ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Антропологический материализм Людвига Фейербаха.
Философия Людвига Фейербаха (1804 - 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Философия по Фейербаху должна быть материалистической, носить антропологический характер и быть тесно связанной с естествознанием. Человек – единственный универсальный и высший предмет философии. Природа существует вне человека, человек – часть природы, результат ее развития - сознание, верно отражает природу, мир познаваем, бытие есть основа мира, а мышление свойство материи. Главное направление философии Фейербаха - критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были: - полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния; - попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы; - материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека; - большой интерес к социально-политическим вопросам;. - убеждение в познаваемости окружающего мира. Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах: - отвергает идею тождества бытия и мышления; - не признает наличия абсолютной идеи - самостоятельной субстанции и первопричины материального мира; - логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир - окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея - лишь догадка разума, выдумка Гегеля; - не признает единства философии и религии; - отвергает диалектику (ошибка Фейербаха). Онтология: Философия по Фейербаху должна быть материалистической, носить антропологический характер и быть тесно связанной с естествознанием. Человек – единственный универсальный и высший предмет философии. Природа существует вне человека, человек – часть природы, результат ее развития - сознание, верно, отражает природу, мир познаваем, бытие есть основа мира, а мышление свойство материи. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой Теории в том, что: - единственно существующими реальностями являются природа и человек; - человек является частью природы; - человек есть единство материального и духовного; - человек должен стать главным интересом философии; - идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; - Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог - плод воображения человека; - природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; - все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи. Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. Он выступает с атеистических позиций, тесно увязывая проблему Бога с антропологией. Основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха: - Бога как самостоятельной реальности нет; - Бог - порождение сознания человека; - религия - глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью; - распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям; - корни религии - в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности; - мысль о Боге - сверхсильном разумном существе - утешает человека, притупляет его страх и аффекты; - Бог - идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек; - Бог в действительности не является творцом, Он - творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) - человек.
Вклад Л. Фейербаха в теорию познания (гносеологию). Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явлений окружающего мира (агностицизм). Фейербах считал - окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса. "То, что не познаем мы, познают наши потомки". Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.
Антропология Фейербаха. Понятия «человеческая природа» и «человеческая сущность» не совпадают. Человеческая природа – это совокупность естественных данных от природы сил и способностей каждого отдельного человека. «Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает в себе человеческой сущности», его человеческая сущность наличествует, по Фейербаху, только в его отношении к другому человеку, «только в общении, в единстве человека с человеком». Каковы формы общения людей, таковы и формы их сознания, чувствований и верований. - человек - уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями; - полнокровная реализация человеком своего "Я" возможно только во взаимодействии с "Ты" (то есть с другими людьми) - человек может жить только в обществе; - основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия; религия любви людей к друг другу и религия любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека; - смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По его мнению, в центре философии должен находиться человек как высшее существо природы. Субъект в системе Фейербаха - это реальный, целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и мыслящее начало, а человек, обладающий телом, чувствующий и думающий, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить. Важнейшей характеристикой субъекта является чувственность - синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств природы человека, его телесности, разума, воли, сердца. Она опосредована общением с другим человеком. Именно в сфере межчеловеческого общения «Я - Ты» осуществляется, по Фейербаху, реализация человеком своей родовой сущности. Человек, отправляя функции рода, превращает сущностные силы всего человечества, продукты культуры в свои собственные жизненные силы, в целостность своих способностей. «Сущность человека заключается не в нем как моральном и не в нем как мыслящем существе. Сущность человека только в общности, в единстве человека с человеком, в единстве которое, однако, опирается на реальность различия между «Я» и «Ты». Фейербах, в отличие от Канта, в центр философствования ставил не человеческое познание, а целостного человека. Основные проблемы философии марксизма (материалистическая диалектика, материалистическое понимание истории и общества, проблема отчуждения человека, создание гуманистической концепции человека, свободная индивидуальность). . Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 - 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения - марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм). Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов - диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического). В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена Марксом с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма: - основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); - сознание понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. - материя находится в постоянном движении и развитии; - Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и даст человечеству утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность; - материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; - важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека; - развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество и обратно, отрицания отрицания.
Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории. Суть его состоит в следующем: - на каждом этапе исторического развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение); - производственные отношения, определяемые уровнем производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений; - указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису, - базис и надстройка взаимно влияют друг на друга; - в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации - первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на частной собственности и рабстве); азиатский способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства; - рост уровня производительнных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя; - материальное производство, производственные отношения определяют в конечном счете форму государства и общества, своеобразие человеческой истории. Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия: средства производства; отчуждение; прибавочная стоимость; эксплуатация человека человеком. Средства производства - уникальный товар, функция, результат труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая "рабочая сила". В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости. Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых: - будет ликвидирована частная собственность на средства производства; - будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц; - частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной); - произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению. Маркс и Энгельс создали материалистическую диалектику как теорию развития, философский метод познания и форму мышления человека. Используя диалектику, создают исторический материализм, науку о развитии общества и человеческой истории, в которой источником развития общества является не сознание, а материальное производство. Но в тоже время, они подчеркивают, что общественное сознание активно влияет на развитие общественного бытия. «Не личность, а народные массы развивают историю». Маркс исследовал проблему отчуждения человека и его преодоления. Маркс разработал метод восхождения от абстрактного к конкретному, категорию «общественно - экономическая формация», используя которую, он выявил логику, вектор развития истории человечества – закономерный переход общества от первобытного состояния к коммунизму. Исторический процесс предстает как движение от одной конкретно – исторической целостности к другой, каждая из которых достигает расцвета в той форме, в которой она совместима «а наивысшим развитием производительных сил, а потому также – с наиболее богатым развитием индивидов … Как только этот пункт достигнут, дальнейшее развитие выступает как упадок, а новое развитие начинается на новом базисе» (Соч.,т. 46, ч. 11, с. 34). В основе периодизации Марксом исторического процесса лежит принцип выделения его стадий по характеру отношений трудящихся масс к объективным условиям производства. Всемирная история ее «логика» и «смысл» есть не что иное как закономерный переход от общества, основой которого являются общественные отношения «личной зависимости», которое включает докапиталистические формы производства (патриархальные отношения, античное общество феодализм, цеховой строй), к капиталистическому обществу, где «Личная независимость, основанная на вещной зависимости, - такова вторая крупная форма, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций. к обществу (коммунистическому) базис которого «Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние,- такова третья ступень» (Соч., т.46, ч. 1, с.100-101), Таким образом, сущность, смысл исторического процесса Маркс интерпретировал как становление человеческой индивидуальности. Вклад марксизма в развитие философской мысли: Онтология – уяснение природы социально - исторической, общественной формы движения материи, механизма, движущих сил и направленности ее развития; -выявив и обобщив существенные связи социального бытия Маркс вывел категорию «общественно – экономическая формация», благодаря которой была обнаружена повторяемость, закономерность в человеческой истории; - было разработано материалистическое понимание истории – суть которого заключается - в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни; -в признании решающей роли народных масс в общественном развитии, понимании классовой борьбы как движущей силы развития антагонистических обществ; -человек по Марксу и актер и автор своей всемирно-исторической драмы (истории); история есть ни что иное как деятельность преследующего свои цели человека, человек сам творит свою историю в процессе собственной деятельности, но предпосылки этой деятельности – это результат деятельности предыдущих поколений. -свободное, а не рабочее время является критерием богатства общества. Гносеология. Разработана категория «практика» как основа, движущая сила и цель познания, как критерий истины. Практика – это предметно практическая, преобразующая объект деятельность человека. Мир познается не в процессе созерцания, а в практической, материальной деятельности человека,преобразующего те или иные стороны действительности. Разработана материалистическая диалектика как теория развития, философский метод познания и как логика – адекватная развивающемуся миру форма мышления человека. Разработаны методы: восхождения от абстрактного к конкретному; единство исторического и логического; системный. Дана новая интерпретация природы идеального, идеализации. Маркс внес вклад в разработку философской антропологии. Круг ее проблем: человек, гуманизм, отчуждение, свобода. Центральной идеей работы «Экономическо-философские рукописи 1844 года» является всестороннее осуществление и развитие человеческой сущности. К. Марксу удалось доказать единство общественных отношений и личности. Поскольку человек социален во всех проявлениях, то и формируется его личность всей системой общественных отношений: не только политическими отношениями (Аристотель), нравственными (Руссо), диалогической структурой любви (Фейербах) и т. д., но и производственно-экономическими. Основой исторического процесса, по К. Марксу, является общение индивидов, находящихся на определенной ступени развития своих производительных сил и потребностей. Именно личное, индивидуальное отношение людей друг к другу создало и постоянно создает существующие отношения. Рассматривая сущность человека как совокупность всех общественных отношений, К. Маркс открывает в капитализме процесс дегуманизации, овеществления человека. За исходный пункт своей концепции развития капиталистического общества он берет понятие «отчуждение», которое перерастает в понятие «отчуждение труда», «отчужденный труд» — господство над человеком продукта его собственной деятельности, то есть превращение сил и способностей человека в некую чуждую, внешнюю и овеществленную сущность, господствующую над ним. Происходит обесценивание личности. К. Маркс показал: все в истории, в социальной жизни есть продукт активности человека, человеческого труда. Человек может преодолеть своей активностью отчуждение себя от своей родовой сущности. Человек может победить власть экономики над своей жизнью. Критерием богатства общества должно стать свободное, а не рабочее время. Всестороннее и универсальное развитие человека, безотносительно к какому либо заранее заданному масштабу.
Этим определяется скачок из царства необходимости в царство свободы, что означает резкое разделение на прошлое, где человек был полностью зависим от экономики, и будущее — полная свобода социального человека от какой-либо зависимости, рабства, угнетения человека человеком. Свобода понимается как осознанная необходимость Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|