Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЯРОСЛАВСКАЯ ИГРУШКА




В Ярославской области делали архаичные по форме сви­стульки в виде коней или птиц с веретенообразными массив­ными туловищами, двумя крохотными передними ножками, одинаково длинными изогнутыми шеями. Различие было в том, что небольшие головки птиц украшал гребешок, а конь имел заостренные уши. Игрушки покрывали глазурью или белой масляной краской с синими и красными полосами и пятнами. Если мастер собирался изобразить всадника, приме­нялся оригинальный метод, неизвестный в других промыслах. Так, А. С. Балашов из деревни Лаврово (на юге Ярославской области) оттискивал отдельно фигурку всадника в глиняной формочке, а затем сажал его на лепного коня. При этом конь


и всадник резко отличались друг от друга по манере испол­нения: свистулька-конь — округлая, как бы обкатанная, глад­кая, обобщенная; фигурка человечка плоская, покрытая мел­ким дробным рельефным орнаментом, напоминающая печат­ные пряники.

На Ярославщине, как, впрочем, почти везде, где выполня­лась глиняная игрушка, делали посуду, воспроизводившую в миниатюре предметы крестьянского и городского Обихода. Эти маленькие крыночки, мисочки, горшочки поливали гла­зурями: бесцветной по красному черепку, яркой зеленой — по светлому. Такие игрушки представляют интерес не только потому, что доставляли массу удовольствия детям, но и по­тому, что они повторяли формы местных бытовых гончарных изделий.

АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА

Среди игрушечников были и есть рядовые мастера и яркие творческие индивидуальности. Большинство дореволюционных гончаров остались безвестными. Но уже в 1920—30-е гг. имена многих даровитых мастеров становятся известными, например работавшего в селе Абашево Пензенской области талантливого Лариона Зоткина. В его работах чувствуется дарование фан­тазера и сказочника, виртуозно владевшего довольно сложны­ми приемами лепки, очень интересно ощущавшего цвет.

Свистульки Зоткина выполнены в виде фигурок животных с длинным туловищем, короткими, широко расставленными ногами, длинной, пластично выгнутой шеей, маленькой, тща­тельно вылепленной головой, большими глазами-углублени­ями. Они весьма задорны и горделивы. И им есть чем гор­диться: головы козлов, оленей, баранов украшены большими, красиво изогнутыми, иногда многоярусными рогами, кудря­выми челками, узорчатыми бородами, гривами, расписанными яркими эмалевыми красками в самых неожиданных сочета­ниях. Здесь можно увидеть голубого барана с могучими се­ребряными рогами, зеленую в серебряных пятнах собаку, крас­ного оленя с многоярусными, раззолоченными рогами.

Самые обычные домашние животные превращаются в ру­ках Зоткина в сказочные существа неведомой породы. Фанта­зия его поистине безудержна. Вот он сделал льва, которого ни­когда не видел в натуре. Вся фигурка животного полна забав­ной воинственности. Его массивная голова увенчана тремя ост­рыми выступами, на шею и грудь ровными рядами спускаются полукруглые чешуйки, изображающие гриву, пасть приоткры­та, глаза, и без того большие, окружены ободком точечных уг­лублений. Соответственна пластике и окраска: туловище тем- но-красное, голова и грива ярко-голубые, лапы неокрашенные* натурального коричневого цвета глины.


Традиции творчества талантливого мастера продолжает в наше время А. Зоткин. Его звери-свистульки похожи на иг­рушки JI. Зоткина, однако в росписи их меньше фантазии и разнообразия. А. Зоткин применяет глазурование игрушек бесцветной поливой по коричневой глине, что несколько сгла­живает фактуру керамики, делает фигурки обтекаемыми,— потеряв многоцветие и остроту пластики, они становятся менее броскими, сказочными, чем расписные.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных