ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Предмет философии и специфика философского мышления, структура философского знания. Философия и наука. Методы философии.В. А. Гордилов ФИЛОСОФИЯ Учебное пособие для студентов агрономического факультета, по направлениям подготовки 022000.62 «Экология и природопользование», 120700.62 «Землеустройство и кадастры» 110400.62 – Агрономия 110100.62 – Агрохимия и агропочвоведение
Белгород 2015
Философия: Учебное пособие / В.А. Гордилов. - Белгород: Изд-во БелГАУ им. В. Я. Горина 2015. - 198 с. Рецензенты: канд. филос. наук, доцент кафедры философии и теологии НИУ БелГУ М. Ю. Ширманова, канд. филос. наук, доцент кафедры профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин А. А. Крисанов Составитель: кандидат философских наук, доцент В.А. Гордилов Учебное пособие дисциплины «Философия» предназначено для студентов очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 022000.62 «Экология и природопользование», 120700.62 «Землеустройство и кадастры», 110400.62 «Агрономия»,110100.62 «Агрохимия и агропочвоведение». Пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по данным специальностям, а также в соответствии с учебной программой очного и заочного отделения агрономического факультета БелГАУ. В состав пособия входят глоссарий и вопросы для самоконтроля. Рекомендовано к изданию на заседании кафедры профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин _____________2015 года (протокол №)
Рекомендовано к изданию Советом общеакадемических кафедр БелГСХА им. В.Я. Горина _____________2015 года (протокол №)
© Гордилов В.А. © Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина, 2015 Содержание: Модуль 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Тема1:Предмет философии.Место и роль философии в культуре с.6 1.1. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. 1.2. Предмет философии и специфика философского мышления, структура философского знания. Философия и наука. Методы философии. 1.3. Функции философии, предназначение философии, ее роль в жизни общества и человека. Тема 2. Античная философия с.12 2.1. Культурно - исторические предпосылки возникновение древнегреческой философии. 2.2. Раннегреческая натурфилософия, онтологизм древнегреческой философии. Философия Гераклита и Демокрита. 2.3. Философия Сократа. Учение Сократа - рождение философии нового типа. 2.4. Основные идеи философии Платона (линия Платона), учение Платона об идеальном государстве. 2.5. Философия Аристотеля и ее основные идеи. Тема 3. Философия средневековья и эпохи 3.1. Основные принципы религиозно-философского мировоззрения. 3.2. Учение Августина Аврелия. Патристика. 3.3. Схоластика. Учения Фомы Аквинского. 3.4. Мировоззрение человека эпохи возрождения, гуманизм философии эпохи возрождения. Тема 4. Философия Нового времени с. 18 4.1. Учение Френсиса Бекона. Ф. Бэкон – основоположник эмпирического направления в философии. Индукция как главный метод эмпирического познания. Три пути познания Бэкона. Препятствия на пути познания («призраки»). 4.2. Учение Рене Декарта. Декарт – основоположник рационализма. Научный метод познания – дедукция. Учение о врожденных идеях - аксиомах. 4.3. Томас Гоббс и Джон Локк о государстве и естественных правах человека. 4.4. Основные идеи философии просвещения. Тема 5 Классическая немецкая философия с. 23 5.1. Философская система И. Канта. Теория познания Канта. Агностицизм. Категорический императив Канта. 5.2. Философская система и метод Гегеля (объективный идеализм, носящий энциклопедический характер, метод - диалектика). 5.3. Антропологический материализм Людвига Фейербаха. 5.4. Философия марксизма (материалистическая диалектика, материалистическое понимание истории и общества, проблема отчуждения человека, создание гуманистической концепции человека, свободной индивидуальности). Тема 6. Неклассическая философия, философия иррационального. с.30 6.1. Философия воли Шопенгауэра (воля к жизни) и Ницше (воля к власти). 6.2.- 6. 11. Философия ХХ века. Тема 7. Русская философия. с. 60 7.1. Философия 19 века. Западники и славянофилы. Проблема выбора исторического пути развития России. 7.2. Философия всеединства В. Соловьева. 7.3. Философия свободы Н. Бердяева. 7.4. Философия русского космизма. МОДУЛЬ 2 СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС Тема 8. Философия бытия с. 66 8.1. Многообразие картин мира, научная картина мира. 8.2. Категория бытия. Виды бытия. 8.3. Материя. Ее основные формы и свойства. 8.4. Диалектическая взаимосвязь материи, пространства и времени. Тема 9: Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии с. 73 9.1 Диалектика и ее альтернативы (метафизика). 9.2. Закон единства и борьбы противоположностей. 9.3. Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные. 9.4. Закон отрицания отрицания. 9.5. Категории диалектики. Тема 10. Теория познания. с. 86 10.1. Что я могу знать? Познание как предмет философского анализа, субъект и объект познания. Познание как взаимодействие субъекта и объекта. 10.2. Проблема способов познания, чувственное и рациональное познание, формы чувственного и рационального познания, сенсуализм и рационализм. 10. 3. Проблема истины, истина и заблуждение, знание и вера, истина и вера. Тема 11. Человек и природа с. 95 11. 1. Понятие природы. Живая и неживая природа, их качественное развитие и взаимосвязь. 11.2. Природа и общество. Изменение отношения человека к природе в ходе истории. 11.3. Глобальная экологическая проблема и пути ее решения. Тема 12. Философия общества. Общество как система. с. 103 12.1. Понятие общества, специфика социального познания. 12.2. Общество как система, общественное бытие и общественное сознание, их взаимодействие. Основные подсистемы общества (сферы): социальная, экономическая, духовная и политико-правовая. 12.3. Формы общественного сознания: миф, религия, философия, право, мораль, искусство, наука. Тема 13 Философия истории. с.113 13.1. Понятия «история» и «философия истории», смысл истории. 13.2. Формационный подход к историческому процессу. 13.3. Цивилизационный подход к историческому процессу. 13.4. Информационное общество. Тема 14. человек и смысл его существования. с.127 14. 1. Проблема человека в истории философской мысли. 14.2. Проблема человека в современной антропологии. Характеристика человеческого бытия. 14. 3.Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность. 14. 4.Жизнь, смысл жизни, смерть и бессмертие человека. Смысл и назначение человеческого бытия. Тема 15. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА. С.144 15.1.Понятие «культура». 15.2. Основные функции культуры. 15.3. Основные формы культуры человека. Тема 16. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. с.167 16.1. "Аристотелевская" и "галилеевская" науки. Стандартная концепция научного знания. 16.2. Структура научного объяснения. Критерии демаркации науки и не-науки. 16.3. Роль парадигм в науке. Методология научно-исследовательских программ Литература------------------------------------------------------------------------------------------------------с.184 Вопросы для самоконтроля----------------------------------------------------------------------------------с.186 Глоссарий--------------------------------------------------------------------------------------------------------с.198
ВВЕДЕНИЕ
XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся особенно актуальными. В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями человека. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры. В рамках данного пособия студенты знакомятся с историей и теорией философии, исследуют основные философские проблемы, содержанием понятий и категорий философского мышления. В ходе освоения данного материала предполагается достижение следующей цели: приобщение к историческим типам философского мышления и формирование способности к теоретическому мышлению и самостоятельному анализу мировоззренческих проблем. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач: раскрыть содержание основных этапов развития философии и исторических типов философского мышления, ознакомить с основными учениями, школами, течениями и направлениями мировой и отечественной философии, ознакомить студентов с широким спектром мнений выдающихся мыслителей по всему кругу вопросов, охватывающих проблемное поле философии, формировать универсальное мировоззрение, обогащённого знакомством с богатствами, выработанными человеческой мыслью на протяжении тысячелетий, развивать способность к самостоятельному анализу и осмыслению принципиальных вопросов мировоззрения, постоянно находившихся в поле внимания философов, раскрыть и освоить содержание основных понятий и категорий философии, выявить взаимосвязь философии и культуры. Курс философии относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин и предполагает общее знакомство с историей развития мировой культуры, основами отечественной и всемирной политической и социально-экономической истории.
Тема 1: Предмет философии. Место и роль философии в культуре. 1.1. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Предмет философии и специфика философского мышления, структура философского знания. Философия и наука. Методы философии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|