Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философская система И. Канта. Теория познания Канта. Агностицизм. Категорический императив Канта.




Характеристики классической немецкой философии:

1. Понимание философии как критической совести и души культуры. Философия призвана осуществлять критическую рефлексию к человеку.

2. Разработка философии как сложной, дифференцированной системы наук. Кант: гносеология, этика - учение о морали. Гегель: логика, философия природы, философия истории, философия права, эстетика, история философии.

3. В этот период разработаны категориальный аппарат и техника философского мышления.

4. Акцент с анализа природы смещается на исследование человеческого мира и истории. Осознается, что человек живет не только в мире природы, но и в мире культуры.

5. Разработана целостная концепция развития, прикладываемая к природе, к обществу и человеку, мышлению, познанию, науке и нравственности.

 

Иммануил Кант (1724 – 1804г.) совершил переворот в философии, суть которого в рассмотрении познания как деятельности, протекающей по своим законам. Предмет философии Канта – специфика познающего субъекта, который определяет и способ, и результат познания. В докритический период он обосновывает идею самообразования вселенной из первоначальной туманности. В критический – критика чистого разума, в котором критикует познавательные способности человека и критика практического разума, в котором выясняется природа человеческой нравственности. Отсюда три вопроса Канта: "Что я могу знать?", "На что я смогу надеяться?", "Что я должен делать?". На первый вопрос отвечает метафизика, т.е. философия, на второй - религия, на третий - мораль.

 

По утверждению Канта, имеется две формы человеческого познания - чувственность и рассудок, руководимый разумом. Кант рассматривал процесс познания как активный творческий процесс конструирования познавательных объектов в мышлении познающего субъекта. Познания включают в себя оценочный компонент, а так же веру и нравственное убеждение. Условием истинного знания являются обработка эмпирического факта посредством априорных форм познания, категорий и законов мышления.

В отличие от эмпириков Кант подчеркнул идею категориальной активности, категориальной обусловленности человеческого сознания и познания. Знание становится подлинным, теоретическим и приобретает всеобщее значение лишь благодаря категориям, нормам, при помощи которых формируются материалы созерцания. Эмпирическое знание, суждение, восприятие получают значение объективности и научности лишь благодаря категориям рассудка.

По Канту, всеобщим условием возможности истинного знания является деятельная обработка эмпирического факта посредством категорий, законов мышления. Только с их помощью возникают априорные знания, в которых синтезированы все наши созерцания.

Весь мир наших созерцаний закономерно формируется силой воображения по нормам категорий, почему и сами категории и вытекающие из них законы всегда могут быть снова открыты в нем.

Наши представления о вещах всегда отличаются от "вещи в себе", или "вещи самой по себе". "Вещь для нас", т.е. воспринимаемый нами объект, всегда есть лишь 'сторона объекта, "вещи самой по себе". Вещь для нас – явление. Вещь в себе – сущность. Кант говорил, что человеку не дано познать вещь в себе. Агностицизм Канта. "Вещь в себе»" - одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" - это внутренняя сущность вещи, которая до конца никогда не будет познана разумом.

Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

- внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аффицирова­ние") на органы чувств человека;

- органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

- человеческое сознание приводит полученные органами чувств разроз­ненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;

- целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на ос­новании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами об­раз внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

- реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, являет­ся "вещью в себе" - субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

- человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира - "вещей в себе", но не их внут­реннюю сущность.

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроница­емые границы:

- собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возника­ют неразрешимые противоречия - антиномии;

- внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы - образы от непознаваемых "вещей в себе" - окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

- формы чувственности;

- формы рассудка;

- формы разума.

Познание по Канту проходит 3 ступени: 1ступень - чувственного созерцания, 2ступень - рассудка, 3ступень - разума. Процесс познания – это наложение априорных, доопытных форм чувственности, категорий рассудка и идей разума человека на материал ощущений. Вывод: то, что мы считаем законами природы, есть связь, которая вносит в мир наш разум.

Чувственность - первый уровень сознания. Формы чувственности - про­странство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально си­стематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени. Достоверность научного знания первого уровня обусловлена априорными формами чувственности (пространство и время).

Рассудок - следующий уровень сознания. Формы рассудка - категории - пре­дельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее ос­мысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий - коли­чество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.). Априорные формы рассудка – логические категории обуславливают достоверность естественно - научного знания.

Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др. Философия, по Канту, является наукой о высших идеях. На этой ступени познания разум стремится выяснить сущность мира, души и Бога и сталкивается с непримиримыми противоречиями (антиномиями чистого разума), которые состоят из двух одинаково неопровержимых положений. Расширяя рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, он назвал антиномиями.

Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Мир не имеет начала во времени и безграничен.

Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ. Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. В мире нет ничего простого.

Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ. Существует не только причинность, но и свобода. Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы.

Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА. Есть Бог – безусловно необходимое существо – причина всего сущего. Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа – причины всего сущего.

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба про­тивоположных положения антиномий - разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познаватель­ных способностей разума.

 

Наряду с "чистым разумом" - сознанием, осуществляющим мыслитель­ную деятельность и познание, Кант выделяет "практический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем произведении - "Критика практического разума". Главные проблемы "Критики практического разума":

- Какой должна быть мораль?

- Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам:

- чистая нравственность - признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;

- между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, по­буждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;

- мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.

В соответствии со своей философией, Кант разделял мир человека; и человеческих отношений на сферу явлений, где человек под влиянием чувственных воздействий и склонностей проявляет себя как природно- чувственное существо, и сферу умопостигаемых процессов и отношений, где человек рассуждает и совершает поступки в соответствии с высшими принципами разума. Последняя сфера есть специфически человеческая сфера моральности, культуры, самой социальности. Именно в мире умопостигаемых отношений свободная воля практического разума принуждает индивида действовать не в силу эгоистически-себялюбивых стремлений к чувственному удовольствию, а в соответствии с категорическим императивом, по требованиям долга и адекватно выдвигаемым свободным разумом целям.

И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, кото­рый имеет высший и безусловный характер, и назвал его категоричес­ким императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». Поступай так, чтобы максимума твоей воли, могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Высшим критерием нравственности выступает категорический императив практического разума. Он не признает ни каких условий, в зависимости от которых определялось бы исполнение моральных обязанностей человека. Нравственно нужно поступать ради самой нравственности, а не ввиду какого – либо вознаграждения, материальных выгод, славы и т. п. Моральный долг исполняется ради самого долга, а не ради каких – либо конечных (эмпирических ограниченных) целей жизни. Именно всеобщность является признаком морально оправданного поступка.

Императив – это правило, содержащее «объективное принуждение к поступку». Оно заложено в человеке как трансцендентальном субъекте до всякого опыта. Категорический императив утвержден Богом. Бог поддерживает порядок и гарантирует справедливость воздаяния в потустороннем мире.

В настоящее время моральный закон (категорический императив), сфор­мулированный Кантом, понимается следующим образом:

1. Человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;

2.Человек должен относиться к другому человеку (как и он – мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству. В поступках исходи из того, что человек – наивысшая ценность.

3. Все поступки должны делаться на благо общества.

Кант считал, что человек наделен изначально злой природой и видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следова­нии моральному закону (категорическому императиву). Мораль основывается на безусловном соблюдении чувства долга. Человек по отношению к другим должен проявлять себя как разумное, ответственное существо. Нравственный императив – это повиновение в свободе.

Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого - высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характери­зуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет две­надцать и делит их на четыре класса по три в каждом. Данными классами являются: количество; качество; отношение;модальность, то есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.

Сами категории: количества - единство, множество, цельность; качества - реальность, отрицание, ограничение; отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие; модальность - возможность и невозможность, существование и несу­ществование, необходимость и случайность.

Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: первые две категории каждого из четырех классов - противоположные характе­ристики свойства класса, третьи - их синтез. Например, крайними про­тивоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрица­ние (нереальность), их синтез - ограничение и т. д.

Согласно Канту с помощью категорий - предельно общих характери­стик всего сущего - рассудок осуществляет свою деятельность: распола­гает по "полочкам разума" хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

Историческое значение философии Канта в том, что им было:

- дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникно­вения Солнечной системы из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов;

- выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, "вещи в себе");

- выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;

- сформулирован категорический императив - моральный закон;

- выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдель­ном обществе, так и в международных отношениях;

- осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных