Продажа дымковских игрушек», где нарядная продавщица стоит за столиком, на котором красуются вылепленные и расписанные по всем правилам миниатюрные фигурки, а по другую сторону столика — покупатели, няня с маленьким мальчиком, прижи- • мающим к себе петуха. В росписи кукольных лиц Кошкина не придерживается канона, ее игрушки наделены особой красотой: ровно выписан румянец, большие глаза под соболиными дугами бровей, рот сердечком. Современней и одежда фигурок, а в росписи преобладают однотонная окраска, яркие светлые тона. В творчестве Е. И. Пенкиной фантазия сочетается с изображением сугубо прозаических, бытовых сюжетов; тут и челн Степана Разина, и цирковые наездницы, и чаепитие. Она выполняет роспись широкими небрежными мазками густых, насыщенных тонов — темно-зеленого, малинового, фиолетового, желтого. Преемницами этих мастериц стали в 1940-е гг. О. И. Коновалова (дочь А. А. Мезриной) и Е. И. Косс-Деньшина. О. И. Коновалова — автор многочисленных фигурок и сценок, в которых нашла яркое воплощение ее глубокая любовь к животному миру. С живостью и выразительностью лепит она грациозных уточек с утятами, детей, играющих с собачками, бойких козлов, задорных оленей, любит мелкую, изящную пластику, с большой изобретательностью сочиняет сюжеты своих композиций. Е. И. Косс-Деньшина пришла в промысел в 1920-е гг., уже будучи профессиональным художником. Она не только освоила дымковскую лепку и роспись, уловив их специфику, но и внесла в них немало нового. В ее творчестве заметно стремление усилить декоративность дымковских игрушек. Вещи ее нарядны, привлекают сочностью и многоцветием росписи. Ей принадлежат наряду с распространенными персонажами фигурки празднично украшенных петушков с оборчатыми крыльями и хвостами, великолепных индюков, расстилающих по земле веерообразные крылья, и многие другие. От Е. А. Кошкиной переняла мастерство ее дочь 3. Ф. Безденежных, от Е. И. Пенкиной — ее невестка 3. В. Пенкина, в последние годы в промысел влились молодые мастерицы, в чьих руках рождаются новые формы и сюжеты. Вероятно, закономерны новые пути развития традиций славного промысла: современные фигурки приобретают большую живость, динамику, в дымковской пластике появляется новый элемент — передача движения, даже некоторая эмоциональность. Однако ни появление новых сюжетов, таких, как «Красная конница» Н. П. Давыдовой, «Вятские страдания» Н. Н. Сухановой, «Семья» В. П. Племянниковой, «Вятские напевы» Н. П. Борняковой, ни «оживление» дымковских игрушек отнюдь не являются нарушением лучших традиций промысла, но лишь естественным их развитием, осуществляемым с большим тактом и вкусом. По-прежнему работы дымковских мастериц, и глубоко традиционные, и новаторские, восхищают тех, кто любит народное Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|