ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Предмет философии и специфика философского мышления, структура философского знания. Философия и наука. Методы философии.Современная философия существует в трех ипостасях: во-первых - это теоретическое мировоззрение человечества; во вторых - это форма самосознания человечества, которое пытается познать себя и ответить на вопросы: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?» «что такое человек?», в чем смысл его жизни, его предназначение; в третьих - это особая наука о предельных законах развития природы, общества, человека и человеческого мышления. Философия обобщает достижения мировой культуры, всемирно-исторической практики и познания человечества, является духовной квинтэссенцией культуры, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс). Философия позволяет человеку стать свободным, суверенным, независимым субъектом, опирающимся на свою мудрость и находящему силу и опору в самом себе. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, результат теоретического мышления, орудиями которого являются абстракции, понятия и категории (ПРЕДЕЛЬНО ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ). Философия решает вечные, «проклятые», неразрешимые проблемы человечества. Специфика философского мышления: Характерным признаком философского мышления является универсализм. Философ - познает всеобщие, универсальные связи бытия, которые одновременно являются и его законами. Второй признак - это субстанционализм. Философ стремиться постигнуть субстанцию, сущность мира, его первоонову, а не бесконечное многообразие явлений этого мира. Субстанция - это предельное основание, которое позволяет сводить чувственное многообразие объектов и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому началу. Третий признак-это рефлексивность, скептицизм, сомнение, критичность. Философия с самого начала выступала как критика мифологического, обыденного сознания, философы постоянно критикуют сами себя и потому философия обновляется и развивается. Философам присущ критически-рефлексивный способ мышления.
Структура философского учения: 1)онтология - учение о бытие 2)гносеология - теория познания, учение о знании, об источниках, способах, сущности, границах, видах, методах познания 3)аксиология - учение о ценностях 4)этика-учение о морали и нравственности, добре и зле, о добродетели и справедливости, о долге и счастье 5)эстетика - учение о прекрасном во всех его проявлениях. 6)философская антропология - учение о человеке 7)социальная философия – учение о сущности, структуре общества, о наиболее общих законах его существования и развития. 8)методология - учение о построении методов познания, эпистемология (философия науки) изучает особенности, сущность, значение научного знания и познания, его основания и предпосылки, а также принципы и методы, формы и цели научного познания. Философия и наука. Философия - это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Объектом философии является вся действительность, взаимодействие человека с миром, вся объективная и субъективная реальность. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества, человека и человеческого мышления, выявленные и выявляемые в процессе изучения объекта ее исследования Философия является методологией для других наук, она разрабатывает всеобщие, универсальные методы научного познания, которые применимы во всех науках; в свою очередь, обобщая достижения частных наук она корректирует и развивает собственную теорию. Философия как наука разработала свою систему понятий и категорий. В них сжат и сконцентрирован весь исторический опыт познания человечества, социокоды культуры. Философские понятия - категории постоянно развиваются, уточняются, критикуются, отвергаются, наполняются новым содержанием. Основными категориями философии являются: «бытие», «материя», «дух», «сознание», «природа», «общество», «человек», «движение», «развитие», «закон», «отношение», «общее», «единичное», «содержание», «форма», «сущность», «явление» и другие. Методы философии Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика и др. Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются во взаимосвязи, во взаимодействии, в их развитии, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития как саморазвитие через призму единства и борьбы противоположностей. Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как бы сами по себе (игнорируя их взаимосвязанность), статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство). В истории философии прослеживаются два основных философских метода — диалектика и метафизика. Принципиальные различия между ними как двумя противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить следующим образом: 1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире, метафизика возводит в абсолют автономность, самостоятельность вещей. 2. Диалектика исходит из принципа развития, под которым понимается качественные изменения явлений и процессов, метафизика сводит развитие в основном к количественным изменениям в мире. 3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что внутренние противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не самой объективной действительности. 4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика же переносит этот источник во вне исследуемого предмета, считая основной причиной развития внешнее воздействие. Характерной особенностью метафизики всегда выступала односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Изъяв некоторый объект из связи его с другими, метафизически мыслящий человек упускает из виду целостный контекст бытия этого объекта, который только и позволяет уяснить его суть, показывая его взаимосвязи, его роль в составе целого, в динамике, развитии этого целого. В общем, метафизические моменты в мышлении не есть нечто противоестественное, чуждое самой сущности человеческого познания. Ведь человек не может познавать, не разъединяя, не расчленяя целого на его составные части. Нельзя также обойтись в познании и без огрубления, упрощения, метафизика как философский метод выступает как отражение определенного уровня научного познания мира. Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии. Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе). Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно и кому угодно», использовалась как прием ораторского искусства. Герменевтика — метод адекватного, верного прочтения и истолкования смысла текстов. Герменевтика, как метод интерпретации, предполагает «понимание», «вживание», «сопереживание», истолкование отдельных изучаемых явлений в качестве моментов целостной душевно - духовной жизни реконструируемой эпохи. В философской герменевтике человек предстает как существо, бытие которого заключается в понимании, т. е. понимание — это способ существования человека. Метод герменевтики широко распространен в западной философии. На каждом этапе развития науки философский метод синтезируется из достижений частных конкретных наук, отражая дух науки своего времени, ее качественную специфику. А затем философия, в свою очередь, возвращает синтезированный ею «продукт» конкретным наукам в качестве системы общих принципов подхода к изучению интересующих их явлений и процессов. Таким образом, философская теория выступает и в качестве содержательного теоретического знания, и в качестве общей методологии. В философии каждое теоретическое понятие, положение выступает одновременно и методологическим принципом. Философская теория и есть одновременно метод. В силу этого философия выполняет общую методологическую функцию для всего научного познания. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм. При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях»). Рационализм — философский метод и направление в философии, в силу которого, истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта, ощущений и восприятий («все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума»). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|