ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные идеи философии просвещения.
XVIII век в истории научной мысли получил название эпохи Просвещения. Научное знание, бывшее ранее достоянием узкого круга ученых, стало распространяться вширь, выйдя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона. Оно стало предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагавших последние достижения науки и философии. Одной из важнейших характеристик философии этого периода является рационализм. Он понимается как гносеологическое учение, утверждающее, что инструментом познания является разум, а ощущения и опыт имеют второстепенное значение. В этом смысле он противостоит сенсуализму, придающему решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, и эмпиризму, выдвигающему на первое место в познании опыт. Как считал Кант: Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находиться по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком. Несовершеннолетие по собственной вине имеет причиной не недостаток рассудка, а мужества пользоваться им без руководства со стороны кого то другого. «Sapere aude» - Дерзай быть мудрым! Имей мужество пользоваться собственным умом! – таков девиз эпохи Просвещения. Кант считал Просвещение необходимой исторической эпохой развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Прогресс по мнению Канта, есть выражение родовой сущности человечества. Но успешное развитие и применение разума возможно при условии преодоления всех форм несвободы путем длительного морального совершенствования человеческого рода. Человек имеет неотъемлемое право на свободное пользование всеми достижениями культуры. Гегель характеризовал Просвещение как рационалистическое движение в области культурной и духовной жизни, основанное на отрицании существующего способа правления, государственного устройства, права и судопроизводства, религии, искусства, морали. Просвещение пропагандировало постоянное развитие мышления, ставило цель вырвать людей из состояния страха и превратить их в хозяев своей судьбы. Избавить мир от чар, невежества, развеять мифы и с помощью знаний изменить человека. Просвещение – это вера в возможность изменить мир и человека к лучшему, «рационально» преобразовывать политические и социальные устои. Вера в создание условий человеческого существования, которые способствовали торжеству добродетели и вселенскому счастью. Просвещение – это культ человеческого разума, культ знания, культ системы учреждений просвещения. Просветить человека – это избавить его от невежества путем познания законов природы, общества, человеческого мышления, развития его способностей к познанию и к созданию новых методов познания. Характеристика эпохи Просвещения: - твердая вера в человеческий разум; - освобождение его от предрассудков и метафизических догм путем критического пересмотра интеллектуальных ценностей; - освобождение от религиозных суеверий и морально – нравственных предрассудков; - вера в изменение негуманного характера отношений между людьми и избавление их от политической тирании. Основные идеи: 1) идея социального прогресса – по мере овладения человеком знаниями и производительными силами. 2) идея веротерпимости. 3) идея государственного устройства (народный суверенитет, демократическая республика). 4) идея разделения властей. 5) идея личной и политической свободы гражданина (декларация прав трудящихся). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|