ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 1000В изучении действий сложения и вычитания в пределах 1000 можно выделить следующие этапы: I. Сложение и вычитание без перехода через разряд (устно). 1. Сложение и вычитание круглых сотен. Действия производятся на основе знания нумерации и сводятся по существу к действиям в пределах 10. Рассуждения проводятся так: 200 — это 2 сотни, 100 — это 1 сотня. Отдельным учащимся, которые еще нуждаются в использовании средств наглядности, можно предложить пучки палочек (1000 палочек, связанных в пучки по сотне), пластины из арифметического ящика, полоски длиной 1 м, разделенные каждая на 100 см, абак, счеты. Полезно решение и составление троек примеров вида с последующим сопоставлением компонентов и результатов действий. 2. Сложение и вычитание круглых сотен и единиц, круглых сотен и десятков (действия основываются на знании нумерации): 4. Сложение и вычитание круглых десятков, а также круглых сотен и десятков: А)430+20 450-20 б)430+200 В)430+120 550-120 630-200 При решении случаев а), б) рассуждения проводятся так: «430 — это 4 сот. и 3 дес., 20 — это 2 дес. Складываем десятки: 3 дес.+2 дес.—5 дес. 4 сот.+ 5 дес.=450». Разряды, которые складываются или вычитаются, можно рекомендовать подчеркивать:
V Перова М. Н. При решении примеров вида в) рассуждения проводятся так: «120=100+20, 430+100=530, 530+20=550», т. е. этот случай сложения (вычитания) сводится к уже известным учащимся случаям сложения (вычитания) а), б). 4. Сложение трехзначных чисел с однозначным, двузначным и трехзначным без перехода через разряд и соответствующие случаи вычитания. Выполнение действий производится устно. Учащиеся при выполнении действий пользуются теми же приемами, какими они пользовались при изучении действий сложения и вычитания в пределах 100, т. е. раскладывают второй компонент действия (второе слагаемое или вычитаемое) на разрядные единицы и последовательно их складывают или вычитают из первого компонента. Например: 350+123 673-123 5. Особые случаи сложения и вычитания. К ним относятся случаи, которые вызывают наибольшие трудности и в которых чаще всего допускаются ошибки. Учащихся больше всего затрудняют действия с нулем (нуль находится в середине числа или в конце). Случай с числами, содержащими нуль, не требует особых приемов. Но таких примеров надо решать больше, повторить перед решением таких примеров решение примеров на сложение и вычитание, когда компонентом действия является нуль: 0+3, 5+0, 5-5: Устные приемы вычислений требуют от учащихся постоянного анализа чисел по их десятичному составу, понимания места цифры в числе, понимания того, что действия можно производить только над одноименными разрядами. Не всем учащимся вспомогательной школы это становится понятным одновременно. Перед выполнением действий необходимо добиваться от учащихся предварительного анализа десятичного состава чисел. Учитель чаще должен ставить вопросы: «С чего надо начинать сложение? Какие разряды складываем?» В противном случае учащиеся допускают ошибки при вычислениях. Они складывают десятки с сотнями, а результат записывают либо в разряд сотен, либо в разряд десятков, например: 400+10=500, 30+400=70, 30+400=470, 30+400=340, 670+2=690, 670-3=640. Эти ошибки свидетельствуют о непонимании позиционного значения цифр в числе, о неумении самостоятельно контролировать результаты действий. Учителю необходимо добиваться того, чтобы учащиеся проверяли выполнение действий, причем делали это не формально, а по существу. Нередко приходится наблюдать, что ученик якобы и сделал проверку, но выполнил ее формально. Он записал только обратное действие, а не решал, поэтому и не заметил допущенной ошибки, например: 490—280=110. Проверка. 110+280=490. Нередко можно столкнуться с непониманием умственно отсталыми школьниками (даже старших классов) сущности проверки. Проверка часто выполняется учениками только потому, что этого либо требует учитель, либо такое задание содержится в учебнике. Часто при выполнении проверки ученик получает несоответствие между полученным результатом и заданным примером, но это не служит ему поводом для исправления неверного ответа, например: 570-150=320. Проверка. 320+150=470. В данном случае проверка выступает как самостоятельное действие, никак не связанное с тем, которое ученик проверяет. Учитель постоянно должен помнить об этих ошибках школьников с нарушением интеллекта и требовать ответа на вопросы: «Что показала проверка? Верно ли решен пример? Как доказать, что действие выполнено верно?» Осознанному выполнению устных вычислений, выработке обобщенных способов выполнения действий служит постоянное внима- 7* 195 ние к вопросам сравнения и сопоставления разных по трудности случаев сложения, вычитания. Важно научить учащихся видеть общее и особенное в тех примерах, которые они решают. Например, сравнить примеры и объяснить их решение: 30+5,300+40,300+45,300+140,300+145,300+105 305-5,340-40,345-45,340-300,345-300,345-200 Полезно и составление учащимися примеров, аналогичных (похожих) данным, или примеров определенного вида: «Составьте пример, в котором надо сложить круглые сотни с единицами»; «Составьте пример на вычитание, в котором уменьшаемое — трехзначное число, а вычитаемое — круглые десятки» и т. д.1 Для закрепления действий сложения и вычитания в пределах 1000 приемами устных вычислений полезно решение примеров с неизвестными компонентами. II. Сложение и вычитание с переходом через разряд. Сложение и вычитание с переходом через разряд — это наиболее трудный материал. Поэтому учащиеся выполняют действия в столбик. Сложение и вычитание в столбик производятся над каждым разрядом в отдельности и сводятся к сложению и вычитанию в пределах 20. Но в этом случае возникают у умственно отсталых школьников трудности в записи чисел, т. е. в умении правильно подписать разряд под соответствующим разрядом. Часто из-за неумения организовать внимание, из-за недостаточно четкого понимания позиционного значения цифр в числе, а то и из-за небрежности при записи цифр ученики сдвигают число, которое нужно прибавить или вычесть, влево или вправо и поэтому допускают ошибки в вычислениях. Особенно много ошибок учащиеся допускают при записи чисел в столбик, если действие производится над трехзначным и двузначным или однозначным числом. В этом случае десятки подписываются под сотнями, единицы под сотнями или десятками. Это приводит к ошибкам в вычислениях.
них является слабое усвоение табличного сложения и вычитания в пределах 20.
Много ошибок допускается в результате того, что ученики забывают прибавить получившийся в уме десяток или сотню, а также забывают, что «занимали» сотню или десяток. Особенно трудны случаи, при решении которых: 1) переход через разряд происходит в двух разрядах; 2) получается нуль в одном из разрядов; 3) содержится нуль в уменьшаемом; 4) в середине уменьшаемого стоит единица. Например: Нередко при вычитании можно встретить и такую ошибку: вместо того чтобы «занять» единицу высшего разряда, раздробить ее, ученик начинает вычитать из большей цифры вычитаемого меньшую цифру соответствующего разряда уменьшаемого. При этом рассуждение проводится так: «Из 5 единиц 8 единиц вычесть нельзя, вычитаем из 8 единиц 5, 7 десятков и 3 сотни сносим, разность 373». Учитывая трудности изучения данной темы, необходимо повторить с учащимися сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 20 и 100, обратить внимание на решение примеров, в которых компонентом является нуль, или нуль получается в одном из разрядов суммы или разности (17+3, 25+15, 36-6, 36—27), или нуль содержится в одном из разрядов уменьшаемого или вычитаемого (60—45, 75—40).
4. Умножение 10 и 100, умножение на 10 и 100. В пределах 1000 рассматривается умножение однозначного и двузначного числа на 10 и 100 и соответствующие случаи деления: Умножение числа 10 учитель объясняет, опираясь на понятия умножения как сложения равных чисел. 10-3=10+10+10=30 10-3=30 10-5=10+10+10+10+10=50 10-5=50 Рассматривается еще несколько примеров. Сравниваются ответы. Учащиеся убеждаются, что при умножении числа 10 на любой множитель к нему справа приписывается нуль. Затем решаются примеры на умножение однозначного числа на 10. Решение примера 3x10=? также производится приемом замены умножения сложением одинаковых слагаемых: Можно использовать и переместительный закон умножения: 10-3=30 3-10=30 Рассмотрев ряд таких примеров, сопоставив произведения и первый множитель, учащиеся приходят к выводу: чтобы умножить число на 10, нужно к первому множителю приписать справа один нуль. Это правило умножения числа на 10 распространяется и на умножение двузначных чисел (25x10=250). При умножении на 100 множитель 100 рассматривается как произведение двух чисел: 100=10-10. Учащиеся практически знакомятся с использованием сочетательного закона умножения, хотя этот закон они не называют и не формулируют. Учитель объясняет: «Чтобы число умножить на 100, его нужно умножить сначала на 10,;. потом произведение умножить еще раз на 10, так как 100=10-10». Затем запись дается в строчку: 6-100=6-10-10=600. Решается также подробно еще несколько примеров. При решении каждого примера учитель просит сравнивать произведение и первый множитель. Учащиеся самостоятельно приходят к выводу: чтобы умножить число на 100, к нему нужно приписать справа два нуля. Умножение 100 на однозначное число выполняется путем использования переместительного закона умножения: 100x5=? 5x100=500 5. Целение на 10 и 100. Деление на 10, как показывает опыт, лучше усваивается учащимися при сопоставлении с действием умножения. Деление на 10 рассматривается как деление по содержанию: 2-10=20, отсюда 20:10=2. 20:10=2 сопровождается вопросом: «Сколько раз в двух десятках содержится один десяток?» Как и в умножении, решается несколько примеров на деление на 10, сравниваются частное и делимое. Учащиеся убеждаются, что в частном получается делимое без одного нуля, и делают вывод: чтобы разделить число на 10, в нем надо отбросить нуль справа. Этот вывод распространяется и на деление круглых сотен и десятков на 10 (400:10=40, 250:10=25). Аналогично учащиеся знакомятся с делением на 100: 400:100=? 4-100=400 400:100=4 Деление на 100 можно объяснить и последовательным делением на 10 и еще раз на 10:
400:100=400:10:10=4 Деление на 10 и 100 учащиеся учатся производить как без остатка, так и с остатком: 40:10=4, 45:10=4 (ост. 5).
Следует указать, что при делении числа на 10 (100) определяется, сколько всего десятков (сотен) содержится в нем. Учителю необходимо помнить о том, что умственно отсталые школьники с трудом дифференцируют сходные и противоположные понятия. Поэтому, когда ученики познакомились с правилами умножения и деления числа на 10, 100, необходимо рассмотреть случаи, в которых эти правила используются одновременно, попросить учащихся сравнить их, найти сходство и различие: Необходимо также сравнить умножение на 10 и 100 с умножением на 1 и 0, деление на 10, 100 с делением на 1. Это позволит каждый раз анализировать выражения, прежде чем приступать к выполнению действия. Закреплению действия способствует также кратное сравнение чисел (во сколько раз одно число больше или меньше другого). Например, даются такие задания: «Во сколько раз 2 меньше, чем 20, 200?»; «Во сколько раз 300 больше, чем 3, 10, 100?» Пример 300:3=100 можно прочитать так: «Число 300 больше, чем 3, в 100 раз». Или: «Число 3 меньше, чем 300, в 100 раз». «Какими действиями можно сравнить числа 400 и 10?» — спрашивает учитель. Ученики отвечают: «Сравнить эти числа можно действиями деления и вычитания: 400:10, 400—10». Учащиеся учатся самостоятельно ставить вопросы: «На сколько число 400 больше 10?»; «Во сколько раз 400 больше 10?» II. Письменное умножение и деление в пределах 1000. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|