ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Изучение единиц измерения массыПервое знакомство учащихся с массой, со сравнением предметов по тяжести (тяжелый — легкий, тяжелее — легче) происходит в пропедевтический период (в 1-м классе). На уроках математики, ручного труда, во внеклассное время учитель на разнообразных упражнениях практического характера и при решении арифметических задач закрепляет эти представления учащихся, создавая разнообразные жизненные ситуации. В этот период важно показать учащимся, что масса предмета не зависит от его размеров, объема, занимаемого им пространства. В 3-м классе учащиеся впервые знакомятся с мерой массы — килограммом. Наблюдения показывают, что учащиеся 3-го класса школы VIII вида слышали об этой мере, знают, масса каких предметов измеряется килограммами. Однако у них нет реального представления, точнее ощущения, массы килограмма. Поэтому когда их просят назвать продукты питания, расфасованные по одному килограмму, то наряду с пачкой сахара, пакетами сахарного песка или крупы они называют батон, булочку, арбуз, пакет картофеля массой 3 кг и т.-д. На вопрос «Какова масса буханки хлеба?» дети отвечают: «1 кг, 2 кг, 500 г, 300 г, 700 г». Знакомство с мерой массы — килограммом — лучше всего начать с создания такой ситуации, в которой бы учащиеся прочувствовали необходимость в единой мере массы. Хорошо провести аналогию с вводом мер длины (метра, сантиметра), мер емкости и т. д. Например, участие в таком виде спорта, как бокс, требует определенной массы от участника. Чтобы определить массу (вес), надо выбрать единицу массы. Этой единицей является килограмм (1 кг). Учитель показывает детям гирю (1 кг). Каждый ученик держит ее то в левой, то в правой руке, с тем чтобы мускульно ощутить массу гири. Опираясь на опыт учащихся, учитель просит назвать предметы, продукты, расфасованные по 1 кг. Продукты по возможности надо принести в класс, чтобы сравнить их массу с массой гири в 1 кг. Показать надо также гири в 2 кг и 5 кг. Далее проводятся практические работы по отвешиванию и взвешиванию фруктов, овощей, крупы, соли. На данном и всех последующих этапах работы по изучению мер массы важным является развитие мускульных ощущений учащихся, умение определять хотя бы приблизительно массу предметов «на руку». Поэтому перед взвешиванием полезно ставить вопрос: «Как ты думаешь, какова масса этого предмета? Проверь себя с помощью взвешивания на весах. Определи, на сколько ты ошибся». При определении массы предметов в килограммах учащиеся знакомятся с приближенным взвешиванием. В 3-м классе учащиеся учатся работать только с чашечными весами. На них четко видно, что масса груза сравнивается с единицей измерения массы — килограммом. Полученные при взвешивании числа записываются. Предварительно учитель знакомит учащихся с записью единиц измерения массы при числах. Перова М. Н. В 5-м классе учащиеся знакомятся с новой единицей измерения массы — граммом. Вновь надо создать такую жизненную ситуацию, в которой бы учащиеся почувствовали необходимость в более мелкой единице массы. Учитель приводит такой пример: в буфете каждому из учеников кладут по 2 кусочка сахара или по 2 чайные ложки сахарного песку в стакан с чаем. «Знаете ли вы, какова масса этого сахара? Сколько сахара требуется всему классу на один завтрак?» — спрашивает учитель. Учащиеся затрудняются ответить на эти вопросы, но они их заинтересовывают. Становится ясно, что с помощью гири в 1 кг нельзя определить массу кусочка сахара, это слишком большая мера. Учитель знакомит учащихся с гирей в 1 г. Многие учащиеся 5-го класса знают, что существует единица измерения массы — грамм. Опыт и наблюдения показывают, что учащиеся плохо представляют себе эту массу. Например, карандаш, яблоко, конфету, крупинку пшена они приводят как пример предметов, имеющих массу 1 г. Чтобы учащиеся ощутили массу в 1 г, им следует не только показать, но и дать возможность гирю в 1 г подержать в руке. Только после этого дети знакомятся с другими разновесами: 5 г, 10 г, 20 г, 50 г, 100 г, 200 г, 500 г. В 5-м классе ученики впервые знакомятся с циферблатными весами. Учитель приносит в класс весы, показывает их основные части: шкалу с делениями и числами, стрелку, чашки. Важно, чтобы учащиеся поняли, что стрелка точно показывает массу груза. Затем учитель знакомит учащихся с правилами взвешивания на циферблатных весах и проводит взвешивание. Прежде чем перейти к практическим работам с весами, выполняемым учениками самостоятельно, надо провести упражнения с моделью весов. Соотношение между килограммом и граммом ученики устанавливают сами: гирю в 1 кг они уравновешивают на весах другими гирями и подсчитывают, сколько потребовалось граммов. Таким образом ученики устанавливают, что 1 кг=1000 г. Массу некоторых предметов следует запомнить, это позволит легче ориентироваться в быту. Ученики должны знать, что средняя масса мешка картофеля 50 кг, ведра картофеля — 8 — 10 кг и т. д. Наибольшие трудности представляет усвоение таких мер массы, как тонна и центнер. Ощутить массу таких единиц измерения массы практически невозможно. Учитель пытается конкрети- зировать эти меры, соотнося центнер с массой двух мешков картофеля или с массой одного мешка риса, тонну с массой 10 таких мешков риса. В этом случае полезно пойти на экскурсию на товарную станцию (в зависимости от местных условий). С соотношением мер массы и с обозначением их при числах ученики знакомятся сразу же после усвоения самих мер. Полезно давать ученикам такие задания: Нужно измерить длину шнура. Какую единицу измерения для этого лучше выбрать? Какой единицей можно измерить длину шнура? Нужно определить массу (вес) двух мешков картофеля, буханку хлеба, пакетика семян. Какими мерами измеряют массу этих предметов? Нужно определить ширину и высоту окна. Какие меры для этого нужно выбрать? Нужно определить рост и массу ученика. И т. д. Работа над усвоением мер, над овладением измерительными навыками в условиях школы VIII вида может быть лишь в том случае успешной, если осуществляются межпредметные связи, т. е. если на уроках ручного и профессионального труда, географии, природоведения и во внеурочное время (например, на при-школьно-опытном участке) учителя и воспитатели будут закреплять знания, умения и навыки, полученные по данной теме на уроках математики. Вопросы и задания 1. Подготовьте сообщение на тему «Основные трудности формирования 2. Каковы общие требования к изучению единиц измерения величин, их 3. Почему знакомство с единицами измерения стоимости, длины, массы в 4. Составьте фрагмент урока на одну из тем: «Монета — 1 к. (50 к., 5. Подберите 10—12 упражнений на измерение величин. Продумайте Глава 15 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|