ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философская система и метод Гегеля (объективный идеализм, носит энциклопедический характер, метод диалектический).Основная заслуга Гегеля (1770 – 1831г.) перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: - теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея - Мировой дух); - диалектика как всеобщий философский метод. К важнейшим философским трудам Гегеля относятся: "Феноменология духа"; "Наука логики"; "Философия права". 2. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи. Абсолютная идея - это: - единственно существующая подлинная реальность; - первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; - Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить: Гегелевская онтология - это не просто учение о мире, а учение о развивающемся, постоянно становящемся мире. Его онтология носит энциклопедический характер. Гегель рассматривает развитие духа, природы и общества в их органическом единстве. Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде: окружающего мира; природы; человека. После отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух - отчуждение - окружающий мир и человек - мышление и деятельность человека - реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека - возвращение Абсолютного духа к самому себе. Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он - носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека - частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа. Через человека Мировой дух: - проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; - целенаправленно и закономерно движется - действия, поступки человека, ход истории; - познает себя через познавательную деятельность человека; - творит - в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, Что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что: все - Мировой дух, "конечный дух' - человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.); - данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; - единство и борьба противоположностей - основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития). Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: - существует определенный тезис (утверждение, форма бытия); - данному тезису всегда находится антитезис - его противоположность; - в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез - новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; - данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.
Гегелевская идеалистическая диалектика, представляет собой систему логических законов и категорий. Философия должна быть учением о развитии мира. Философия Гегеля носит энциклопедический характер. Он рассматривает развитие духа, природы и общества в их единстве. Гегель создал диалектику, как адекватный метод познания развивающейся действительности. Гегель сформировал три основных закона диалектики: 1) Закон единства и борьбы противоположностей. 2) Закон взаимного перехода количества в качество и обратно. 3) Закон отрицания отрицания. История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. Мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и как прогресс в сознании свободы человека. Свобода есть познанная необходимость, Гегель придал философии системный научный характер. Гегель творец философии как теории. Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя: философию природы;антропологию, психологию; логику; философию государства; философию гражданского общества; философию права; философию истории; диалектику - как систему всеобщих законов и принципов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|