ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ДЫМКОВСКАЯ РАСПИСНАЯСреди многочисленных промыслов выделяются три крупных центра, мастера которых с неизменным успехом продолжают работать в наши дни и прославили свое искусство далеко за рубежами нашей Родины. ч Первым среди этих промыслов следует назвать кировский (бывший Вятский). Игрушка, которую здесь выполняют, известна под названием дымковской. Дымково — слобода Вятки, где зародился и расцвел игрушечный промысел (цв. вкл. 38). Дымковскому промыслу посвящена специальная литература, его изделия завоевали необычайную популярность» Уже в начале нашего века ее начали коллекционировать, писать о ней. Первым исследователем «дымки» был художник А. И. Денынин, инициатор и основной организатор восстановления промысла после Октябрьской революции. Предполагается, что промысел возник в глубокой древности, когда под Вяткой (старинное наименование — Хлынов) в ночной битве, не распознав друг друга, сразились два дружественных войска. С тех пор по случайно погибшим Каждую весну справляли тризну. А позже этот ритуал потерял свой драматический смысл и превратился в весеннее гулянье, праздник так называемой свистуньи. На празднике свистели в глиняные свистульки, кидались расписными глиняными шариками. Спрос на подобные изделия, особенно весной, был постоянным, производство их, а затем и других игрушек, оказалось выгодным.ШЪлободе Дымково, где делали игрушки, были отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла. В конце концов в промысле сложились оригинальные приемы лепки и декорирования игрушки и свой художественный стиль. Та «дымка», которая известна нам,— ярко расписанные фигурки барынь, кавалеров, кормилиц — своеобразно отражает быт и моды губернского города XIX в., но в лепке игрушек, внешний облик которых сложился в этот поздний период, сохранились приемы, тяготеющие к древнейшим временам, к архаической скульптуре. При всей своей наивности и условности дымковская игрушка образна и выразительна. Крупноголовые, спокойно осанистые фигурки, статичные, как бы исполненные своеобразного достоинства, забавно передают праздную пресыщенность нарядной барыни или величественность не менее нарядной кормилицы в кокошнике и оборчатом переднике. Кавалеры — скромнее: это обычно более мелкие фигурки, неотъемлемые от свистульки в виде конька, с которым верховой, не имеющий ног, представляет одно целое. В самом деле, очень трудно вылепить фигурку на длинных ногах: они должны быть очень толстыми, чтобы не оседать под тяжестью корпуса. И мастерица предельно обобщает форму, налепляя на конька торс всадника или просто подпирая сзади мужскую фи- гурку в длиннополом, почти скрывающем ноги сюртуке конусообразной, тоже расписанной орнаментом свистулькой. Выразительность, боевой задор свистулек — козлов, коньков, баранов, уток — достигаются простейшими приемами: лепкой энергично вскинутой головы и широко расставленных коротеньких ножек. i- " V...5 f i, HIt i.Ь t,, Особо украшается, «утка-барыня»: на нее надевается обррчатая пелеринка. Встречаются парные упряжки и тройки коней:, на удлиненном туловище-свистульке сидят две-три головы. Легким поворотом и наклоном голов в разные стороны удивительно верно выражено стремительное движение упряжки. Сюжетика дымковских игрушек постоянно обогащается. В наше время появились создаваемые в традиционных рамках разнообразные группы: гулянья, катанья на лодке, хороводы и др. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|