Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изучение единиц измерения массы




Первое знакомство учащихся с массой, со сравнением предме­тов по тяжести (тяжелый — легкий, тяжелее — легче) происхо­дит в пропедевтический период (в 1-м классе).

На уроках математики, ручного труда, во внеклассное время учитель на разнообразных упражнениях практического характера и при решении арифметических задач закрепляет эти представле­ния учащихся, создавая разнообразные жизненные ситуации. В


этот период важно показать учащимся, что масса предмета не зависит от его размеров, объема, занимаемого им пространства.

В 3-м классе учащиеся впервые знакомятся с мерой массы — килограммом. Наблюдения показывают, что учащиеся 3-го класса школы VIII вида слышали об этой мере, знают, масса каких предметов измеряется килограммами. Однако у них нет реального представления, точнее ощущения, массы килограмма. Поэтому когда их просят назвать продукты питания, расфасованные по одному килограмму, то наряду с пачкой сахара, пакетами сахарно­го песка или крупы они называют батон, булочку, арбуз, пакет картофеля массой 3 кг и т.-д. На вопрос «Какова масса буханки хлеба?» дети отвечают: «1 кг, 2 кг, 500 г, 300 г, 700 г».

Знакомство с мерой массы — килограммом — лучше всего начать с создания такой ситуации, в которой бы учащиеся прочув­ствовали необходимость в единой мере массы.

Хорошо провести аналогию с вводом мер длины (метра, санти­метра), мер емкости и т. д. Например, участие в таком виде спор­та, как бокс, требует определенной массы от участника. Чтобы определить массу (вес), надо выбрать единицу массы. Этой едини­цей является килограмм (1 кг). Учитель показывает детям гирю (1 кг). Каждый ученик держит ее то в левой, то в правой руке, с тем чтобы мускульно ощутить массу гири. Опираясь на опыт учащихся, учитель просит назвать предметы, продукты, расфасо­ванные по 1 кг. Продукты по возможности надо принести в класс, чтобы сравнить их массу с массой гири в 1 кг. Показать надо также гири в 2 кг и 5 кг. Далее проводятся практические работы по отвешиванию и взвешиванию фруктов, овощей, крупы, соли.

На данном и всех последующих этапах работы по изучению мер массы важным является развитие мускульных ощущений уча­щихся, умение определять хотя бы приблизительно массу предме­тов «на руку». Поэтому перед взвешиванием полезно ставить во­прос: «Как ты думаешь, какова масса этого предмета? Проверь себя с помощью взвешивания на весах. Определи, на сколько ты ошибся». При определении массы предметов в килограммах уча­щиеся знакомятся с приближенным взвешиванием.

В 3-м классе учащиеся учатся работать только с чашечными весами. На них четко видно, что масса груза сравнивается с единицей измерения массы — килограммом. Полученные при взвешивании числа записываются. Предварительно учитель знако­мит учащихся с записью единиц измерения массы при числах.

 

Перова М. Н.


В 5-м классе учащиеся знакомятся с новой единицей измере­ния массы — граммом. Вновь надо создать такую жизненную ситуацию, в которой бы учащиеся почувствовали необходимость в более мелкой единице массы. Учитель приводит такой пример: в буфете каждому из учеников кладут по 2 кусочка сахара или по 2 чайные ложки сахарного песку в стакан с чаем. «Знаете ли вы, какова масса этого сахара? Сколько сахара требуется всему клас­су на один завтрак?» — спрашивает учитель. Учащиеся затрудня­ются ответить на эти вопросы, но они их заинтересовывают. Ста­новится ясно, что с помощью гири в 1 кг нельзя определить массу кусочка сахара, это слишком большая мера. Учитель знакомит учащихся с гирей в 1 г. Многие учащиеся 5-го класса знают, что существует единица измерения массы — грамм. Опыт и наблюде­ния показывают, что учащиеся плохо представляют себе эту массу. Например, карандаш, яблоко, конфету, крупинку пшена они приводят как пример предметов, имеющих массу 1 г.

Чтобы учащиеся ощутили массу в 1 г, им следует не только показать, но и дать возможность гирю в 1 г подержать в руке. Только после этого дети знакомятся с другими разновесами: 5 г, 10 г, 20 г, 50 г, 100 г, 200 г, 500 г.

В 5-м классе ученики впервые знакомятся с циферблатными весами. Учитель приносит в класс весы, показывает их основ­ные части: шкалу с делениями и числами, стрелку, чашки. Важно, чтобы учащиеся поняли, что стрелка точно показывает массу груза. Затем учитель знакомит учащихся с правилами взвешивания на циферблатных весах и проводит взвешивание. Прежде чем перейти к практическим работам с весами, выпол­няемым учениками самостоятельно, надо провести упражнения с моделью весов.

Соотношение между килограммом и граммом ученики устанав­ливают сами: гирю в 1 кг они уравновешивают на весах другими гирями и подсчитывают, сколько потребовалось граммов. Таким образом ученики устанавливают, что 1 кг=1000 г.

Массу некоторых предметов следует запомнить, это позволит легче ориентироваться в быту. Ученики должны знать, что сред­няя масса мешка картофеля 50 кг, ведра картофеля — 8 — 10 кг и т. д.

Наибольшие трудности представляет усвоение таких мер массы, как тонна и центнер. Ощутить массу таких единиц измере­ния массы практически невозможно. Учитель пытается конкрети-


зировать эти меры, соотнося центнер с массой двух мешков кар­тофеля или с массой одного мешка риса, тонну с массой 10 таких мешков риса. В этом случае полезно пойти на экскурсию на товарную станцию (в зависимости от местных условий).

С соотношением мер массы и с обозначением их при числах ученики знакомятся сразу же после усвоения самих мер. Полезно давать ученикам такие задания:

Нужно измерить длину шнура. Какую единицу измерения для этого лучше выбрать? Какой единицей можно измерить длину шнура?

Нужно определить массу (вес) двух мешков картофеля, бухан­ку хлеба, пакетика семян. Какими мерами измеряют массу этих предметов?

Нужно определить ширину и высоту окна. Какие меры для этого нужно выбрать?

Нужно определить рост и массу ученика. И т. д.

Работа над усвоением мер, над овладением измерительными навыками в условиях школы VIII вида может быть лишь в том случае успешной, если осуществляются межпредметные связи, т. е. если на уроках ручного и профессионального труда, геогра­фии, природоведения и во внеурочное время (например, на при-школьно-опытном участке) учителя и воспитатели будут закреп­лять знания, умения и навыки, полученные по данной теме на уроках математики.

Вопросы и задания

1. Подготовьте сообщение на тему «Основные трудности формирования
представлений о единицах измерения величин у школьников с нарушением
интеллекта».

2. Каковы общие требования к изучению единиц измерения величин, их
соотношений?

3. Почему знакомство с единицами измерения стоимости, длины, массы в
программе по математике предусматривается сразу же после изучения нуме­
рации целых чисел?

4. Составьте фрагмент урока на одну из тем: «Монета — 1 к. (50 к.,
10 к.)», «Мера длины — метр (сантиметр, дециметр и др.). Измерение».

5. Подберите 10—12 упражнений на измерение величин. Продумайте
возможности этих упражнений в целях коррекции познавательной деятель­
ности учащихся и их социально-трудовой адаптации.

Глава 15






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных