ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЖБАННИКОВСКАЯ ИГРУШКАСреди народных промыслов Горьковской области первенство принадлежит художественной обработке дерева, что наложило отпечаток и на другие виды народного искусства. Так, под влиянием хохломской и городецкой росписи местные гончары использовали для покрытия глиняных изделий не глазури, а холодную роспись маслом, эмалями, они пишут по золотому, черному, красному фону хохломские травки, применяют штампики из куска губки или свернутого лоскута. Это влияние ощущается в росписи игрушек JI. Г. Потатуева, работавшего в селе Жбанниково под Городцом. в 1930-е гг. (рис. 58). Он сплошь покрывал фигурки краской, так что
скрывался цвет черепка, применял штампики, серебрение, позолоту. Игрушки Потатуева: птицы, коньки, козлы, бараны, собаки,— тяжелы по пропорциям, коренасты, большеголовы, их туловища имеют обычную для свистулек форму конуса, поддерживаемого двумя коротенькими ножками. По-своему выразительны головы животных с большими глазами-углублениями. Интересно, что среди этих статичных фигурок, у которых головы одинаково направлены прямо и вверх, встречаются совершенно неожиданные изображения. Такова, например, свистулька-олень: голова животного, увенчанная красиво разветвленными рогами, резко повернута вправо, губы приоткрыты. Этот энергичный поворот необыкновенно оживляет фигурку. Такой отход от канона обычно характеризует мастера как человека талантливого и ищущего. Свистульки вылеплены из светлой глины и раскрашены оранжевыми, зелеными, синими полосами по серебряному фону или белыми и темно-синими полосами по красному фону. Встречаются и другие цветовые сочетания, но орнамент в виде поперечных полос, нередко нанесенных штампиком, сохраняется. Приемы росписи по дереву, перешедшие в керамику, оправдываются спецификой искусства Горьковской области, но не должны являться примером для подражания. Кроющая, ложащаяся плотным слоем холодная роспись чужда глине, скрывает ее фактуру и цвет, делает похожей на иные материалы и тем самым мешает выявлению декоративных и утилитарных качеств самой керамики. ЛИПЕЦКАЯ ИГРУШКА Среди игрушек, в декорировке которых применялось и глазурование, а на более позднем этапе — роспись маслом, следует отметить эффектные изделия гончаров села Романово близ Липецка. Ранние из игрушек (вторая половина XIX в.) массивны, устойчивы, эпически спокойны: это все те же барыни, птицы, коровы. Несмотря на традиционность сюжетов, эти игрушки отличаются и характером лепки и росписью. Фигурки животных монолитны, звери и птицы стоят на толстых ногах-столбиках, толсты их шеи, рога, массивным пластом ложатся крылья и хвосты птиц. Барыни не так тяжеловесны, у них короткие, прижатые к талии ручки, широкое, одной ширины с шеей, лицо с намеченными палочкой глазами-точками, ноздрями, ртом; на голову нахлобучена кокетливая шляпка, на груди — огромные пуговицы-лепешки или брошь. Особенность липецкого декора игрушек — ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла. Так же нарублены края и тулья барыниной шляпы, радиально расходятся борозды на ее броши. Этот прием особенно уместен, когда игрушки поливают глазурью, растекающейся по белому черепку и темнеющей в бороздах. Но липецкие игрушечники отказались от глазурей во имя большей пышности своих творений, наивно стремясь приблизить их к городской продукции, скрывая под плотной масляной краской шероховатости глиняного черепка. Фантастическое зрелище — липецкие глиняные птицы, совершенно непохожие на скромные свистульки. Они иногда значительны по размерам. Длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на две короткие толстые ноги. Массивная шея несет небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную челкой у утки. Птицы театрально нарядны, богато их оперение; крылья, хвосты, сплошными тяжелыми двух- и трехрядными полукружиями расстилаются по земле. Иногда округлый хвост поднят вверх, как у индюка или павлина. Поверхность крыльев и хвостов дробится бороздками, ложащимися то елочкой, то радиально, то параллельно. Этот узор дополнен нанесенными штампиком круглыми розетками. Все великолепие игрушки довершает окраска маслом: голова и оперение покрываются темно-виш- невой, зеленой или черн<ш краской, края лепного убранства довольно грубо окаймлены серебром. Липецкие гончары конца XIX — начала XX в. старательно стремились в своей пластике подражать фарфоровым статуэткам, увлекались великосветскими сюжетами, изображая нарядный дам, лихих офицеров и других представителей богатых столичных жителей, съезжавшихся в Липецк на лечебные воды. У) КУРСКАЯ ИГРУШКА Очень приятное впечатление производят изделия, в которых ощущается тактичное отношение мастера к материалу, желание выявить его естественную красоту. К их числу относятся игрушки из Курской губернии (рис. 59, цв. вкл. 33, 37). Черепок игрушек — светлый, почти белый. Некоторые из них покрыты орнаментальной росписью, некоторые — однотонной желтой или зеленой глазурью. Сюжеты обычные: барыни, всадники, всевозможные коньки, птицы. Здесь существует своя, не повторяемая в других районах манера лепки человеческих фигурок, небольших, аккуратных, изящных, даже несколько хрупких, что довольно необычно для глиняных игрушек. В то же время курские мастера отлично ощущают глиняную массу как материал податливый для лепки, и работы их вполне керамичны. Фигурки человечков сильно вытянуты вверх. Характерна маленькая, почти лишенная подбородка, слегка Рис. 59. Барыня и всадник. Свистульки. Курская губерния. Начало XIX века. сплюснутая головка на длинной шее. Глаза, рот, нос обозначены штрихами и углублениями. Руки обычно полусогнуты и упираются в бока, при этом ладони сплющены, примазаны к бокам фигурки. Барыни одеты в длинные юбки колоколом, их головы, как и головь* всадников, покрывает маленькая надвинутая на лоб шапочка. Эти игрушки приспособлены для свиста, причем свисток выполняется в виде птицы или кувшинчика, которые барыня держит под рукой. Делали здесь, как в других районах, остроумную по конструкции свистульку — миниатюрный горшочек с трубочкой- свистком в боку. В сосудик наливается вода, и, когда дуют в свисток, она бурлит, булькает, свиристит по-птичьи. Бока свистульки расписываются по белому фону ярко-розовыми, бирюзовыми, желтыми продольными полосами. Роспись фигурок строится по определенной схеме в соответствии со светлым фоном черепка. Головные уборы, рубахи всадников и верх женского платья покрываются однотонно, а юбки, как и туловища животных, украшены орнаментом из пятен и ромбической сетки. 1 Краски яркие, анилиновые, применяются, в частности, цветные чернила. Типичны такие сочетания: на барыне — малиновая шляпка, бирюзовая блузка или верх платья, на юбке чередуются полосы бирюзовой и малиновой косой клетки; всадник в малиновой фуражке и желтой рубахе сидит на коне с малиновой головой и клетчатым зеленым и малиновым узором на шее и спине. Роспись не перегружает игрушки, светлый фон открыт, мелкий, легко написанный орнамент хорошо гармонирует с изящными пропорциями фигурок. ОРЛОВСКАЯ ИГРУШКА Несколько лет назад благодаря работе исследователей народного искусства Орловской области стала известна игрушка деревни Плешково. Наличие залежей белых огнеупорных глин способствовало развитию здесь гончарного и игрушечного промысла. Сюжеты свистулек обычны для народной игрушки: женские фигурки, всадники, животные и птицы. А лепка и роспись, как и в каждом промысле, оригинальны. Формы фигурок тяжеловатые, они монолитны, нерасчле- ненны, примитивны, но есть в этих персонажах своя выразительность. Женскую фигурку лепят с одной рукой, а вторая, короткая, отставленная в сторону, представляет собой свисток; грудь петушка украшают тремя-четырьмя защипами, имитирующими оперение. Так же изображается и грива коня. Белые после обжига плешковские глины с поблескивающими вкраплениями слюды делают поверхность изделий красивой и без раскраски. Расписывают игрушку сдержанно, позволяя любоваться фактурой и цветом черепка. Для росписи применяют смешанные с мукой анилиновые и растительные, собственного приготовления краски: малиновую,Цингою, зеленую. Орнамент прост: пятнышки, полоски, примитивные цветочки, нанесенные на белый фон гусиным пером или расщепленной палочкой. Таков далеко не полный перечень некоторых центров производства русской глиняной игрушки, бытовавшей в прошлом, частично сохранившейся в наше время, примечательной как рукотворное произведение народного художника, то живописно-эффектное, то скромное, сдержанно украшенное, но всегда выразительное, виртуозно выполненное. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|