Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия Сократа. Учение Сократа - рождение философии нового типа.




Софисты и Сократ (470-399 гг. до н.э.). Слово «софист» - от грече­ского София - мудрость. Софисты - учителя мудрости, риторики - искусства ведения спора, считали, что дока­зать можно все, что угодно. Софисты аппелируют к человеческому разуму, а не к космическому. Софистика – это безусловная самоуверенность че­ловеческой личности, чувствую­щей в себе силу и способность ов­ладеть всяким содержанием. Человек свободен, автономен по отношению к космосу.

Учение Сократа. В центре внимания философии Сократа – человек, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. Основные положения его учения:

1.«Я знаю, что я ничего не знаю». Человек должен саморазвиваться, быть критичным к самому себе.

2.«По­знай самого себя». Познать себя для Сократа означало осмыслить себя как общественное и нравственное существо, как личность, это забота о своей душе, о своем назначении. В человеке за­ключено все и задача его из­влечь знание из самого себя. Главная задача познания - самопознание. Знание есть обнаружение общего для целого ряда вещей. Знание есть понятие о предмете, достигается посредством определения предмета.

3.Сократ разрабо­тал майевтику, повивальное ис­кусство, искусство помощи при рождении истины. Метод помощи рождения истины основан на диалоге с собеседни­ком. Сократ провоцировал собеседника на познавательную активность. Он ставил вопросы перед собеседником, отвечая на которые тот постепенно отрицал старое знание, а затем рождал новое, истинное. Сократический, диалогический метод познания - майевтика помогает рож­дению человеческой мысли, рождению истины. Свой метод Сократ назвал диалектикой - искусством спора. Диалектик тот кто умеет ставить вопросы и помогает собеседнику самому найти истину.

4.Этическое учение Сократа о морали, истин­ных ценностях, гражданских доб­родетелях: долг, бескорыстие, умерен­ность, храбрость, му­жество, сдержанность, справедли­вость. Сократ отождествлял добродетель со знанием. Поведение человека определяется его понятиями о доблести и благе: нет человека, который знает, что он может сделать нечто лучшее, стал бы делать худшее. Он считал, что человек делает зло в силу своего незнания, если он узнает, что такое добро, то он не будет делать зло. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание». Осно­вополагающая способность чело­века по Сократу - это разум, мыш­ление. «Сам Бог обязал человека жить, занимаясь философией. Философия – истинный путь к Богу».

Смерть Сократа как философская проблема. Почему Сократ выбрал смерть, а не жизнь?

РЕЗЮМЕ: 1. Сущность человека - это его душа. Душа, разум руководит поведением тела.

2. Главное благо есть воспитание души, добродетель которой – знание.

3. Подлинное познание основано на диалектическом методе. Истинное знание можно получить только в диалогической беседе. Диалектику он рассматривал как особый вид познавательного искусства, у которого есть свои этапы.

А. «Знаю, что ничего не знаю».

Б. Опровержение как способ признания собеседников в своем незнании.

В. Майевтика как искусство помощи при рождении истины.

 

2.4. Основные идеи философии Платона (линия Платона), учения Платона об идеальном обществе, государстве.

 

Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделали Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). В их системах философское знание той эпохи приобретает, наиболее системный характер. Платон и Аристотель подводят итог классическому периоду в развитии древнегреческой философии.

Платон (427 - 347г. до н.э.) - ученик Сократа. Платон является виднейшим представителем объективного идеализма. В основе его онтологии, учении о бытии лежит теория «идей», или «эйдосов». Он считал, что существуют вечные, неизменные идеи, подлинные сущности, они объективны и не зависят от материального мира. Мир вещей производен от мира идей. Мир (по Платону) двойственен по своей природе: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи - нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии.

Идеи - это образы вещей, некие божественные сущности. Они - целевые причины, заряженные энергией устремления, между ними существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного добра, или Мировой Разум, Мир сотворен этим разумом, который вносит в него порядок и меру.

Душа человека (по Платону) до его рождения пребывает в мире идей, в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о мире идей». Основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Душа есть бессмертная сущность; в процессе мышления она активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна. Платон обосновывает необходимость припоминания виденного душой, в царстве идей. Познание – это припоминание. Путь к воссозданию забытого и самого ценного - это, созерцание, любование, любовь и диалог.

Разработал метод ведения спора, диалога как средства активизации души, с помощью которого она вспоминает, припоминает мир идей. Платон начал исследовать проблемы общества, государства, роль законов. Он создал учение об идеальном обществе, государстве. Само общество, государство – полис рассматривалось им как воплощение разума, справедливости и права, а его наилучшие формы призваны служить общему благу и счастью всех граждан, защите всех людей. Для Платона идеальная форма государства – аристократия как правление нескольких мудрейших и старейших философов. Государство, политика должны базироваться на началах разума и потому во главе государства должны стоять избранные философы, обладающие подлинными знаниями и чувством заботы об общем благе и справедливости.

Платон решительно выступал против демократии как власти многих (большинства), которым недоступны ни истинное знание, ни умелое управление, ни высокая мораль. Демократия – источник многих бед, особенно в политике, ибо она связанна с неуважением знания и заслуг, с уравнительностью, непредсказуемостью. Она порождает тиранию - наихудшую форму государства. Разгул свободы и демократии неизбежно ведет к охлократии, рабству и тирании большинства. Позже в работе «Законы» Платон признал идеальной такую форму государства, которая сочетает в себе признаки монархии и демократии.

Он заложил основы понятийного познания, выявил систему философских категорий: бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущиеся, делимое - неделимое, тождественное - различное. Платон создал философскую школу «Академию Платона» и оставил нам свои труды.

РЕЗЮМЕ: Онтология.

1. Нематериальные идеи – эйдосы являются сущностями всего.

2. Бог – демиург, руководствуясь эйдосами как образцами, придает материи форму физического космоса.

Антропология.

1. Человек двойственен: бессмертная идеальная душа заточена в смертном материальном теле.

2. Структура души: вожделеющее – страстное – рациональное.

Гносеология.

1.Познание как припоминание разумной душой эйдосов.

2. Чувственность несовершенна, истиной овладевает мыслящий разум.

3.Процесс познания как диалектика – искусство вести диалог, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания души.

Платон впервые ставит вопрос о соотношении бытия и мышления, материального и идеального, обосновывает активную, творческую роль сознания и духа человека

Задача философии познание абсолютных ценностей, идеального бытия. Философия стремиться постигнуть самое существенное, наиболее общее во всем, самое важное в человеческой и для человеческой жизни. Мудрость заключается в постижении непреходящей трансцендентной действительности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных