Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Антропологический материализм Людвига Фейербаха.




 

Философия Людвига Фейербаха (1804 - 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материали­стической эпохи в немецкой и мировой философии.

Философия по Фейербаху должна быть материалистической, носить антропологический характер и быть тесно связанной с естествознанием. Человек – единственный универсальный и высший предмет философии. Природа существует вне человека, человек – часть природы, результат ее развития - сознание, верно отражает природу, мир познаваем, бытие есть основа мира, а мышление свойство материи.

Главное направление философии Фейербаха - критика немецкого клас­сического идеализма и обоснование материализма. Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко после­довательного материализма, основными чертами которого были:

- полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;

- попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зре­ния, исходя из человеческой природы;

- материалистическое, с учетом новейших достижений науки объясне­ние проблем окружающего мира и человека;

- большой интерес к социально-политическим вопросам;.

- убеждение в познаваемости окружающего мира.

Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалис­тической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:

- отвергает идею тождества бытия и мышления;

- не признает наличия абсолютной идеи - самостоятельной субстанции и первопричины материального мира;

- логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсо­лютной идеи в материальный мир - окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея - лишь догадка разума, выдумка Гегеля;

- не признает единства философии и религии;

- отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).

Онтология:

Философия по Фейербаху должна быть материалистической, носить антропологический характер и быть тесно связанной с естествознанием. Человек – единственный универсальный и высший предмет философии. Природа существует вне человека, человек – часть природы, результат ее развития - сознание, верно, отражает природу, мир познаваем, бытие есть основа мира, а мышление свойство материи.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул тео­рию антропологического материализма. Суть этой Теории в том, что:

- единственно существующими реальностями являются природа и человек;

- человек является частью природы;

- человек есть единство материального и духовного;

- человек должен стать главным интересом философии;

- идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

- Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог - плод воображения человека;

- природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

- все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. Он выступает с атеистических позиций, тесно увязывая проблему Бога с антропологией. Основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:

- Бога как самостоятельной реальности нет;

- Бог - порождение сознания человека;

- религия - глубоко разработанная мифологически-фантастическая иде­ология и не имеет ничего общего с реальностью;

- распространение религии стало возможным благодаря невежеству че­ловека, его тяжелым жизненным условиям;

- корни религии - в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;

- мысль о Боге - сверхсильном разумном существе - утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

- Бог - идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;

- Бог в действительности не является творцом, Он - творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) - человек.

 

Вклад Л. Фейербаха в теорию познания (гносеологию).

Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ог­раниченных познавательных способностях разума человека и непозна­ваемости внутренней сущности вещей и явлений окружающего мира (агностицизм). Фейербах считал - окружающий мир позна­ваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако без­граничность возможностей познания разума раз­вивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса. "То, что не познаем мы, познают наши потомки".

Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувствен­ные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и урав­нении эмпирического и рационального подходов.

 

Антропология Фейербаха.

Понятия «человеческая природа» и «человеческая сущность» не совпадают. Человеческая природа – это совокупность естественных данных от природы сил и способностей каждого отдельного человека. «Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает в себе человеческой сущности», его человеческая сущность наличествует, по Фейербаху, только в его отношении к другому человеку, «только в общении, в единстве человека с человеком». Каковы формы общения людей, таковы и формы их сознания, чувствований и верований.

- человек - уникальное биологическое существо, наделенное волей, ра­зумом, чувствами, желаниями;

- полнокровная реализация человеком своего "Я" возможно только во взаимодействии с "Ты" (то есть с другими людьми) - человек может жить только в обществе;

- основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия; религия любви людей к друг другу и религия любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе чело­века;

- смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

 

Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По его мнению, в центре философии должен находиться человек как высшее существо природы. Субъект в системе Фейербаха - это реальный, целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и мыслящее начало, а человек, обладающий телом, чувствующий и думающий, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить.

Важнейшей характеристикой субъекта является чувственность - синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств природы человека, его телесности, разума, воли, сердца. Она опосредована общением с другим человеком. Именно в сфере межчеловеческого общения «Я - Ты» осуществляется, по Фейербаху, реализация человеком своей родовой сущности. Человек, отправляя функции рода, превращает сущностные силы всего человечества, продукты культуры в свои собственные жизненные силы, в целостность своих способностей.

«Сущность человека заключается не в нем как моральном и не в нем как мыслящем существе. Сущность человека только в общности, в единстве человека с человеком, в единстве которое, однако, опирается на реальность различия между «Я» и «Ты». Фейербах, в отличие от Канта, в центр философствования ставил не человеческое познание, а целостного человека.

Основные проблемы философии марксизма (материалистическая диалектика, материалистическое понимание истории и общества, проблема отчуждения человека, создание гуманистической концепции человека, свободная индивидуальность).

. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 - 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более ши­рокого учения - марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую пробле­матику (научный коммунизм).

Марксистская философия материалистична по своему характеру и со­стоит из двух больших разделов - диалектического материализма и исто­рического материализма (нередко исторический материализм рассмат­ривается как часть диалектического).

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была поло­жена диалектика Гегеля, но на материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена Марксом с "головы на ноги". Можно выде­лить следующие основные положения диалектического материализма:

- основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

- сознание понимается как свой­ство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность.

- материя находится в постоянном движении и развитии;

- Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фан­тазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и даст чело­вечеству утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

- материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

- важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком са­мого человека;

- развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы проти­воположностей, перехода количества в качество и обратно, отрицания отрицания.

 

Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материали­стическое понимание истории. Суть его состоит в следующем:

- на каждом этапе исторического развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, ма­териальное производство, распределение);

- производственные отношения, определяемые уровнем производительных сил образу­ют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

- указанные государственные и общественные институты, обществен­ные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к эко­номическому базису,

- базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

- в зависимости от уровня развития производительных сил и производ­ственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выде­ляются общественно-экономические формации - первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных от­ношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на частной собственности и рабстве); азиатский способ производства - особая обще­ственно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде сво­бодных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной зе­мельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (про­мышленное производство, основанное на труде свободных, но не яв­ляющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (об­щественной) собственности на средства производства;

- рост уровня производительнных сил приводит к изменению производ­ственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

- материальное производство, производственные отношения определяют в конечном счете форму государства и общества, своеобразие человеческой истории.

Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следую­щие понятия: средства производства; отчуждение; прибавочная стоимость; эксплуатация человека человеком.

Средства производства - уникальный товар, функция, результат труда высшего уров­ня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживаю­щая их, - так называемая "рабочая сила".

В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от ре­зультатов труда. Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше сто­имости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет капи­талисту, а часть вкладывается в новые средства производства для полу­чения в будущем еще большей прибавочной стоимости.

Выход из данного положения основоположники марксистской филосо­фии видели в установлении новых, социалистических (коммунисти­ческих) общественно-экономических отношений, при которых:

- будет ликвидирована частная собственность на средства производства;

- будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;

- частная собственность на средства производства будет заменена обще­ственной (государственной);

- произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

Маркс и Энгельс создали материалистическую диалектику как теорию развития, философский метод познания и форму мышления человека. Используя диалектику, создают исторический материализм, науку о развитии общества и человеческой истории, в которой источником развития общества является не сознание, а материальное производство. Но в тоже время, они подчеркивают, что общественное сознание активно влияет на развитие общественного бытия. «Не личность, а народные массы развивают историю». Маркс исследовал проблему отчуждения человека и его преодоления.

Маркс разработал метод восхождения от абстрактного к конкретному, категорию «общественно - экономическая формация», используя которую, он выявил логику, вектор развития истории человечества – закономерный переход общества от первобытного состояния к коммунизму.

Исторический процесс предстает как движение от одной конкретно – исторической целостности к другой, каждая из которых достигает расцвета в той форме, в которой она совместима «а наивысшим развитием производительных сил, а потому также – с наиболее богатым развитием индивидов … Как только этот пункт достигнут, дальнейшее развитие выступает как упадок, а новое развитие начинается на новом базисе» (Соч.,т. 46, ч. 11, с. 34).

В основе периодизации Марксом исторического процесса лежит принцип выделения его стадий по характеру отношений трудящихся масс к объективным условиям производства.

Всемирная история ее «логика» и «смысл» есть не что иное как закономерный переход от общества, основой которого являются общественные отношения «личной зависимости», которое включает докапиталистические формы производства (патриархальные отношения, античное общество феодализм, цеховой строй), к капиталистическому обществу, где «Личная независимость, основанная на вещной зависимости, - такова вторая крупная форма, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций. к обществу (коммунистическому) базис которого «Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние,- такова третья ступень» (Соч., т.46, ч. 1, с.100-101),

Таким образом, сущность, смысл исторического процесса Маркс интерпретировал как становление человеческой индивидуальности.

Вклад марксизма в развитие философской мысли:

Онтология – уяснение природы социально - исторической, общественной формы движения материи, механизма, движущих сил и направленности ее развития;

-выявив и обобщив существенные связи социального бытия Маркс вывел категорию «общественно – экономическая формация», благодаря которой была обнаружена повторяемость, закономерность в человеческой истории;

- было разработано материалистическое понимание истории – суть которого заключается - в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни;

-в признании решающей роли народных масс в общественном развитии, понимании классовой борьбы как движущей силы развития антагонистических обществ;

-человек по Марксу и актер и автор своей всемирно-исторической драмы (истории); история есть ни что иное как деятельность преследующего свои цели человека, человек сам творит свою историю в процессе собственной деятельности, но предпосылки этой деятельности – это результат деятельности предыдущих поколений.

-свободное, а не рабочее время является критерием богатства общества.

Гносеология. Разработана категория «практика» как основа, движущая сила и цель познания, как критерий истины. Практика – это предметно практическая, преобразующая объект деятельность человека. Мир познается не в процессе созерцания, а в практической, материальной деятельности человека,преобразующего те или иные стороны действительности. Разработана материалистическая диалектика как теория развития, философский метод познания и как логика – адекватная развивающемуся миру форма мышления человека. Разработаны методы: восхождения от абстрактного к конкретному; единство исторического и логического; системный. Дана новая интерпретация природы идеального, идеализации.

Маркс внес вклад в разработку философской антропологии. Круг ее проблем: человек, гуманизм, отчуждение, свобода. Центральной идеей работы «Экономическо-философские рукописи 1844 года» явля­ется всестороннее осуществление и развитие человеческой сущности. К. Марксу удалось доказать единство общественных отношений и лич­ности. Поскольку человек социален во всех проявлениях, то и фор­мируется его личность всей системой общественных отношений: не только политическими отношениями (Аристотель), нравственными (Руссо), диалогической структурой любви (Фейербах) и т. д., но и про­изводственно-экономическими. Основой исторического процесса, по К. Марксу, является общение индивидов, находящихся на определен­ной ступени развития своих производительных сил и потребностей. Именно личное, индивидуальное отношение людей друг к другу соз­дало и постоянно создает существующие отношения.

Рассматривая сущность человека как совокупность всех обществен­ных отношений, К. Маркс открывает в капитализме процесс дегумани­зации, овеществления человека. За исходный пункт своей концепции развития капиталистического общества он берет понятие «отчуждение», которое перерастает в понятие «отчуждение труда», «отчужденный труд» — господство над человеком продукта его собственной деятель­ности, то есть превращение сил и способностей человека в некую чуж­дую, внешнюю и овеществленную сущность, господствующую над ним. Происходит обесценивание личности. К. Маркс показал: все в истории, в социальной жизни есть продукт активности человека, че­ловеческого труда. Человек может преодолеть своей активностью отчуждение себя от своей родовой сущности. Человек может победить власть экономики над своей жизнью. Критерием богатства общества должно стать свободное, а не рабочее время. Всестороннее и универсальное развитие человека, безотносительно к какому либо заранее заданному масштабу.

 

Этим определяется скачок из цар­ства необходимости в царство свободы, что означает резкое разделе­ние на прошлое, где человек был полностью зависим от экономики, и будущее — полная свобода социального человека от какой-либо за­висимости, рабства, угнетения человека человеком. Свобода понимает­ся как осознанная необходимость






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных