ДЕЙСТВИЯ НАД ЧИСЛАМИ, ПОЛУЧЕННЫМИ ОТ ИЗМЕРЕНИЯ ВЕЛИЧИН
Действия над числами, полученными в результате измерения величин, подчиняются тем же законам, что и действия над числами в пределах 100, 1000 и многозначными числами.
Действия над числами, полученными от измерения величин, опираются на знание учащимися единиц измерения и их соотношение, а также умение выразить одни меры другими.
Школьники с нарушением интеллекта не всегда учитывают своеобразие этих чисел и нередко буквально переносят на них правила действий над многозначными числами, что нередко приводит к многочисленным ошибкам.
Например: 30 см+5 мм=35 см (или 35 мм) 25 см—5 мм=20 см (или 20 мм) 1 м 5 см х 3=45 см 45 р.:6=7 (ост. 3)
Учащиеся принимают во внимание только числовые значения и не учитывают наименований: наименования они либо пишут произвольно, либо опускают совсем. Это свидетельствует о том, что учащиеся не понимают, что при изменении единиц измерения величин изменяются наименование и числовая характеристика величины, сама же величина остается неизменной.
Особенно много ошибок учащиеся допускают в действиях над числами, в которых число разрядных единиц равно нулю.
Примеры ошибочных решений
(ученик или переписал вычитаемое, или вычитал, не обращая внимания на пропущенные нули, но при этом еще вычитая метры, занял 1 км, но забыл об этом при вычитании километров и получил 1 км 8 м.)

(занимает один десяток из числа десятков вычитаемого, а остаток пишет в ответ)
| (в ответ записывает количество сантиметров вычитаемого, а вычитает только в метрах)
| 6 р. 8 к.+5 р. 7 к. = 12 р. 5 к. (10 к. превратил в 1 р.).
| 100 см) (неправильно вычисляет числа, выраженные в дециметрах, а на число в сантиметрах не обращает внимание)
При изучении этой темы важно не только исправлять, но и предупреждать ошибки учащихся.
При изучении сложения и вычитания чисел, полученных от измерения величин, важно соблюдать определенную последовательность. Всегда решение примера надо начинать с его предварительного анализа, т. е. формировать ориентировочную основу действий. Постоянно ставить перед школьниками требование: прежде чем решить примеры с наименованием, надо внимательно посмотреть на наименования компонентов действий, подумать, какие соотношения между числами с мелкими и крупными наименованиями, где нужно вставить недостающие нули, и только после этого приступить к вычислениям.
8 м 67 см—5 м 8 р. 67 к.-38 к.
Можно решать эти примеры устно путем рассуждений: если из р. 50 к. вычесть 7 р., то останется только 50 к. Можно раздробить крупные меры в мелкие: 7 р. 50 к.=750 к. 7 р.=700 к., 750 К.-700 к.=50 к. Можно решить примеры письменно с записью в столбик:

Сложение и вычитание
Действия над числами, полученными от измерения величин, выполняются так же, как действия над многозначными числами, с той лишь разницей, что при числах должны быть записаны наименования единиц измерения.
1. Сначала рассматриваются те случаи сложения и вычитания чисел, выражающих длину, массу, стоимость, в которых не требуется производить замену одних единиц измерения другими.
8 м+7 м 65 см+27 см
2. Затем рассматриваются действия над числами с разными единицами измерения. Выполнять действия над ними можно разными способами:
а) заменить крупные меры мелкими, т. е. выразить компоненты действий в одних и тех же единицах, например:
5 дм+4 см=? 5 дм=50 см, 50 см+4 см=54 см=5 дм 4 см. Значит, 5 дм+4 см=5 дм 4 см
5 м+75 см=5 м 75 см
50 к.+2 р.=2 р. 50 к.
б) показать, что при сложении, например, двух полосок длиной со ответственно 5 дм и 4 см в сумме получится полоска длиной 5 дм 4 см; если взять 50 к. и 2 р., то всего денег будет 2 р. 50 к.
Аналогично объясняется и действие вычитания:
5 дм 4 см—4 см 7 р. 50 к.—7 р.
| 5 дм 4 см—5 дм 7 р. 50 к.-50 к.
Учащиеся, испытывающие особые трудности в обучении математике, должны выразить все числа в одной (одинаковой) мере, произвести вычисление в ответе, если нужно сделать снова преобразование, т. е. число, полученное в ответе, записать с двумя (одним) наименованиями величин.
Решение этого вида примеров можно провести:
а) устно путем рассуждений: рубли вычитаются из рублей, а копейки — из копеек, т. е. надо складывать и вычитать числа одного наименования;
б) с записью в столбик:

Целесообразно выбрать один прием решения и пользоваться только им, так как несколько приемов запутают умственно отсталых учащихся и в результате ни одним из них они не овладеют удовлетворительно.
После этого рассматриваются случаи сложения и вычитания чисел, выражающих длину, массу, стоимость, в результате действий над которыми мелкие меры нужно выразить в более крупных.
267
сопоставлять с соответствующими действиями с отвлеченными
числами.
Последовательность и приемы выполнения действий:
1. Умножение и деление числа с одной единицей измерения без
замены единиц измерения в произведении и в частном:
15 к.х5 375 кгх2
2. Умножение числа с одной единицей измерения с заменой единиц измерения в произведении:
25 к. х 4= 100 к. = 1 р. (устно)
45 к. х 5=225 к.=2 р. 25 к. (устно)
425 г х 3 = 1275 г=1 кг 275 г (с записью в столбик)
3. Деление числа с одной единицей измерения на однозначное число.
При решении таких примеров делимое надо выразить в более мелких мерах:
100 к.:2=50 к. 30 см:5=6 см
__________ 3 р.:2________
300 к.:2 = 150 к. = 1 р. 50 к.
4. Умножение и деление чисел с двумя единицами измерения на однозначное число:
1) 3 дм 7 смх9 2) 3 р. 87 к.х5 3) 8 кг 125 гх7
Рассмотрим подробно решение последнего примера: 8 кг 125 г заменим граммами, получим 1 кг=1000 г; 100 гх8=8000 г; 8000 г+125 г=8125 г. Теперь произведем умножение по правилу умножения многозначного числа на однозначное:
56 875 г 56 кг 875 г
1) 7 м 5 дм:5 2) 4 р. 74 к.:3 3) 32 км 875 м:5
Рассмотрим решение примера: 4 р. 74 к.: 3. Выразим делимое в копейках, получим 474 к. Делим по правилу деления многозначного числа на однозначное:

Особого внимания заслуживают примеры, в которых число единиц того или иного разряда равно нулю, например: 3 м 8 смх4, 38 км 76 м:6. В данном случае (так же как и при выполнении действий сложения и вычитания) необходимо требовать от учащихся при записи числа с наименованиями вписывать нули (3 м 08 смх4, 38 км 076 м:6), а уже затем выражать числа в одних мерах и выполнять действие.
Когда учащиеся овладеют приемами умножения и деления, тогда им можно показать, что в отдельных случаях находить результат быстрее (можно даже устно), если умножать или делить число, выраженное только в крупных мерах или только в мелких.
Например, 2м 15 смхЗ.
1-й способ.
2 м 15 смхЗ=6 м 45 см 1 м=100 см
100 см-2=200 см 200 см+15 см=215 см
2-й способ.
2 м 15 см-3=6 м 45 см
1. Сначала умножаем число метров на 3:
2 м«3=6 м
2. Затем умножаем число сантиметров на 3:
15 см «3=45 см
3. Складываем промежуточные произведения:
Чтобы выбрать способ решения, необходимо тщательно проанализировать множители: если в произведении получается число,
6 м+45 см=6 м 45 см
которое не нужно заменять крупными мерами, то целесообразно выбрать 2-й способ. Естественно, что такой предварительный анализ доступен лишь наиболее сильным учащимся и при выполнении действий с небольшими числами.
Необходимо показать способы решения примеров на деление:
2-й способ.
1) 30 р.:5=б р.
2) 75 к.: 5=15 к.
3) 6 р.+15 к.=6 р. 15 к.
Чтобы выбрать наиболее рациональный способ решения примера на деление, надо проверить, делятся ли крупные меры делимого на делитель нацело, и если делятся, то пример легче решать 2-м способом.
5. Умножение и деление чисел, полученных от измерения, на двузначное число:
1) 17 р.-25
2) 17 р. 32 к.-15
3) 375 г-48
4) 65 м 20 см: 16
5) 900 р.: 12
Число с одним наименованием мер умножается на двузначное число по правилу умножения целых чисел. Если необходимо, в ответе выполняется преобразование.
6. Умножение и деление чисел с двумя наименованиями мер производятся путем предварительного выражения их числом с одним наименованием мер:

Учащимся для лучшего запоминания последовательности (алгоритма) выполнения действий можно предложить памятку приблизительно такого содержания:
1) Прочитай пример.
2) Определи один или два наименования в числе, которое нужно умножить (разделить).
3) Если 1-й множитель (делимое) — число с двумя наименова ниями мер, то надо установить, единицы каких разрядов равны
нулю.
4) Вырази 1-й множитель (делимое) числом с одним наимено ванием мер.
5) Выполни умножение (деление).
6) Выполни преобразование в ответе.
При выполнении действий с числами, полученными от измерений, не надо забывать о решении примеров с неизвестными компонентами действий:
3 р. 75 k.-jc=i p. 50 к. 2 р. 35 к.+х=4 р.
Вопросы и задания
1. Подберите несколько упражнений на преобразование чисел, получен ных от измерения величин. Определите дидактические цели каждого упраж нения.
2. Сравните решение этих примеров:
7 р. 55 к.+2 р. 45 к. 7 р. 5 к.+2 р. 8 к.
| 7 р. 55 к.+2 р. 35 к. 7 р. 55 к.+2 р. 85 к.
Какие трудности могут встретиться у учащихся при их решении? Каковы пути их преодоления?
Составьте по этим примерам примеры на вычитание и покажите методику ознакомления учащихся с вычислительными приемами.
3. Составьте пример на умножение (деление) числа с двумя наименова ниями мер на однозначное число и покажите методику объяснения решения этого примера учащимся.
4. Проанализируйте виды заданий на закрепление умножения и деления с числами, полученными от измерения величин, в учебнике математики для 7-го класса.
Глава 16
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МЕР ВРЕМЕНИ
Развитие временных представлений у учащихся школы VIII вида имеет огромное жизненно-практическое и коррекционно-воспитатель-ное значение.
Исследования временных представлений у учащихся этой школы показали, что такие представления у данной категории детей формируются значительно позже, чем у нормальных школьников, и качественно отличаются от временных представлений нормальных детей.
Школьники с интеллектуальным недоразвитием, поступившие в 1-й класс школы VIII вида, не знают дней недели, почти не владеют элементарной временной терминологией. Например, термины «сегодня», «завтра», «вчера» употребляют так: «Я завтра ходил с мамой в кино», «У нас вчера будет праздник елки». Это говорит о том, что умственно отсталые дети не могут соотнести данные понятия с конкретными жизненными событиями. Они не могут представить того, что время течет не останавливаясь и его течение необратимо. Некоторые из учеников считают, что часы ночью останавливаются, так как все спят.
Ученики заучивают названия времен года, их последовательность, изменения в природе и погоде, характерные для каждого времени года, однако применить свои знания не могут. Например, на вопрос: «Какое сейчас время года?» — отвечают: «Вчера была весна, все растаяло, а сегодня опять наступила зима, выпал снег, сильный мороз».
У учащихся с нарушением интеллекта нет реальных представлений о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости. Учащиеся 1—2-х классов на вопрос: «Что можно сделать за ту или иную единицу времени (секунду, минуту, час, сутки 276
и т. д.)?» — дают неопределенные ответы, например такие: «За секунду — спать, играть; за минуту — играть, уроки учить; за час — играть, писать». Старшеклассники конкретизируют ответы, однако их представления о конкретной наполняемости единиц времени часто неправильны: «За секунду — решить пять примеров, пропеть песенку; за минуту — сделать письменные уроки, вымыть пол; за час — пройти 1 км, сделать ножки для табурета» и т. д. Чем крупнее единица времени, тем труднее ребенку ее конкретизировать.
Школьники с нарушением интеллекта имеют очень нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью (например, о длительности таких событий, как прогулка, обед, завтрак, перемена, приготовление уроков, пребывание в школе, сон и т. д.).
Учащиеся школы VIII вида с трудом усваивают и единичные соотношения мер времени. Они считают, что в году 12 месяцев, 120 дней, в месяце 37 дней, в часе 100 мин, час меньше минуты, месяц больше года. Единичные отношения других метрических мер учащиеся буквально переносят на отношения мер времени, принимая, что в году 1000 дней, в часе 100 мин, в минуте 10 с. Отсюда ошибки при выражении крупных единиц мер времени мелкими (360 мин=3 ч 60 мин), при выполнении действий с числами, записанными с употреблением как крупных, так и более мелких единиц измерения времени (2 ч 30 мин- 1 ч 40 мин=90 мин).
У школьников с нарушением интеллекта с трудом формируются представления отдаленности и последовательности событий. Им трудно представить отрезки времени, удаленные от нас не только на сотни и тысячи, но даже на десятки лет. У них отмечается тенденция приближать прошлое: героев далеких исторических событий они считают героями недавнего прошлого или даже настоящего.
Школьники с нарушением интеллекта с трудом устанавливают связи между фактами, явлениями, событиями, происходившими в различные эпохи, их временные представления долго остаются на примитивно-наглядной стадии. Для учащихся вспомогательной школы большие трудности представляет соотношение года, в который произошло событие, с веком. Например, учащиеся, зная годы начала и конца Великой Отечественной войны и то, что мы живем в XX веке, самостоятельно не могут установить, что война 1941 — 1945 годов происходила в XX веке.
Временные понятия трудны для усвоения, так как очень специфичны. Их специфичность объясняется:
1) невозможностью восприятия времени органами чувств: время в отличие от других величин (длины, массы, площади и т. д.) нельзя видеть, осязать, мускульно ощущать;
2) косвенным измерением времени, т. е. измерением через те из менения, которые происходят за определенный промежуток времени: расстоянием (пешеход прошел примерно 5 км за 1 ч), количеством движений (отхлопали 6 раз — прошла примерно 1 с), движением стрелок по циферблату часов (передвинулась минутная стрелка от цифры 1 до цифры 2 — прошло 5 мин) и т. д.;
3) соотношения между единицами измерения времени (1 ч= =60 мин, 1 мин=60 с, 1 год=365 (366) сут, 1 мес.=28 (29, 30, 31) дней, 1 год=12мес., 1 сут=24ч и т. д.) отличны от еоотношения единиц измерения других мер (длины, стоимости, массы и др.), кото рые выражены в десятичной системе счисления;
4) обилием временной терминологии (потом, раньше, теперь, сейчас, до, после, быстро, медленно, скоро, долго и т. д.) и отно сительностью ее употребления («То, что вчера было завтра, за втра будет вчера»).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|