ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные идеи философии просвещения. В последней трети XV! - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, а с середины XVII века буржуазная революция развертывается в Англии
В последней трети XV! - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, а с середины XVII века буржуазная революция развертывается в Англии. Эти революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, но и в общественном сознании. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, главенствующее место в которой занимает механика. Социальные преобразования и развитие науки Нового времени вызвали к жизни новую ориентацию философии, которая стала опираться главным образом на науку. На первый план в философии этoгo периода выходят проблемы теории познания - гносеологии, и в первую очередь - проблема метода научного познания. Гносеология из второстепенной отрасли философии поднялась до уровня онтологии и стала одним из главных разделов любой философской системы. Онтология – общая теория бытия, характеризовалась перенесением законов механики на все виды движения, в том числе и общество. Мир – это механизм. Деизм – признание Бога первопричиной, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающемуся в его ход. Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Новое время (Декарт) выделяет две субстанции: 1)духовная (идеи) – обладает врожденными идеями, приобретается в опыте. Ее атрибут – мышление, она неделима; 2)материальная (вещи) – телесная - атрибут – протяженность, делимость до бесконечности. Центральная и исходная точка философии Нового времени – размышляющий субъект, который самостоятельно создает новые формы познания мира. Философия создает концепцию человека разумеющего. Человек единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволяет ему возвысится над природой. В гносеологии – разработка новых научных методов познания: 1)эмпирически – индуктивного (Бекон); 2)рационально – дедуктивного (Декарт).
4.1. Учение Френсиса Бекона. Ф. Бэкон – основоположник эмпирического направления в философии. Английский философ Ф. Бэкон (1561-1626 гг.) был родоначальником английского эмпиризма - учения об опыте. Под эмпиризмом понимается направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Метод Бэкона основывался на признании ведущей роли опыта в познании. Познание есть изображение внешнего мира в сознании человека, оно начинается с чувственных восприятий этого мира, которые нуждаются в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении. Главным методом познания в системе Бэкона выступает индукция, в которой порядок движения мысли - от частного к общему. Индукция – это обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов, теории. Это единственная истинная форма доказательства, опирающаяся на показания органов чувств. Индуктивный метод Бэкона широко используется конкретными науками, опирающимися на непосредственные эмпирические исследования. Лозунг Френсиса Бекона - «Знание – сила». Он разработал научный метод как основное орудие познания природы и подчинения ее власти человека. Высшей целью науки является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам». Задача познания – господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Могуч тот кто может, а может тот, кто знает. «Могуществен тот, кто обладает знанием». Путем ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый должен идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т. е. применять индуктивный метод познания. Философия должна носить практический характер. Основы теории познания: 1. Критика схоластики и сомнение во всем, что до сих пор считается истиной. 2. Наука должна быть эмпирической - опыт, наблюдения, эксперимент. Существуют два вида опытов: первый-плодоносный–приносит пользу человеку, второй - светоносный – развивает теорию. 3. Необходима новая теория индукции, новая форма обобщения опытных данных. 4. Необходим новый эффективный метод изучения природы. «Путь паука» -построение теории без обращения к фактам и «путь муравья» -собирание фактов без формирования обобщений не подходит. «Путь пчелы» является единственно истинным. Он соединяет в себе достоинство двух первых «путей», но свободен от их недостатков. Это путь от ощущений и восприятий к опыту, а от него к рациональной переработки эмпирического материала, обобщениям, к постулатам и аксиомам 5. Человек должен освободить свой разум от заблуждения или 4 идолов: 1-й – идол рода - ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду; 2-й – идол пещеры - искаженные индивидуальные представления о действительности; 3-й – идол рынка - ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов; 4-ый – идол театра - ложные представления возникающие вследствие подчинения ума ложным авторитетам, теориям, философским учениям.
4.2. Учение Рене Декарта. Декарт – основоположник рационализма. Научный метод познания – дедукция. Учение о врожденных идеях - аксиомах. Французский философ Р. Декарт (1598-1650 гг.), представитель рационалистического подхода к изучению явлений природы. Рационализм представляет собой философское направление, признающее разум, мышление основой познания и поведения людей. Рационализм – это философское воззрение, признающее разум источником познания и критерием его истинности, предполагает наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результат познания. Методом познания в системе Декарта является дедукция, в которой движение мысли происходит от общего к частному. Дедукция – это рассуждение и выведение новых знаний из аксиом. Аксиомы воспринимаются человеком с помощью интеллектуальной интуиции. Суть метода Декарта сводится к двум основным положениям: 1. В познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, т.е. в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция - твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения. Первичной исходной интеллектуальной интуицией, из которой выводятся все знания о мире, является положение: "Я мыслю, следовательно, существую". 2. Из этих интуитивных воззрений разум должен на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Правила рационалистического метода: 1) допускать в качестве истинных только те положения, которые не вызывают ни каких сомнений в их истинности; 2) расчленять каждую сложную проблему на составляющие части; 3) методически-последовательно переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; 4)не допускать пропусков в логических исследованиях: Декарт сформулировал три следующих правила дедуктивного метода: 1) во всяком вопросе должно содержаться неизвестное; 2) это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного; 3) в вопросе должно содержаться нечто известное. .
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|