ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛСложение и вычитание многозначных чисел, кроме случаев указанных выше, выполняется приемами письменных вычислен Основой алгоритмов сложения и вычитания чисел любого является поразрядное сложение и вычитание. Казалось бы, между сложением и вычитанием трехзначных и многозначных чисел нет существенной разницы. Однако наблюдения и анализ ученических работ показывают, что чем боль числа, т. е. чем больше в них знаков, тем труднее они оказываются для умственно отсталых школьников, тем больше ошибок с допускают в действиях с этими числами. Одной из причин ошибокв примерах с многозначными числами является неустойчиво внимания, быстрая утомляемость учащихся. При подборе примеров надо соблюдать такой порядок: 1) на первом этапе выполняются действия сложения и вычитание без перехода через разряд; 2) на втором этапе выполняются действия с переходом через 3) на третьем этапе выполняются действия на вычитание,в которых уменьшаемое содержит один или несколько нулей i
801 010-57 528. Для учащихся оказываются неодинаковыми по трудности г: меры с различным количеством знаков в слагаемых. Примеры которых меньше знаков содержит первое слагаемое, чем второе вызывают больше трудностей, чем примеры, в которых мен) знаков содержит второе слагаемое, чем первое, или примеру одинаковым числом знаков (424 735+102 524). Это относится вычитанию. При сложении и вычитании соблюдается поклассная и поразрядная запись чисел в столбик. Сложение и вычитание производится поразрядно, начиная с единиц первого класса. Напримег 8 Перова М. Н. На первых уроках надо требовать от учащихся объяснения поразрядного сложения и вычитания, т. е. объяснения того, как разрядные единицы складываются или вычитаются. Затем объяснение свертывается. Перед решением примеров на сложение и вычитание с переходом через разряд необходимо проводить подготовительные упражнения, которые облегчат письменные вычисления. Например:
15 ед. — это 5 ед. и 1 дес. 13 дес. — это 3 ед. и 1 дес. 15 сот. — это 5 сот. и 1 тыс. 10 дес. — это 1 сот. 10 сот. — это 1 тыс. 10 дес. тыс. — это 1 сот. тыс.
Особого внимания заслуживают случаи, в которые входят слагаемые, содержащие нули, или случаи, в ответах которых получаются нули в одном или нескольких разрядах. Например: Выполняя действие вычитания, в котором уменьшаемое содержит несколько нулей подряд, надо вспомнить решение случаев вида 500-235, 1000-384. Трудность выполнения действий возрастает по мере увеличения числа нулей в уменьшаемом (40 457-6750; 40 007-6750; 40 000--6750; 40 107-6750; 40 100-6750). Особенно трудны случаи (последние два), в которых в уменьшаемом нули перемежаются со значащими цифрами. При их решении умственно отсталые учащиеся переносят без изменения свой опыт выполнения действий на вычитание чисел, в которых нули в уменьшаемом были расположены подряд: Во втором примере к 9 сотням учащиеся не прибавляют 1 сотню и вычитают 7 сотен не из 10 сотен, а из 9 сотен. Выполнение действий сложения и вычитания с двумя компонентами сопровождается проверкой обратными действиями, кроме этого, сложение проверяется перестановкой слагаемых, а вычитание — не только сложением, но и вычитанием. Проверка действий выполняется и на счетах. Решаются также примеры с тремя и четырьмя компонентами вида 54 800+147 385+4768; 100 070+148 280-7525; 378 040-—275 896+178 608. В первых двух примерах учащиеся выполняют одно действие, а в третьем последовательно два действия. Необходимо указать на различие в записи и решении этих примеров. Практическое использование сочетательного закона сложения обычно сопровождается заданием: решить наиболее удобным способом (37 864+15 000+7000+4836). В этом случае учащиеся должны устно сложить 15 тыс. и 7 тыс., а затем провести письменно сложение трех слагаемых: 37 864+22 000+4836. Разнообразить упражнения на сложение и вычитание можно, предлагая задания на сравнение результатов действий, на проверку правильности расстановки знаков равенств и неравенств. Например, решить столбик примеров и расположить числа, полученные в ответах, от большего к меньшему; выписать из ответов четные или нечетные, простые или составные числа; проверить, правильно ли поставлены знаки: 8' - 227 38 000-17 380>45 000-37 945 57 605+15 708=81 735-8 420 Решаются также примеры на нахождение неизвестных компонентов действий сложения и вычитания. Разнообразие заданий, их вариации позволяют поддерживать интерес к выполнению действий, повышают эффективность процесса обучения, предупреждают вербализм. Умножение и деление многозначных чисел Умножение и деление многозначных чисел представляют гораздо больше трудностей, чем сложение и вычитание. Это связано с тем, что ученики нетвердо знают таблицу умножения. Даже те учащиеся, которые запомнили таблицу умножения, затруднялись применить ее при решении примера с многозначными числами, т. е. актуализировать свои знания и использовать их. Трудности возникают и тогда, когда надо единицы низшего разряда перевести в высший, удержать их в памяти (умножение с переходом через разряд). Неумение долгое время сосредоточить внимание на выполнении действия приводит к тому, что учащиеся низшие разряды числа умножают правильно, а при умножении высших разрядов допускают ошибки. Неустойчивость внимания, стереотипность мышления являются нередко и причиной таких ошибок: умножая первый множитель на двузначный второй множитель, умственно отсталый школьник производит умножение только на единицы, т. е. находит первое неполное произведение, а на десятки умножение не производит, при этом считает, что действие им выполнено полностью. Как и при умножении в пределах 1000, наибольшее затруднение вызывают случаи, в которых в множителе нуль находится в середине или на конце (105x9, 580x4). Умения и навыки в делении многозначных чисел, особенно на двузначное и трехзначное числа, вырабатываются с еще большим трудом. Умственно отсталым школьникам трудно, а некоторым даже непосильно самостоятельно применить алгоритм деления. Требуется помощь учителя, его наводящие вопросы, чтобы ученик все операции при делении применил последовательно и правильно. Особенно трудно подобрать цифру частного и устно проверить, подходит ли она. Например, характерная ошибка, которая встречается при делении, — неправильный выбор цифры частного, получение остатка больше делителя. Умственно отсталые школьники, даже старших классов, относятся к полученным ответам некритично. Они редко себя контролируют, не замечают абсурда (частное может получиться больше делимого), полученного в ответе, и это их не смущает, не наталкивает на мысль о неправильности выполнения деления. Наибольшего внимания и большего количества упражнений требуют примеры, в которых в частном получаются нули, как в середине, так и на конце. Примеры на умножение и деление многозначных чисел неоднородны по трудности их решения. Трудность возрастает с увеличением числа знаков во множителе и делителе, а также с увеличением числа замен крупных разрядов более мелкими. Поэтому с умножением и делением надо знакомить учащихся в определенной последовательности, которая определяется нарастающей степенью трудности различных случаев. В школе VIII вида оправдала себя следующая последовательность в изучении действий умножения и деления: 1. Умножение и деление на 10, 100, 1000 (деление без остатка 2. Умножение и деление на однозначное число. 3. Умножение и деление на круглые десятки, сотни и тысячи. 4. Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа: а) умножение и деление двузначного числа на двузначное; б) умножение и деление трехзначного числа на двузначное (в в) умножение и деление четырехзначного числа на двузначное г) деление четырехзначного числа на двузначное, когда число Для лучшей отработки приемов осуществления этих действий, их дифференцировки, установления взаимосвязи между действиями на каждом этапе изучения действий сначала отрабатываются приемы умножения, а затем деления, действия сопоставляются, показывается их взаимосвязь. Учащиеся знакомятся также с проверкой действий. После первоначального знакомства с алгоритмом умножения и деления необходимо дать достаточное количество вариативных упражнений, для того чтобы учащиеся научились применять его к различным числам. Затем учащиеся учатся закреплять алгоритм в разных ситуациях, сначала под руководством учителя, а потом и самостоятельно. 2. Умножение и деление разрядных чисел на однозначное число начинается с повторения этих действий с уже известными учащимся числами — умножаются и делятся: а) десятки (30x3, 80x4, 90:3); б) сотни (700x2, 800:4). Затем рассматриваются устные случаи умножения и деления единиц тысяч: 3000-2, 9000:3. Действия с этими числами сопоставляются с действиями над простыми единицами:
3-2=6 3 тыс. «2=6 тыс.
Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число Последовательность выполнения действий: 1. Подготовительные упражнения. 2. Умножение и деление разрядных чисел на однозначное 3. Умножение и деление многозначных чисел на однозначные 4. Умножение и деление многозначных чисел на однозначные с 5. Особые случаи умножения и деления, в которых нули стоят 1. Подготовительные упражнения необходимы для повторения и обобщения имеющихся знаний учащихся о действиях умножения и деления, а также для подготовки их к более сознательному восприятию нового материала. Необходимо повторить с учащимися, что действие умножения — это нахождение суммы одинаковых слагаемых. Поэтому полезны упражнения на замену произведения суммой одинаковых слагаемых и наоборот:
20+20+20+20=20-4. Повторяется также табличное умножение и деление, умножение единицы и нуля (1x7, 29x1, 0x3, 43x0), деление единицы и нуля (1:1, 0:8), деление на единицу (17:1). Учащиеся вспоминают названия компонентов действий умножения и деления и их результатов.
Аналогично объясняется умножение чисел в пределах 100 000 и 1 000 000. 30000-3 300 000 - 2 Приемами устных вычислений выполняются действия умножения и деления и над круглыми числами: 15 000:5, 12 000-2, 350 000:7, 24 000-2. Действия с числами указанных выше видов выполняются устно и включаются, как правило, на уроках математики в устный счет. 3. Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число без раздробления и превращения не представляют собой ничего нового по сравнению с выполнением этих действий в пределах 1000. Поэтому эти действия также следует рассматривать как подготовительные к следующему, более трудному этапу. Нужно повторить, как подписываются числа при записи примеров в столбик, требовать подробных объяснений, затем объяснения свертываются (разрядные единицы не называются): Далее учащиеся решают примеры на умножение, а затем и на деление с раздроблением и превращением разрядных единиц. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|