Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предмет философии и специфика философского мышления, структура философского знания. Философия и наука. Методы философии.




Современная философия существует в трех ипостасях: во-первых - это теоретическое мировоззрение человечества; во вторых - это форма самосознания человечества, которое пытается познать себя и ответить на вопросы: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?» «что такое человек?», в чем смысл его жизни, его предназначение; в третьих - это особая наука о предельных законах развития природы, общества, человека и человеческого мышления.

Философия обобщает достижения мировой культуры, всемирно-исторической практики и познания человечества, является духовной квинтэссенцией культуры, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс).

Философия позволяет человеку стать свободным, суверенным, независимым субъектом, опирающимся на свою мудрость и находящему силу и опору в самом себе.

Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, результат теоретического мышления, орудиями которого являются абстракции, понятия и категории (ПРЕДЕЛЬНО ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ). Философия решает вечные, «проклятые», неразрешимые проблемы человечества.

Специфика философского мышле­ния: Характерным признаком философского мышления является универсализм. Философ - познает всеобщие, универсальные связи бытия, которые одновременно являются и его законами. Второй признак - это субстанционализм. Философ стремиться постигнуть субстанцию, сущность мира, его первоонову, а не бесконечное многообразие явлений этого мира. Субстанция - это предельное основание, которое позволяет сводить чувственное многообразие объектов и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому началу. Третий признак-это рефлексивность, скептицизм, сомнение, критичность. Философия с самого начала выступала как критика мифологического, обыденного сознания, философы постоянно критикуют сами себя и потому философия обновляется и развивается. Философам присущ критически-рефлексивный способ мышления.

 

Структура философского учения:

1)онтология - учение о бытие

2)гносеология - теория познания, учение о знании, об источниках, способах, сущности, границах, видах, методах познания

3)аксиология - учение о ценностях

4)этика-учение о морали и нравственности, добре и зле, о добродетели и справедливости, о долге и счастье

5)эстетика - учение о прекрасном во всех его проявлениях.

6)философская антропология - учение о человеке

7)социальная философия – учение о сущности, структуре общества, о наиболее общих законах его существования и развития.

8)методология - учение о построении методов познания, эпистемология (философия науки) изучает особенности, сущность, значение научного знания и познания, его основания и предпосылки, а также принципы и методы, формы и цели научного познания.

Философия и наука.

Философия - это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Объектом философии является вся действительность, взаимодействие человека с миром, вся объективная и субъективная реальность. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества, человека и человеческого мышления, выявленные и выявляемые в процессе изучения объекта ее исследования

Философия является методологией для других наук, она разрабатывает всеобщие, универсальные методы научного познания, которые применимы во всех науках; в свою очередь, обобщая достижения частных наук она корректирует и развивает собственную теорию. Философия как наука разработала свою систему понятий и категорий. В них сжат и сконцентрирован весь исторический опыт познания человечества, социокоды культуры. Философские понятия - категории постоянно развиваются, уточняются, критикуются, отвергаются, наполняются новым содержанием. Основными категориями философии являются: «бытие», «материя», «дух», «сознание», «природа», «общество», «человек», «движение», «развитие», «закон», «отношение», «общее», «единичное», «содержание», «форма», «сущность», «явление» и другие.

Методы философии

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диа­лектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика и др.

Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются во взаимосвязи, во взаимодействии, в их развитии, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития как саморазвитие через призму единства и борьбы противоположностей.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как бы сами по себе (игнорируя их взаимосвязанность), статично (игнорируется факт посто­янных изменений, самодвижения, развития), однозначно (ведется по­иск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

В истории философии прослеживаются два основных философ­ских метода — диалектика и метафизика. Принципиальные различия между ними как двумя противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить следующим образом:

1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи яв­лений и процессов в окружающем нас мире, метафизика возво­дит в абсолют автономность, самостоятельность вещей.

2. Диалектика исходит из принципа развития, под которым понимается качественные измене­ния явлений и процессов, метафизика сводит развитие в основном к количественным изменениям в ми­ре.

3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономер­но присущей любому явлению или процессу, метафизика же счи­тает, что внутренние противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не самой объективной действительности.

4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне прису­щих явлениям и процессам противоположностей представляет со­бой главный источник их развития, метафизика же переносит этот источник во вне исследуемого предмета, считая основной причиной развития внешнее воздействие.

Характерной особенностью метафизики всегда выступала односторонность,

абстрактность, аб­солютизация того или иного момента в составе целого. Изъяв

некоторый объект из связи его с другими, метафизически мыслящий че­ловек

упускает из виду целостный контекст бытия этого объекта, ко­торый только и

позволяет уяснить его суть, показывая его взаимо­связи, его роль в составе целого,

в динамике, развитии этого целого.

В общем, метафизические моменты в мышлении не есть нечто про­тивоестественное, чуждое самой сущности человеческого познания. Ведь человек не может познавать, не разъединяя, не расчленяя целого на его составные части. Нельзя также обойтись в познании и без ог­рубления, упрощения, метафизика как философский метод выступает как отражение определенного уровня научного познания мира.

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении раз­розненных, не имеющих единого творческого начала фактов, поня­тий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Час­то эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но ис­кусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), но­вой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу. Софистика была рас­пространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а по­беды в споре, доказательства «чего угодно и кому угодно», исполь­зовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика — метод адекватного, верного прочтения и истолкования смысла текстов. Герменевтика, как метод интерпретации, предполага­ет «понимание», «вживание», «сопереживание», истолкование отдель­ных изучаемых явлений в качестве моментов целостной душевно - духовной жизни реконструируемой эпохи. В философской герменевти­ке человек предстает как существо, бытие которого заключается в по­нимании, т. е. понимание — это способ существования человека. Ме­тод герменевтики широко распространен в западной философии.

На каждом этапе развития науки философский метод синтезиру­ется из достижений частных конкретных наук, отражая дух науки сво­его времени, ее качественную специфику. А затем философия, в свою очередь, возвращает синтезированный ею «продукт» конкретным нау­кам в качестве системы общих принципов подхода к изучению инте­ресующих их явлений и процессов.

Таким образом, философская теория выступает и в качестве содер­жательного теоретического знания, и в качестве общей методологии. В философии каждое теоретическое понятие, положение выступает од­новременно и методологическим принципом. Философская теория и есть одновременно метод. В силу этого философия выполняет об­щую методологическую функцию для всего научного познания.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимает­ся как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи.

Суть идеалистического философского метода — признание в ка­честве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как про­изводной от идеи, ее воплощением.

Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которо­му в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получае­мый преимущественно в результате чувственного познания («Нет ни­чего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощу­щениях»).

Рационализм — философский метод и направление в филосо­фии, в силу которого, истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта, ощущений и восприятий («все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума»).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных