Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТАБЛИЧНОГО УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ




В практике работы школы VIII вида получила распространение следующая система изучения действий умножения и деления (хотя она требует глубокого научного обоснования и дополнитель­ных экспериментальных исследований):

1. Ознакомление с умножением как сложением одинаковых
слагаемых.

2. Ознакомление с делением на равные части.

3. Составление таблицы умножения числа 2.

4. Составление таблицы деления на 2 (рассматривается толь­
ко деление на равные части).

5. Составление таблицы умножения в пределах 20.

6. Составление таблицы деления в пределах 20 (деление на
равные части).

7. Практическое знакомство с переместительным законом ум­
ножения.

8. Сопоставление умножения и деления как взаимно обратных
действий.

9. Изучение умножения и деления в пределах 100. Составле­
ние таблиц умножения и деления. Практическое знакомство с
переместительным законом умножения.

 

10.Деление с остатком.

11.Деление по содержанию (практическое деление предметных
множеств).

 

12.Сопоставление деления на равные части и деления по
содержанию в практической деятельности и при решении простых
задач.

13.Умножение на единицу и единицы. Деление на единицу.

14.Нуль как компонент умножения. Нуль как делимое.

При обучении умножению и делению перед учителем стоит сложная задача — раскрыть смысл каждого арифметического дей­ствия на конкретном материале. Необходимо добиваться, чтобы на основе действий с конкретными предметами учащиеся смогли сде­лать доступные им выводы, обобщения, отдифференцировать дей­ствие умножения от сложения и в то же время установить связь, существующую между этими действиями, чтобы они осознали, что умножение — это сложение одинаковых слагаемых.


 



ОБУЧЕНИЕ ТАБЛИЧНОМУ УМНОЖЕНИЮ И ДЕЛЕНИЮ В ПРЕДЕЛАХ 20

Впервые в 3-м классе учащиеся школы VIII вида знакомятся с новыми арифметическими действиями умножением и делением, составляют, заучивают таблицы умножения и деления чисел 2, 3, 4, 5 с ответами, не превышающими число 20. Лучшему осознанию смысла действия умножения способствует подготовительная рабо­та: счет равными группами предметов, а также счет по 2, 3, 4, 5 до 20. С этой целью учитель готовит наглядные пособия, раздаточ­ный материал. Такими пособиями служат учебные принадлежнос­ти, природный материал, игрушки, изображения предметов в виде трафаретов, разнообразные рисунки и т. д.

Причем желательно объединять предметы, которые встречают­ся группами в жизненных условиях. Например, .соединять вареж­ки, перчатки, носки в пары, яйца — в десятки, пальцы рук — в группу по 5, колеса автомобиля — по 4, ножки табуретки — по 3 и т. д.

Например, учитель говорит:

— Ребята, вы будете кататься на лыжах. Каждому из вас
нужно надеть варежки. Сколько варежек нужно одному ученику?
Постройтесь у доски (учитель вызывает 5 человек). Пусть каждый
возьмет по паре варежек. Считаем вместе, хором, сколько всего
варежек взяли ученики: 2, 4, 6, 8, 10.

— За каждой партой в нашем классе сидят по 2 ученика.
Пересчитаем всех учеников в классе. Чтобы быстрее сосчитать,
будем считать по 2.

— Нужно сложить в корзину все яблоки и сосчитать, сколько
яблок в корзине. Чтобы быстро сосчитать, будем брать сразу по 2
яблока и считать: 2, 4, 6, ..., 18, 20. Сколько всего яблок? Сколь­
ко раз взяли по 2 яблока?

На этот вопрос ученики не могут ответить. Поэтому при счете парами других предметов надо, чтобы один ученик считал по 2, а другой — сколько раз взяли по два. К доске выходят 2 ученика. Первый ученик берет из коробки по 2 карандаша и считает: 2, 4, ..., а второй считает, сколько раз первый ученик взял по 2 карандаша.

Счет ведется не только по 2, но и другими равными числовыми группами. Например, учитель ставит несколько игрушечных машин и дает детям задание: «Сосчитаем, сколько колес у этих машин. Сколько колес у одной машины? Как будем считать, чтобы быстро сосчитать колеса у всех машин: по 1 или по 4?» «4, 8,


12», — считают дети. «Если будет еще одна машина, то сколько колес еще надо прибавить?» Следует спросить у детей, какие предметы удобно считать парами, по 5, по 10. Если ученики не дадут ответа на этот вопрос, то учитель должен ответить сам. Ученикам предлагается задача:

«Девочка собрала цветы и поставила их в 3 вазочки по 5 штук. Сосчитаем, сколько цветов собрала девочка (на наборном полотне выставлена табличка с рисунками ваз)». Дети считают: 5, 10, 15. Затем учитель просит по этому рисунку составить пример: 5+5+5=15. Для этого он выставляет числовые фигуры, по которым учащиеся должны самостоятельно составить пример и решить его.

В этот период полезно работать с дидактическим материалом. Сначала учащиеся отсчитывают равные группы предметов, а потом и таблички с изображением равных групп предметов. На­пример, при счете по 3 они берут в руку каждый раз по 3 палочки (кружочка).

Можно дать также задания: раскрасить клеточки тетради или обвести по 2, по 3 клеточки; нарисовать круги, палочки, треуголь­ники по 2, по 3, по 4, по 5 или раскрасить готовые; составить рисунки к примерам вида 3+3+3=9; по карточкам и по рисункам составить таблички сложения; составить примеры на сложение по рисунку.

Для счета равными группами используются одинаковые монеты. Подобные упражнения, проводящиеся систематически, подгото­вят учащихся к запоминанию по существу ответов табличного умножения в пределах 20.

Понятие об умножении как сложении равных слагаемых уча­щиеся получают на первом уроке. Необходимо показать целесооб­разность замены сложения умножением, познакомить со знаком умножения (х, •) и с записью действия в строчку. В качестве наглядных пособий используются предметные множества и кар­тинки с изображением предметов, объединенных в равные группы (рис. 12).

Например: «Пересчитайте варежки, связанные парами». Дети считают по 2: 2, 4, 6, 8, 10 (рис. 13). Учитель спрашивает, сколько варежек связано вместе. Запишем так, как считали: 2+2+2+2+2 = 10. Сколько пар варежек? (Пять.) Сколько всего варежек? (Десять.) В этом примере сложение можно заменить другим действием — умножением и записать пример короче. Ска-



Рис. 12

зать можно так: «По 2 взять 5 раз, получится 10, а записать так: 2-5=10».

Так же ведется счет парами, например, вишенок, нарисованных парами на карточках; результат счета записывается сначала сло­жением, а потом умножением:

Рис. 13

Учитель спрашивает: «Какое число записывается первым при умножении? (Слагаемое). Какое число записывается вторым? (Число 4.) Что оно обозначает?» (Число слагаемых.)

Упражнения в счете двойками, тройками проводятся и на дру­гих наглядных пособиях. Производится замена сложения умноже­нием.

Полезны задания с дидактическим материалом: «Взять по 2 кубика 3 раза. Записать это действие сложением, заменить сложе­ние умножением». (2+2+2=6, 2x3=6.)

Необходимо и без дидактического материала произвести заме­ну действия сложения умножением и наоборот:

Это позволит сделать вывод, что умножение — это сложение равных слагаемых.

Таблица умножения составляется по постоянному множимому. Этапы знакомства с табличным умножением числа 2:

1. Счет предметов по 2 до 20 (каждый ученик ведет счет на
дидактическом материале: отсчитывает по 2 желудя, листочка,
квадрата и т. д.).

2. Счет изображений предметов по 2 на рисунках или число­
вых фигурках и составление примеров на сложение.

3. Замена сложения умножением и чтение таблицы умноже­
ния.

На первом уроке, посвященном этой теме, разбираются примеры:

Здесь число 2 повторяется слагаемым несколько раз. В первой строке число 2 повторяется 2 раза, во второй — 3 раза, в тре­тьей — 4 раза. Рациональнее не записывать каждый раз сумму, состоящую из двух, трех, четырех двоек, а указать, сколько раз надо взять по 2, т. е. заменить сложение одинаковых слагаемых умножением.

Как подвести учащихся к этой мысли, разберем на примере с использованием дидактического материала. Можно взять и веточ­ки, на каждой из которых по 2 листочка. «По скольку листочков на ветке? Сколько 'раз по 2 листочка? Какие числа складывали? Сколько раз складывали? Сколько получилось? Если по 2 (листоч­ка) взять 4 раза, получится 8 (листочков). Это можно записать так: 2x4=8. Вместо слова «взять» записываем знак х (умно­жить)».

В целях усвоения и закрепления знаний проводятся упражне­ния на замену действия сложения умножением и наоборот:

Учащиеся должны уметь проиллюстрировать пример на умно­жение рисунком, составить по рисункам примеры на сложение и умножение. Затем такую же работу выполнить самостоятельно по индивидуальным карточкам.


На следующем уроке составляется таблица сложения. Сложе­ние заменяется умножением числа 2 на числа 5, 6, 7. На третьем уроке составление таблицы умножения числа 2 заканчивается (2x8, 2x9, 2x10).. Теперь учащиеся учатся читать примеры: «Два умножить на девять» и т. д.

Далее учащиеся упражняются в чтении таблицы умножения, замене умножения сложением равных слагаемых и наоборот, со­ставлении рисунков к примерам на умножение. Таблицу умноже­ния числа 2 они заучивают наизусть.

У каждого ученика должна быть карточка с таблицей умноже­ния числа 2. Все должны знать, что 2 — это слагаемое (если пример на умножение заменяется примером на сложение), а 5 — число слагаемых. Упражнения по замене сложения равных слагае­мых умножением и наоборот помогут учащимся осознать значение 1-го и 2-го множителей. Название компонентов действия умножения при изучении умножения в пределах 20 учитель употребляет в своей речи, но не требует знания их названий от учащихся.

При составлении с учащимися таблицы умножения любого числа и при ее заучивании необходимо обратить их внимание на то, что ответ последующего примера больше предыдущего на столько единиц, сколько их в 1-м множителе (рис. 14).

Учитель спрашивает: «Сколько пар вишен в верхнем ряду? Сколько пар вишен в нижнем ряду? На сколько пар вишен мень­ше в верхнем ряду, чем в нижнем? Как, не считая вишни в нижнем ряду, узнать, сколько их?»


Рис. 14

Во втором случае ответ увеличился на 2, так как добавили две вишни, т. е. еще одну двойку.


Рис. 15

Во втором случае ответ увеличился на 2, так как добавили две вишни, т. е. еще одну двойку.

Эту закономерность необходимо подчеркивать при заучивании таблицы умножения всех чисел. Это поможет учащимся быстрее заучить таблицу. К тому же, если какой-либо табличный ответ ученик не может вспомнить, но помнит ответ предыдущего или последующего примера, он сможет этим помочь себе.

Для лучшего осознания смысла умножения, а также для запо­минания таблицы полезны такие упражнения:

1) Составить по рисунку 15 примеры.

2) Вставить нужные числа:

Чтобы учащиеся научились дифференцировать действия сложе­ния и умножения, полезно предлагать такие упражнения:

1) 2+2+2+2=8. Можно ли в этом случае сложение заменить
умножением? Почему?

2+1+2+3=8. Можно ли в этом случае сложение заменить умножением? Почему?

2) Рассмотреть рисунок 15 и вставить нужные знаки.

Подобные упражнения заставляют умственно отсталых учащих­ся понять, что не во всех случаях сложение можно заменить умножением, осознать, что умножение — это сложение одинако­вых слагаемых. Подобные упражнения имеют не только обучаю­щее и развивающее, но и коррекционное значение.

С умножением чисел 3, 4, 5 в пределах 20 учащиеся знакомят­ся аналогично, опираясь на счет предметов (их изображений) равными группами. Составляются таблицы сложения равных чисел. Сложение равных чисел заменяется умножением.

Но уже при изучении таблицы умножения числа 3 нужно обратить внимание на то, что в изученных таблицах есть примеры с одинаковыми ответами. Учащиеся должны сами отыскать приме­ры с одинаковыми ответами на индивидуальных карточках, обвес­ти их цветными карандашами одного цвета. Учитель предлагает


 


выписать первую пару примеров (2x3=6, 3x2=6) и сравнить их, ставя перед учащимися такие вопросы: «Какой ответ в примерах? Какие числа умножали? Какое число умножают в первом приме­ре? (То же во втором.) На какое число умножают в первом примере? (То же во втором.) В чем сходство этих примеров? В чем их различие?»

Чтобы сделать вывод о переместительном свойстве умножения, ограничиться рассмотрением только примеров нельзя. Это свойст­во вводится после рассмотрения ряда рисунков с изображением предметов или самих предметов и подсчета их общего количества, т. е. с помощью широкого применения дидактического материала. Учитель просит всех учеников взять по 2 палочки 3 раза, положить их парами и сказать, сколько всего палочек. Какой пример на умножение можно составить? (2x3=6.)

Затем он просит взять по 3 палочки 2 раза, положить их по три и сказать, сколько палочек всего, какой пример на умножение можно составить, изменилось ли количество палочек. Рассмотрим рисунок 16 и ответим на вопросы: Сколько яблок в ряду? Сколько рядов по 2 яблока? Сколько всего яблок? Как записать? (2x3=6.)

Сколько яблок в столбце? Сколько столбцов по 3 яблока?

Сколько всего яблок? Как записать? (3x2=6).

Изменилось ли количество яблок, когда счи­тали их по 2, а потом по 3?

Рис. 16

Значит, 2x3=3x2, т. е. от перестановки чисел (множителей) в примерах на умножение ответ (произведение) не изменится. Учитель в своей речи употребляет слова множители, произведение.

Путем замены действия умножения сложением следует еще раз показать учащимся, что результаты при вычислении остаются равными:

2-3=2+2+2=6 3-2=3+3=6

Рассмотрения только одного случая недостаточно, чтобы сде­лать вывод о переместительном свойстве умножения.


Надо показать учащимся, что подобные рассуждения можно провести для любых двух чисел, но взять уже не те примеры, в кото рых они подметили одинаковые ответы, а любые другие. Например, можно сделать к

примеру 3-5=15 рисунок (рис. 17).
Сначала считаем по 3 кружочка, расположенных в 5 рядов рядов. Всего 15 кружочков. Затем считаем по 5 кружочков, расположенных в 3 столбца, всего тоже 15 кружков.Значит, 3-5=5-3.

На этих фактах отдельные учащиеся могут
рис 17 самостоятельно сделать вывод: от перемены

мест множителей произведение не меняется. Для того чтобы, применяя этот закон, учащиеся не оторвались от его наглядной основы, можно время от времени предлагать им составлять рисунок, на котором удобно показать сущность пере-местительного закона умножения.

В дальнейшем, при составлении последующих таблиц умноже­ния, учитель опирается не только на счет равными группами предметов, равными числами и на составление таблицы сложения, но и на переместительный закон умножения.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных