ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОБУЧЕНИЕ ТАБЛИЧНОМУ ДЕЛЕНИЮ В ПРЕДЕЛАХ 20В школе VIII вида действие деления рассматривается независимо от действия умножения. Только тогда, когда дети хорошо усвоят сущность деления, деление сопоставляется с умножением, устанавливается взаимосвязь между этими двумя действиями. Опыт показывает, что вывод деления из умножения без объяснения сущности самого процесса деления оказывается непонятным умственно отсталым учащимся. Известно, что существует два вида деления: деление на равные части и деление по содержанию. Встает вопрос, с каким видом деления раньше знакомить учащихся школы VIII вида. В практике обучения математике школьников с нарушением интеллекта сложилась традиция начинать изучение действия деления с деления на равные части. Учащиеся на конкретном материале (операции над предметными множествами) знакомятся с делением на равные части. Действия умножение и деление изучаются параллельно, т. е. после изучения умножения числа 2 изучается деление на 2 равные части, эти два действия сопоставляются, устанавливается связь между ними. Далее изучается умножение числа 3 в пределах 20 и соответствующие ему случаи деления на 3 равные части и т. д. Случаи деления на 5, 6, 7, 8, 9 даются на основе установления взаимосвязи деления с умножением. (Это операция нахождения одного из множителей по известному произведению и другому множителю.) После изучения деления на равные части (все случаи — 3-й класс) учащиеся знакомятся с делением по содержанию при решении задач (3-й класс). В конкретных жизненных ситуациях и с помощью решения задач показывают сходство и различие двух видов деления. Смысл действия деления на равные части может быть понят умственно отсталыми школьниками только на операциях с предметными множествами. Каждый ученик должен неоднократно не только наблюдать, но и самостоятельно проделывать операцию деления на равные части элементов различных предметных множеств. Сначала работа проводится на предметах, трафаретках, а затем и на изображениях предметов (в виде рисунков), на аппликациях и т. д: У каждого ученика должен быть счетный ящик или конверт с предметами и их изображениями. Учитель создает определенную жизненную ситуацию: «Мама принесла из магазина 4 апельсина. У мамы двое детей — Коля и Саша. Она отдала апельсины Коле и предложила разделить их между двумя мальчиками. Как Коля разделил апельсины?» К доске учитель вызывает двух учеников. Один из них делит апельсины. Выясняется, что разделить апельсины на две группы можно по-разному: можно дать Коле 1 апельсин, а Саше 3; можно дать Саше 1 апельсин, а Коле 3; можно Коле и Саше дать по 2 апельсина, т. е. разделить апельсины поровну на две части. Далее учитель предлагает разложить (разделить) 6 карандашей поровну в два стаканчика и показывает, что делить нужно по одному: один карандаш положить в первый стаканчик, один — во второй и т. д. Делить надо до тех пор, пока не останется ни одного карандаша. В процессе деления на равные части конкретных предметов мы сознательно рекомендуем исключить одну операцию — отобрать сразу количество предметов, соответствующее числу равных час- тей, на которое делится множество предметов. Операция мысленного установления взаимно однозначного соответствия между числом предметов, которые надо сразу взять, и числом частей, на которые делится число, чрезвычайно затрудняет процесс деления на равные части даже предметных совокупностей. Аналогично показываем практически деление на 3, 4, 5 равных частей (поровну), а каждый учащийся повторяет деление на равные части в работе на партах. Учащиеся при делении конкретных предметов записывают примеры в тетради с помощью цифр и арифметических знаков. Вводится знак (:) и запись действия деления: Дети учатся читать и записывать эти действия. После общего ознакомления с действиями умножения и делением на равные части можно переходить к составлению таблиц умножения и деления, начиная с таблицы умножения числа 2, а потом деления на две равные части и т. д. Рассуждения проводятся так: «Возьмем два яблока. Разделим их поровну на два — разложим поровну в две вазы. Смотрите, как нужно делить. Одно яблоко кладем в первую вазу, одно — во вторую. Все ли яблоки разделили (разложили)? Сколько яблок в каждой вазе?» Подойти к записи можно так: «Сколько было яблок? (2.) Запишем число 2. Что делали с яблоками? (Делили.) Слово разделить обозначается «:» (две точки, которые ставятся одна под другой). На сколько равных частей делили? (На две равные части.) Запишем число 2. Сколько получили? (По одному.) Запись 2:2 = 1 читать нужно так: два разделить на две равные части, получится по одному». Учащимся предлагается отсчитать по два кружочка и разделить их на две равные части (разложить на наборном полотне, положить на два квадрата разного цвета). В тетрадях ученики рисуют два кружочка и делят их на две равные части вертикальной прямой. (Делают это учащиеся по образцу, данному на доске.) Записывают пример 2:2 = 1. Затем делят 4 предмета на две равные части и записывают: 4:2=2. После составления таблицы деления на две равные части учащиеся приобретут некоторый навык деления на равные части (по одному). При ознакомлении с делением на три равные части учитель показывает, что из всех предметов, которые делим, надо взять 3 предмета и делить, раскладывая их, например, в стаканчики по одному. Так составляются таблицы деления на три, четыре, пять равных частей в пределах 20. Каждый пример таблицы деления сопоставляется с соответствующим примером таблицы умножения и устанавливается их взаимосвязь. Самостоятельно этой взаимосвязи умственно отсталые дети установить не могут. Такое сопоставление поможет учащимся заучить таблицу умножения и деления. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|