ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЯРОСЛАВСКАЯ ИГРУШКАВ Ярославской области делали архаичные по форме свистульки в виде коней или птиц с веретенообразными массивными туловищами, двумя крохотными передними ножками, одинаково длинными изогнутыми шеями. Различие было в том, что небольшие головки птиц украшал гребешок, а конь имел заостренные уши. Игрушки покрывали глазурью или белой масляной краской с синими и красными полосами и пятнами. Если мастер собирался изобразить всадника, применялся оригинальный метод, неизвестный в других промыслах. Так, А. С. Балашов из деревни Лаврово (на юге Ярославской области) оттискивал отдельно фигурку всадника в глиняной формочке, а затем сажал его на лепного коня. При этом конь и всадник резко отличались друг от друга по манере исполнения: свистулька-конь — округлая, как бы обкатанная, гладкая, обобщенная; фигурка человечка плоская, покрытая мелким дробным рельефным орнаментом, напоминающая печатные пряники. На Ярославщине, как, впрочем, почти везде, где выполнялась глиняная игрушка, делали посуду, воспроизводившую в миниатюре предметы крестьянского и городского Обихода. Эти маленькие крыночки, мисочки, горшочки поливали глазурями: бесцветной по красному черепку, яркой зеленой — по светлому. Такие игрушки представляют интерес не только потому, что доставляли массу удовольствия детям, но и потому, что они повторяли формы местных бытовых гончарных изделий. АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА Среди игрушечников были и есть рядовые мастера и яркие творческие индивидуальности. Большинство дореволюционных гончаров остались безвестными. Но уже в 1920—30-е гг. имена многих даровитых мастеров становятся известными, например работавшего в селе Абашево Пензенской области талантливого Лариона Зоткина. В его работах чувствуется дарование фантазера и сказочника, виртуозно владевшего довольно сложными приемами лепки, очень интересно ощущавшего цвет. Свистульки Зоткина выполнены в виде фигурок животных с длинным туловищем, короткими, широко расставленными ногами, длинной, пластично выгнутой шеей, маленькой, тщательно вылепленной головой, большими глазами-углублениями. Они весьма задорны и горделивы. И им есть чем гордиться: головы козлов, оленей, баранов украшены большими, красиво изогнутыми, иногда многоярусными рогами, кудрявыми челками, узорчатыми бородами, гривами, расписанными яркими эмалевыми красками в самых неожиданных сочетаниях. Здесь можно увидеть голубого барана с могучими серебряными рогами, зеленую в серебряных пятнах собаку, красного оленя с многоярусными, раззолоченными рогами. Самые обычные домашние животные превращаются в руках Зоткина в сказочные существа неведомой породы. Фантазия его поистине безудержна. Вот он сделал льва, которого никогда не видел в натуре. Вся фигурка животного полна забавной воинственности. Его массивная голова увенчана тремя острыми выступами, на шею и грудь ровными рядами спускаются полукруглые чешуйки, изображающие гриву, пасть приоткрыта, глаза, и без того большие, окружены ободком точечных углублений. Соответственна пластике и окраска: туловище тем- но-красное, голова и грива ярко-голубые, лапы неокрашенные* натурального коричневого цвета глины. Традиции творчества талантливого мастера продолжает в наше время А. Зоткин. Его звери-свистульки похожи на игрушки JI. Зоткина, однако в росписи их меньше фантазии и разнообразия. А. Зоткин применяет глазурование игрушек бесцветной поливой по коричневой глине, что несколько сглаживает фактуру керамики, делает фигурки обтекаемыми,— потеряв многоцветие и остроту пластики, они становятся менее броскими, сказочными, чем расписные. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|