ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
НОВГОРОДСКИЕ СВИСТУЛЬКИСКОПИНСКАЯ ИГРУШКА В середине — второй половине XIX в. производством замысловатых фигурных сосудов прославились гончары города Скопина на Рязанщине. Здесь были обильные залежи глин, которые и определили возникновение промысла, очевидно, уже в глубокой древности.. В XIX в. скопинцы начали применять цветные глазури, особенно эффектно выглядевшие на фоне светлого, почти белого черепка. Зеленая, коричневая или ярко-желтая глазурь свободно растекалась по стенкам сосуда, украшенным лепниной, то переливаясь на рельефных выступах, то скапливаясь прозрачным слоем в углублениях. Многие сосуды не только наряжались лепным орнаментом, но и сами представляли собой скульптурные изображения фантастиче- / ских существ. В таком промысле, где мастера имели врожденные способности к лепке, не могло не зародиться производство игрушки. Ее делали здесь наряду с посудой, и ско- пинских гончаров иронически называли свистушниками. Однако слава фигурных сосудов затмила достоинства остальной скопинской продукции. Как и посуду, игрушки лепили из белой глины и глазуровали. Даже дефекты, неизбежные в кустарном производстве, мастера обращали на пользу дела: неравномерно размолотые крупинки глазури по-разному растекались в обжиге, и гончары всячески использовали в декорировке изделий эту особенность. Лепка игрушек по-скопински смела и уверенна, обработка резкая, грубоватая, игрушечные персонажи не только забавны — они крепки, выразительны, темпераментны. Вот несколько фигурок-свистулек, изображающих медведей, стоящих на задних лапах. Туловища — гладкие, вытянутые, почти цилиндрические, задние лапы — короткие, толстые, слегка расставленные, опорой служит короткий хвост-свисток. Один из медведей держит в передних лапах круглую вазу, другой — гармонь, третий прижал обе лапы к шее. Выразительны поднятые вверх головы с оскаленной пастью и раздувающимися ноздрями. Чем создается это выражение добродушия и свирепости? Глаза, зубы, ноздри выполнены в виде круглых глубоких дыр (при помощи заостренной палочки),^ когти резко прочерчены неровными бороздами, движения головы и лап энергичны. Ярки цвета глазурей — желтой, коричневой, синей, интенсивно звучат они на белом фоне черепка. Вот зеленая свинья с поросятами; массивное веретенообразное тело, закругленный хвостик, характерная лопоухость. Возможно, равномерно удлиненные туловища свиньи и медведей вытянуты, как небольшие кувшинчики, на гончарном круге, а остальные детали прилеплены дополнительно. Еще две забавно выразительные группы: нелепая, встрепанная, озабоченная желтая наседка с цыплятами (рис. 57), очень задорный, но на всякий случай жмущийся к собаке-матери лопоухий коричневый щенок. Здесь те же приемы лепки, та же острая характерность очень точно подмеченных движений. Встречаются и такие сюжеты, как всадник, доярка с коровой и др. Существенная деталь: группы фигурок обычно размещаются
на плоской подставочке с как бы обрубленными не лепными и не заглаженными краями. Так делают только в Скопине — неровный обрез усиливает впечатление энергичной подвижности зверей-свистулек. Связь производства игрушек и фигурных сосудов несомненна: на крышках скопинских кувшинов и квасников часто располагаются те же лепные птицы, барашки, зайцы, щенята, а иногда носик сосуда выполняется в виде знакомой фигурки медведя. Только такие детали вылепливаются тщательнее, чем дешевые игрушки. НОВГОРОДСКИЕ СВИСТУЛЬКИ Несколько напоминают скопинские игрушки поливные свистульки Новгородского края. Они довольно разнообразны по сюжетам. Фигурки здесь коренастее скопинских, пропорции их укороченные. Очень живо, намеренно шаржируя, лепит неизвестный мастер коротенькие фигурки человечков на ножках- выступах, опирающиеся сзади на толстый конус-свистульку. На плоских лицах выделяется крупно вылепленный нос, глаза и рот только намечены. Руки-колбаски жестикулируют очень убедительно. Среди этих персонажей — забавный, явно подгулявший мужичок с окладистой бородкой, подбоченившийся одной рукой и придерживающий другой залихватски заломленную шапку; баба, закинув назад голову, завязывающая платок; молодой человек в головном уборе с козырьком, напыщенно отдающий честь. Здесь применяются такие же поливы, как и в Скопине,— зеленая, желтая; коричневая. К этим фигуркам близки по выполнению свистульки-медведи с большими отвислыми ушами, круглыми глазами, приоткрытой как бы в добродушной улыбке пастью. Мохнатая шкура передается крупными вертикальными бороздами. Медведи стоят на задних лапах и держат в передних или музыкальный инструмент, или калач, или дубинку. Очевидно, городские впечатления возбудили у гончара желание изобразить в меру своих возможностей (т. е. весьма условно) верховых военных музыкантов. В противоположность статичным всадникам, вооруженным музыкальными инструментами, очень живы их крайне просто вылепленные двуногие бойкие коньки-свистульки. Обращают на себя внимание приемы отточенно быстрой лепки. Фигурка конька вылеплена из одного куска глины. После того как сформировалось округлое на конце тулово свистульки, от него оттянули вниз две коротенькие ножки, заостренные двумя-тремя движениями пальцев. Вверх от гордо выпяченной груди вытянулась шея, увенчанная небольшой головкой с острыми ушками, торчащими в разные стороны. Их лепили так нее, как и ножки,— слегка оттягивая от основного куска глины и сужая к концам. Ударом пальца коньку сделали нос, напоминающий плоский свиной пятачок, и, наконец, стиснув двумя пальцами глину на шее, украсили ее ровным полукругом гривы. ^ Изображения медведя и коня встречаются в народной игрушке очень часто. Однако каждый гончар видит и передает свою натуру по-разному. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|