Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философская система и метод Гегеля (объективный идеализм, носит энциклопедический характер, метод диалектический).




Основная заслуга Гегеля (1770 – 1831г.) перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:

- теория объективного идеализма (стержневым понятием которой явля­ется абсолютная идея - Мировой дух);

- диалектика как всеобщий философский метод.

К важнейшим философским трудам Гегеля относятся: "Феноменология духа"; "Наука логики"; "Философия права".

2. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи. Абсолютная идея - это:

- единственно существующая подлинная реальность;

- первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

- Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить:

Гегелевская онтология - это не просто учение о мире, а учение о развивающемся, постоянно становящемся мире. Его онтология носит энциклопедический характер. Гегель рассматривает развитие духа, природы и общества в их органическом единстве.

Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, от­чуждает себя в виде: окружающего мира; природы; человека. После отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсо­лютный) дух - отчуждение - окружающий мир и человек - мышление и деятельность человека - реализация духом самого себя через мышле­ние и деятельность человека - возвращение Абсолютного духа к само­му себе.

Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он - носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека - частица Мирового духа.

Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа. Через человека Мировой дух:

- проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

- целенаправленно и закономерно движется - действия, поступки чело­века, ход истории;

- познает себя через познавательную деятельность человека;

- творит - в виде результатов материальной и духовной культуры, создан­ной человеком.

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, Что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существо­вания Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диа­лектики в том, что: все - Мировой дух, "конечный дух' - человек, предметы и явления ок­ружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные нача­ла (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, бо­гатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);

- данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

- единство и борьба противоположностей - основа развития и существо­вания всего в мире (то есть основа всеобщего существования и разви­тия).

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следую­щий механизм:

- существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

- данному тезису всегда находится антитезис - его противоположность;

- в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез - новое утверждение, которое, в свою очередь, становится те­зисом, но на более высоком уровне развития;

- данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.

 

Гегелевская идеалистическая диалектика, представляет собой систему логических законов и категорий. Философия должна быть учением о развитии мира. Философия Гегеля носит энциклопедический характер. Он рассматривает развитие духа, природы и общества в их единстве. Гегель создал диалектику, как адекватный метод познания развивающейся действительности. Гегель сформировал три основных закона диалектики:

1) Закон единства и борьбы противо­положностей.

2) Закон взаимного перехода количества в качество и обратно.

3) Закон отрицания отрицания.

История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. По­скольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. Мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и как прогресс в сознании свободы человека. Свобода есть познанная необходимость, Гегель придал философии системный научный характер. Гегель творец философии как теории.

Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это тра­диционно принято, и должен включать в себя: философию природы;антропологию, психологию; логику; философию государства; философию гражданского общества; философию права; философию истории; диалектику - как систему всеобщих законов и принципов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных