Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НОВГОРОДСКИЕ СВИСТУЛЬКИ




СКОПИНСКАЯ ИГРУШКА


В середине — второй половине XIX в. производством за­мысловатых фигурных сосудов прославились гончары города Скопина на Рязанщине. Здесь были обильные залежи глин, которые и определили возникновение промысла, очевидно, уже в глубокой древности.. В XIX в. скопинцы начали применять цветные глазури, особенно эффектно выглядевшие на фоне светлого, почти белого черепка. Зеленая, коричневая или яр­ко-желтая глазурь свободно растекалась по стенкам сосуда, украшенным лепниной, то переливаясь на рельефных высту­пах, то скапливаясь прозрачным слоем в углублениях. Многие сосуды не только наряжались лепным орнаментом, но и сами представляли собой скульптурные изображения фантастиче- / ских существ. В таком промысле, где мастера имели врож­денные способности к лепке, не могло не зародиться произ­водство игрушки. Ее делали здесь наряду с посудой, и ско- пинских гончаров иронически называли свистушниками. Од­нако слава фигурных сосудов затмила достоинства остальной скопинской продукции.

Как и посуду, игрушки лепили из белой глины и глазу­ровали. Даже дефекты, неизбежные в кустарном производстве, мастера обращали на пользу дела: неравномерно размолотые крупинки глазури по-разному растекались в обжиге, и гончары всячески использовали в декорировке изделий эту особенность. Лепка игрушек по-скопински смела и уверенна, обработка резкая, грубоватая, игрушечные персонажи не только забав­ны — они крепки, выразительны, темпераментны.

Вот несколько фигурок-свистулек, изображающих медве­дей, стоящих на задних лапах. Туловища — гладкие, вытяну­тые, почти цилиндрические, задние лапы — короткие, толстые, слегка расставленные, опорой служит короткий хвост-свисток. Один из медведей держит в передних лапах круглую вазу, другой — гармонь, третий прижал обе лапы к шее. Вырази­тельны поднятые вверх головы с оскаленной пастью и разду­вающимися ноздрями. Чем создается это выражение доброду­шия и свирепости? Глаза, зубы, ноздри выполнены в виде круглых глубоких дыр (при помощи заостренной палочки),^ когти резко прочерчены неровными бороздами, движения го­ловы и лап энергичны. Ярки цвета глазурей — желтой, ко­ричневой, синей, интенсивно звучат они на белом фоне черепка.

Вот зеленая свинья с поросятами; массивное веретенооб­разное тело, закругленный хвостик, характерная лопоухость. Возможно, равномерно удлиненные туловища свиньи и мед­ведей вытянуты, как небольшие кувшинчики, на гончарном круге, а остальные детали прилеплены дополнительно. Еще две забавно выразительные группы: нелепая, встрепанная, озабо­ченная желтая наседка с цыплятами (рис. 57), очень задорный, но на всякий случай жмущийся к собаке-матери лопоухий коричневый щенок. Здесь те же приемы лепки, та же острая характерность очень точно подмеченных движений. Встреча­ются и такие сюжеты, как всадник, доярка с коровой и др. Существенная деталь: группы фигурок обычно размещаются

Рис. 57. Наседка. Свистулька. Скопин. Начало XIX века.

 

на плоской подставочке с как бы обрубленными не лепными и не заглаженными краями. Так делают только в Скопине — неровный обрез усиливает впечатление энергичной подвижно­сти зверей-свистулек.

Связь производства игрушек и фигурных сосудов несом­ненна: на крышках скопинских кувшинов и квасников часто располагаются те же лепные птицы, барашки, зайцы, щенята, а иногда носик сосуда выполняется в виде знакомой фигурки медведя. Только такие детали вылепливаются тщательнее, чем дешевые игрушки.

НОВГОРОДСКИЕ СВИСТУЛЬКИ

Несколько напоминают скопинские игрушки поливные сви­стульки Новгородского края. Они довольно разнообразны по сюжетам. Фигурки здесь коренастее скопинских, пропорции их укороченные. Очень живо, намеренно шаржируя, лепит неиз­вестный мастер коротенькие фигурки человечков на ножках- выступах, опирающиеся сзади на толстый конус-свистульку. На плоских лицах выделяется крупно вылепленный нос, глаза и рот только намечены. Руки-колбаски жестикулируют очень убедительно. Среди этих персонажей — забавный, явно подгу­лявший мужичок с окладистой бородкой, подбоченившийся одной рукой и придерживающий другой залихватски залом­ленную шапку; баба, закинув назад голову, завязывающая платок; молодой человек в головном уборе с козырьком, на­пыщенно отдающий честь. Здесь применяются такие же по­ливы, как и в Скопине,— зеленая, желтая; коричневая.

К этим фигуркам близки по выполнению свистульки-мед­веди с большими отвислыми ушами, круглыми глазами, при­открытой как бы в добродушной улыбке пастью. Мохнатая шкура передается крупными вертикальными бороздами. Мед­веди стоят на задних лапах и держат в передних или музы­кальный инструмент, или калач, или дубинку.

Очевидно, городские впечатления возбудили у гончара же­лание изобразить в меру своих возможностей (т. е. весьма условно) верховых военных музыкантов. В противоположность статичным всадникам, вооруженным музыкальными инстру­ментами, очень живы их крайне просто вылепленные двуногие бойкие коньки-свистульки.

Обращают на себя внимание приемы отточенно быстрой лепки. Фигурка конька вылеплена из одного куска глины. После того как сформировалось округлое на конце тулово свистульки, от него оттянули вниз две коротенькие ножки, заостренные двумя-тремя движениями пальцев. Вверх от гордо выпяченной груди вытянулась шея, увенчанная небольшой головкой с острыми ушками, торчащими в разные стороны. Их лепили так нее, как и ножки,— слегка оттягивая от основного куска глины и сужая к концам. Ударом пальца коньку сделали нос, напоминающий плоский свиной пятачок, и, наконец, стис­нув двумя пальцами глину на шее, украсили ее ровным по­лукругом гривы. ^

Изображения медведя и коня встречаются в народной иг­рушке очень часто. Однако каждый гончар видит и передает свою натуру по-разному.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных