Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Уроки усвоения новых знаний




В школе VIII вида редко.проводятся уроки, которые целиком посвящены усвоению новых знаний. Это объясняется особенностя­ми познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся этой школы, которым целесообразно сообщать новый материал неболь­шими порциями с последующим его закреплением. Но все же бывают уроки, особенно в старших классах, на которых большая


часть времени отводится на восприятие, осмысление и запомина­ние новых знаний и на их первичное закрепление. Все этапы урока, как правило, также подчинены основной дидактической цели урока. Нередко усвоению знаний предшествует постановка перед учащимися определенной жизненной задачи (проблемы), для решения которой они ощущают недостаток имеющихся зна­ний, необходимость их восполнения. Наличие такой ситуации перед сообщением новых знаний заинтриговывает учащихся, поз­воляет создать положительное отношение к восприятию новых знаний, атмосферу заинтересованности и тем самым способство­вать созданию благоприятных условий для работы учителя и уче­ников.

Урок усвоения новых знаний может включать в себя следую­щие этапы, т. е. иметь такую структуру: 1) организация учащихся на урок; 2) проверка домашнего задания; 3) устный счет; 4) акту­ализация знаний к новой теме; 5) сообщение темы урока; 6) сооб­щение новых знаний; 7) коррекция и первичное закрепление зна­ний; 8) закрепление знаний (фронтальное); 9) задание на дом; 10) подведение итога урока.

Место структурных элементов и время, отведенное на каждый из них, могут меняться в зависимости от цели и содержания урока.

Структура урока усвоения новых знаний может быть и другой. Например, не всегда целесообразно включать в этот урок провер­ку домашнего задания: знания, которые учащиеся применяли при выполнении домашней работы, могут быть не связаны с новым материалом и не помогут его восприятию и осмыслению. В этом случае учитель собирает тетради для проверки выполнения до­машних заданий. Не всегда на уроке усвоения новых знаний проводится и устный счет. Если основной образовательной целью на уроке является ознакомление учащихся со свойствами геомет­рических фигур, новыми величинами, единицами их измерения или новыми измерительными приборами и правилами их использо­вания (весами и правилами взвешивания, часами и определением времени по часам, рулеткой и правилами измерения с ее помощью и т. д.), то вместо устного счета целесообразно воспроизвести такие знания и умения учащихся, которые позволили бы связать их с новым материалом и включили в общую систему знаний.

Сообщение темы урока может предшествовать объяснению но­вого материала, но может быть сделано и после ознакомления

•71


учащихся с новым приемом вычисления, свойством и т. д., как итог, вывод после объяснения. Например, учитель объяснит, как умножить многозначное число на круглые десятки (347x30). Под руководством учителя учащиеся устанавливают, что первый мно­житель — трехзначное число, второй множитель — круглые де­сятки. Затем учитель сообщает, что темой урока как раз является умножение трехзначных чисел на круглые десятки. Тема записы­вается на доске и в тетрадях.

На уроке усвоения новых знаний учитель осуществляет диффе­ренцированный подход к учащимся в зависимости от их возмож­ностей. Наиболее сильным учащимся он предоставляет возмож­ность самостоятельно разобраться в решении нового примера по образцу, данному на карточке или в учебнике, для остальных учащихся проводит объяснение, активизируя восприятие вопроса­ми к средним учащимся, требуя от слабых учащихся повторения некоторых моментов. В этом случае восприятие новых знаний будет наиболее активным, будет соответствовать возможностям каждого ученика данного класса.

Рассмотрим пример урока усвоения новых знаний.

Тема: «Число и цифра 5».

Цель. Познакомить учащихся с новым числом 5 и научить обозначать его цифрой 5. Познакомить с печатной и письменной цифрой 5. Корригировать мышление, развивать речь учащихся.

Наглядные пособия, дидактический материал. Кубики двух цветов, круги, матрешки, цифровая касса, наборное полотно, игрушки.

План урока

1. Организация учащихся на урок. Учащиеся говорят, какой
будет урок, который это урок по счету, что приготовлено к уроку
математики.

2. Повторение образования чисел 2, 3, 4 с помощью игры
«Один да один».

Учитель повторяет с учащимися, какие числа они знают, про­сит посчитать до четырех. Затем проводится игра «Один да один». К доске вызываются 4 ученика, они становятся в шеренгу. Пер­вый делает шаг вперед и говорит: «Я один». Второй делает шаг вперед и говорит: «Один да один будет два» и т. д.

3. Закрепление соотношения числа, количества и цифры.
72


Учитель просит учащихся отложить 2, 3, 4 предмета из имею­щихся у них пособий и под каждой группой предметов (картинок) поставить соответствующую цифру.

4. Сообщение темы урока: «На уроке будем изучать число 5,
будем учиться писать цифру 5».

Получение числа 5 разбирается на дидактическом материале.

«Поставьте 4 матрешки и еще одну. Сосчитаем, сколько стало матрешек».

Учитель просит обвести в тетрадях 4 квадрата (или круга), а затем спрашивает: «Сколько квадратов еще надо обвести, чтобы их стало 5?» Учащиеся подводятся к выводу: «Чтобы получить число 5, нужно к четырем прибавить один». Отсчитывание от пяти одного позволяет познакомить со вторым способом получе­ния числа 4: «Если от пяти отсчитывать один, то получится 4».

Счет элементов конкретных множеств (5 тетрадей, 5 ручек, 5 карандашей и т. д.). Отсчитывание 5 предметов (возьми из пачки 5 тетрадей и т. д.).

Знакомство с печатной цифрой 5. Место числа 5 в числовом ряду.

5. Коррекция и закрепление нового: работа с учебником. По
рисункам учащиеся еще раз закрепляют получение числа 5, соот­
носят число, количество и цифру 5.

6. Знакомство с письмом цифры 5.

7. Самостоятельное письмо цифры 5 в тетрадях.

8. Подведение итогов урока. (Какое новое число узнали? Как
можно получить число 5?)

Учитывая возможности класса, на каждом этапе урока учитель предусматривает задания разной степени трудности. Например, при закреплении получения числа 5 одни учащиеся самостоятельно обво­дят клеточки тетради (4 и 1), а у других они уже обведены, от них требуется лишь их раскрасить. При письме цифры 5 одни учащиеся пишут ее по образцу, а другие — только по обводке.

2. Уроки коррекции и закрепления нового материала (применение знаний в сходной ситуации)

Основная образовательная цель этих уроков направлена на коррекцию и закрепление новых знаний. Известно, что школьники с нарушением интеллекта при восприятии новых знаний испыты­вают значительные затруднения: имеет место неточность, непол­нота, а то и искаженность восприятия. Поэтому первые уроки по закреплению нового материала имеют целью коррекцию знаний,


уточнение, совершенствование. На этих уроках школьники учатся применять новые знания в сходной ситуации с помощью тех же или аналогичных пособий (наглядного и дидактического материа­ла, записей), которые были использованы при усвоении новых знаний. Например, при усвоении знаний, относящихся к получе­нию обыкновенных дробей, использовалось деление предметов (яблоко, торт, круг) на равные части. На уроке коррекции и закрепления знаний учащиеся под руководством учителя упражня­ются в получении разных дробей путем деления на равные части знакомых предметов или их изображений и записи полученных дробей. В процессе предметно-практической деятельности закреп­ляются понятия «числитель» и «знаменатель дроби».

Школьники также учатся применять знания по образцу в сход­ных ситуациях. Например, учитель чертит на доске отрезок. Спра-

 

шивает, как получить на отрезке дробь 3/5. (Выслушивает ответ.)

Один из учеником выходит к доске, делит отрезок на 5 равных частей, отсчитывает 3 пятых доли и записывает дробь 3/5. Учащие­ся по образцу получают дробь 3/5 на отрезках, которые они чертят в тетрадях.

Постепенно на уроке вырабатываются умения переносить стержневые знания в новые условия путем выполнения трениро­вочных упражнений.

Урок коррекции и закрепления новых знаний может иметь приблизительно такую структуру.

1. Организация учащихся класса. 2. Проверка домашнего зада­ния. 3. Устный счет. 4. Актуализация опорных знаний и умений. 5. Коррекция и закрепление стержневых знаний и умений. 6. Выработка умений применять знания по образцу в сходных ситуа­циях. 7. Выработка умений переносить стержневые знания в новые условия. 8. Тренировочные упражнения. 9. Домашнее зада­ние. 10. Повторение ранее пройденных знаний. И. Итог урока.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных