Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЖБАННИКОВСКАЯ ИГРУШКА




Среди народных промыслов Горьковской области первен­ство принадлежит художественной обработке дерева, что на­ложило отпечаток и на другие виды народного искусства. Так, под влиянием хохломской и городецкой росписи местные гон­чары использовали для покрытия глиняных изделий не гла­зури, а холодную роспись маслом, эмалями, они пишут по золотому, черному, красному фону хохломские травки, при­меняют штампики из куска губки или свернутого лоскута.

Это влияние ощущается в росписи игрушек JI. Г. Потатуева, работавшего в селе Жбанниково под Городцом. в 1930-е гг. (рис. 58). Он сплошь покрывал фигурки краской, так что

Рис. 58. J1. Г. Потатуев. Конек. Свистулька. Горьковская область, с. Жбанни­ково. 1934 год.

 

скрывался цвет черепка, применял штампики, серебрение, позолоту.

Игрушки Потатуева: птицы, коньки, козлы, бараны, соба­ки ,— тяжелы по пропорциям, коренасты, большеголовы, их туловища имеют обычную для свистулек форму конуса, под­держиваемого двумя коротенькими ножками. По-своему вы­разительны головы животных с большими глазами-углубле­ниями. Интересно, что среди этих статичных фигурок, у ко­торых головы одинаково направлены прямо и вверх, встреча­ются совершенно неожиданные изображения. Такова, напри­мер, свистулька-олень: голова животного, увенчанная красиво разветвленными рогами, резко повернута вправо, губы приот­крыты. Этот энергичный поворот необыкновенно оживляет фигурку. Такой отход от канона обычно характеризует мастера как человека талантливого и ищущего.

Свистульки вылеплены из светлой глины и раскрашены оранжевыми, зелеными, синими полосами по серебряному фо­ну или белыми и темно-синими полосами по красному фону. Встречаются и другие цветовые сочетания, но орнамент в ви­де поперечных полос, нередко нанесенных штампиком, сохраняется.

Приемы росписи по дереву, перешедшие в керамику, оп­равдываются спецификой искусства Горьковской области, но не должны являться примером для подражания. Кроющая, ло­жащаяся плотным слоем холодная роспись чужда глине, скры­вает ее фактуру и цвет, делает похожей на иные материалы и тем самым мешает выявлению декоративных и утилитарных качеств самой керамики.

ЛИПЕЦКАЯ ИГРУШКА

Среди игрушек, в декорировке которых применялось и гла­зурование, а на более позднем этапе — роспись маслом, следует отметить эффектные изделия гончаров села Романово близ Липецка. Ранние из игрушек (вторая половина XIX в.) мас­сивны, устойчивы, эпически спокойны: это все те же барыни, птицы, коровы. Несмотря на традиционность сюжетов, эти игрушки отличаются и характером лепки и росписью.

Фигурки животных монолитны, звери и птицы стоят на толстых ногах-столбиках, толсты их шеи, рога, массивным пластом ложатся крылья и хвосты птиц. Барыни не так тя­желовесны, у них короткие, прижатые к талии ручки, широкое, одной ширины с шеей, лицо с намеченными палочкой глаза­ми-точками, ноздрями, ртом; на голову нахлобучена кокетли­вая шляпка, на груди — огромные пуговицы-лепешки или брошь. Особенность липецкого декора игрушек — ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла. Так же нарублены края и тулья барыниной шляпы, радиально расходятся борозды на ее бро­ши. Этот прием особенно уместен, когда игрушки поливают глазурью, растекающейся по белому черепку и темнеющей в бороздах. Но липецкие игрушечники отказались от глазурей во имя большей пышности своих творений, наивно стремясь приблизить их к городской продукции, скрывая под плотной масляной краской шероховатости глиняного черепка.

Фантастическое зрелище — липецкие глиняные птицы, со­вершенно непохожие на скромные свистульки. Они иногда значительны по размерам. Длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на две короткие толстые ноги. Массивная шея несет небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную челкой у утки. Птицы театрально нарядны, богато их оперение; крылья, хвосты, сплошными тяжелыми двух- и трехрядными полукружиями расстилаются по земле. Иногда округлый хвост поднят вверх, как у индюка или павлина. Поверхность крыльев и хвостов дробится бороздками, ложащимися то елочкой, то радиально, то параллельно. Этот узор дополнен нанесенными штампиком круглыми розетками. Все великолепие игрушки довершает окраска маслом: голова и оперение покрываются темно-виш- невой, зеленой или черн<ш краской, края лепного убранства довольно грубо окаймлены серебром.

Липецкие гончары конца XIX — начала XX в. старательно стремились в своей пластике подражать фарфоровым стату­эткам, увлекались великосветскими сюжетами, изображая на­рядный дам, лихих офицеров и других представителей богатых столичных жителей, съезжавшихся в Липецк на лечебные воды. У)

КУРСКАЯ ИГРУШКА

Очень приятное впечатление производят изделия, в которых ощущается тактичное отношение мастера к материалу, жела­ние выявить его естественную красоту. К их числу относятся игрушки из Курской губернии (рис. 59, цв. вкл. 33, 37).

Черепок игрушек — светлый, почти белый. Некоторые из них покрыты орнаментальной росписью, некоторые — однотон­ной желтой или зеленой глазурью. Сюжеты обычные: барыни, всадники, всевозможные коньки, птицы. Здесь существует своя, не повторяемая в других районах манера лепки человеческих фигурок, небольших, аккуратных, изящных, даже несколько хрупких, что довольно необычно для глиняных игрушек. В то же время курские мастера отлично ощущают глиняную массу как материал податливый для лепки, и работы их вполне керамичны. Фигурки человечков сильно вытянуты вверх. Ха­рактерна маленькая, почти лишенная подбородка, слегка

Рис. 59. Барыня и всадник. Свистульки. Курская губерния. Начало XIX века.

сплюснутая головка на длинной шее. Глаза, рот, нос обозна­чены штрихами и углублениями. Руки обычно полусогнуты и упираются в бока, при этом ладони сплющены, примазаны к бокам фигурки. Барыни одеты в длинные юбки колоколом, их головы, как и головь* всадников, покрывает маленькая надвинутая на лоб шапочка. Эти игрушки приспособлены для свиста, причем свисток выполняется в виде птицы или кув­шинчика, которые барыня держит под рукой.

Делали здесь, как в других районах, остроумную по кон­струкции свистульку — миниатюрный горшочек с трубочкой- свистком в боку. В сосудик наливается вода, и, когда дуют в свисток, она бурлит, булькает, свиристит по-птичьи. Бока свистульки расписываются по белому фону ярко-розовыми, бирюзовыми, желтыми продольными полосами.

Роспись фигурок строится по определенной схеме в соот­ветствии со светлым фоном черепка. Головные уборы, рубахи всадников и верх женского платья покрываются однотонно, а юбки, как и туловища животных, украшены орнаментом из пятен и ромбической сетки. 1 Краски яркие, анилиновые, при­меняются, в частности, цветные чернила. Типичны такие со­четания: на барыне — малиновая шляпка, бирюзовая блузка или верх платья, на юбке чередуются полосы бирюзовой и


малиновой косой клетки; всадник в малиновой фуражке и желтой рубахе сидит на коне с малиновой головой и клетчатым зеленым и малиновым узором на шее и спине.

Роспись не перегружает игрушки, светлый фон открыт, мелкий, легко написанный орнамент хорошо гармонирует с изящными пропорциями фигурок.

ОРЛОВСКАЯ ИГРУШКА

Несколько лет назад благодаря работе исследователей на­родного искусства Орловской области стала известна игрушка деревни Плешково. Наличие залежей белых огнеупорных глин способствовало развитию здесь гончарного и игрушечного промысла.

Сюжеты свистулек обычны для народной игрушки: жен­ские фигурки, всадники, животные и птицы. А лепка и ро­спись, как и в каждом промысле, оригинальны.

Формы фигурок тяжеловатые, они монолитны, нерасчле- ненны, примитивны, но есть в этих персонажах своя вырази­тельность. Женскую фигурку лепят с одной рукой, а вторая, короткая, отставленная в сторону, представляет собой свисток; грудь петушка украшают тремя-четырьмя защипами, имити­рующими оперение. Так же изображается и грива коня.

Белые после обжига плешковские глины с поблескивающи­ми вкраплениями слюды делают поверхность изделий краси­вой и без раскраски. Расписывают игрушку сдержанно, по­зволяя любоваться фактурой и цветом черепка. Для росписи применяют смешанные с мукой анилиновые и растительные, собственного приготовления краски: малиновую,Цингою, зеле­ную. Орнамент прост: пятнышки, полоски, примитивные цве­точки, нанесенные на белый фон гусиным пером или расщеп­ленной палочкой.

Таков далеко не полный перечень некоторых центров про­изводства русской глиняной игрушки, бытовавшей в прошлом, частично сохранившейся в наше время, примечательной как рукотворное произведение народного художника, то живопис­но-эффектное, то скромное, сдержанно украшенное, но всегда выразительное, виртуозно выполненное.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных