ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ДЕЙСТВИЯ НАД ЧИСЛАМИ, ПОЛУЧЕННЫМИ ОТ ИЗМЕРЕНИЯ ВЕЛИЧИНДействия над числами, полученными в результате измерения величин, подчиняются тем же законам, что и действия над числами в пределах 100, 1000 и многозначными числами. Действия над числами, полученными от измерения величин, опираются на знание учащимися единиц измерения и их соотношение, а также умение выразить одни меры другими. Школьники с нарушением интеллекта не всегда учитывают своеобразие этих чисел и нередко буквально переносят на них правила действий над многозначными числами, что нередко приводит к многочисленным ошибкам. Например: 30 см+5 мм=35 см (или 35 мм) 25 см—5 мм=20 см (или 20 мм) 1 м 5 см х 3=45 см 45 р.:6=7 (ост. 3) Учащиеся принимают во внимание только числовые значения и не учитывают наименований: наименования они либо пишут произвольно, либо опускают совсем. Это свидетельствует о том, что учащиеся не понимают, что при изменении единиц измерения величин изменяются наименование и числовая характеристика величины, сама же величина остается неизменной. Особенно много ошибок учащиеся допускают в действиях над числами, в которых число разрядных единиц равно нулю. Примеры ошибочных решений (ученик или переписал вычитаемое, или вычитал, не обращая внимания на пропущенные нули, но при этом еще вычитая метры, занял 1 км, но забыл об этом при вычитании километров и получил 1 км 8 м.)
100 см) (неправильно вычисляет числа, выраженные в дециметрах, а на число в сантиметрах не обращает внимание) При изучении этой темы важно не только исправлять, но и предупреждать ошибки учащихся. При изучении сложения и вычитания чисел, полученных от измерения величин, важно соблюдать определенную последовательность. Всегда решение примера надо начинать с его предварительного анализа, т. е. формировать ориентировочную основу действий. Постоянно ставить перед школьниками требование: прежде чем решить примеры с наименованием, надо внимательно посмотреть на наименования компонентов действий, подумать, какие соотношения между числами с мелкими и крупными наименованиями, где нужно вставить недостающие нули, и только после этого приступить к вычислениям. 8 м 67 см—5 м 8 р. 67 к.-38 к. Можно решать эти примеры устно путем рассуждений: если из р. 50 к. вычесть 7 р., то останется только 50 к. Можно раздробить крупные меры в мелкие: 7 р. 50 к.=750 к. 7 р.=700 к., 750 К.-700 к.=50 к. Можно решить примеры письменно с записью в столбик:
Сложение и вычитание Действия над числами, полученными от измерения величин, выполняются так же, как действия над многозначными числами, с той лишь разницей, что при числах должны быть записаны наименования единиц измерения. 1. Сначала рассматриваются те случаи сложения и вычитания чисел, выражающих длину, массу, стоимость, в которых не требуется производить замену одних единиц измерения другими.
8 м+7 м 65 см+27 см 2. Затем рассматриваются действия над числами с разными единицами измерения. Выполнять действия над ними можно разными способами: а) заменить крупные меры мелкими, т. е. выразить компоненты 5 дм+4 см=? 5 дм=50 см, 50 см+4 см=54 см=5 дм 4 см. 5 м+75 см=5 м 75 см 50 к.+2 р.=2 р. 50 к. б) показать, что при сложении, например, двух полосок длиной со Аналогично объясняется и действие вычитания:
5 дм 4 см—5 дм 7 р. 50 к.-50 к. Учащиеся, испытывающие особые трудности в обучении математике, должны выразить все числа в одной (одинаковой) мере, произвести вычисление в ответе, если нужно сделать снова преобразование, т. е. число, полученное в ответе, записать с двумя (одним) наименованиями величин. Решение этого вида примеров можно провести: а) устно путем рассуждений: рубли вычитаются из рублей, а б) с записью в столбик: Целесообразно выбрать один прием решения и пользоваться только им, так как несколько приемов запутают умственно отсталых учащихся и в результате ни одним из них они не овладеют удовлетворительно. После этого рассматриваются случаи сложения и вычитания чисел, выражающих длину, массу, стоимость, в результате действий над которыми мелкие меры нужно выразить в более крупных. 267
сопоставлять с соответствующими действиями с отвлеченными числами. Последовательность и приемы выполнения действий: 1. Умножение и деление числа с одной единицей измерения без замены единиц измерения в произведении и в частном:
15 к.х5 375 кгх2 2. Умножение числа с одной единицей измерения с заменой 25 к. х 4= 100 к. = 1 р. (устно) 45 к. х 5=225 к.=2 р. 25 к. (устно) 425 г х 3 = 1275 г=1 кг 275 г (с записью в столбик) 3. Деление числа с одной единицей измерения на однозначное При решении таких примеров делимое надо выразить в более мелких мерах: 100 к.:2=50 к. 30 см:5=6 см __________ 3 р.:2________ 300 к.:2 = 150 к. = 1 р. 50 к. 4. Умножение и деление чисел с двумя единицами измерения на однозначное число: 1) 3 дм 7 смх9 2) 3 р. 87 к.х5 3) 8 кг 125 гх7 Рассмотрим подробно решение последнего примера: 8 кг 125 г заменим граммами, получим 1 кг=1000 г; 100 гх8=8000 г; 8000 г+125 г=8125 г. Теперь произведем умножение по правилу умножения многозначного числа на однозначное: 56 875 г 56 кг 875 г 1) 7 м 5 дм:5 2) 4 р. 74 к.:3 3) 32 км 875 м:5 Рассмотрим решение примера: 4 р. 74 к.: 3. Выразим делимое в копейках, получим 474 к. Делим по правилу деления многозначного числа на однозначное:
Особого внимания заслуживают примеры, в которых число единиц того или иного разряда равно нулю, например: 3 м 8 смх4, 38 км 76 м:6. В данном случае (так же как и при выполнении действий сложения и вычитания) необходимо требовать от учащихся при записи числа с наименованиями вписывать нули (3 м 08 смх4, 38 км 076 м:6), а уже затем выражать числа в одних мерах и выполнять действие. Когда учащиеся овладеют приемами умножения и деления, тогда им можно показать, что в отдельных случаях находить результат быстрее (можно даже устно), если умножать или делить число, выраженное только в крупных мерах или только в мелких. Например, 2м 15 смхЗ. 1-й способ. 2 м 15 смхЗ=6 м 45 см 1 м=100 см 100 см-2=200 см 200 см+15 см=215 см 2-й способ. 2 м 15 см-3=6 м 45 см 1. Сначала умножаем число метров на 3: 2 м«3=6 м 2. Затем умножаем число сантиметров на 3: 15 см «3=45 см 3. Складываем промежуточные произведения: Чтобы выбрать способ решения, необходимо тщательно проанализировать множители: если в произведении получается число, 6 м+45 см=6 м 45 см которое не нужно заменять крупными мерами, то целесообразно выбрать 2-й способ. Естественно, что такой предварительный анализ доступен лишь наиболее сильным учащимся и при выполнении действий с небольшими числами.
Необходимо показать способы решения примеров на деление: 2-й способ. 1) 30 р.:5=б р. 2) 75 к.: 5=15 к. 3) 6 р.+15 к.=6 р. 15 к. Чтобы выбрать наиболее рациональный способ решения примера на деление, надо проверить, делятся ли крупные меры делимого на делитель нацело, и если делятся, то пример легче решать 2-м способом. 5. Умножение и деление чисел, полученных от измерения, на двузначное число: 1) 17 р.-25 2) 17 р. 32 к.-15 3) 375 г-48 4) 65 м 20 см: 16 5) 900 р.: 12 Число с одним наименованием мер умножается на двузначное число по правилу умножения целых чисел. Если необходимо, в ответе выполняется преобразование.
6. Умножение и деление чисел с двумя наименованиями мер производятся путем предварительного выражения их числом с одним наименованием мер: Учащимся для лучшего запоминания последовательности (алгоритма) выполнения действий можно предложить памятку приблизительно такого содержания: 1) Прочитай пример. 2) Определи один или два наименования в числе, которое 3) Если 1-й множитель (делимое) — число с двумя наименова нулю. 4) Вырази 1-й множитель (делимое) числом с одним наимено 5) Выполни умножение (деление). 6) Выполни преобразование в ответе. При выполнении действий с числами, полученными от измерений, не надо забывать о решении примеров с неизвестными компонентами действий: 3 р. 75 k.-jc=i p. 50 к. 2 р. 35 к.+х=4 р. Вопросы и задания 1. Подберите несколько упражнений на преобразование чисел, получен 2. Сравните решение этих примеров:
7 р. 55 к.+2 р. 35 к. 7 р. 55 к.+2 р. 85 к. Какие трудности могут встретиться у учащихся при их решении? Каковы пути их преодоления? Составьте по этим примерам примеры на вычитание и покажите методику ознакомления учащихся с вычислительными приемами. 3. Составьте пример на умножение (деление) числа с двумя наименова 4. Проанализируйте виды заданий на закрепление умножения и деления Глава 16 МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МЕР ВРЕМЕНИ Развитие временных представлений у учащихся школы VIII вида имеет огромное жизненно-практическое и коррекционно-воспитатель-ное значение. Исследования временных представлений у учащихся этой школы показали, что такие представления у данной категории детей формируются значительно позже, чем у нормальных школьников, и качественно отличаются от временных представлений нормальных детей. Школьники с интеллектуальным недоразвитием, поступившие в 1-й класс школы VIII вида, не знают дней недели, почти не владеют элементарной временной терминологией. Например, термины «сегодня», «завтра», «вчера» употребляют так: «Я завтра ходил с мамой в кино», «У нас вчера будет праздник елки». Это говорит о том, что умственно отсталые дети не могут соотнести данные понятия с конкретными жизненными событиями. Они не могут представить того, что время течет не останавливаясь и его течение необратимо. Некоторые из учеников считают, что часы ночью останавливаются, так как все спят. Ученики заучивают названия времен года, их последовательность, изменения в природе и погоде, характерные для каждого времени года, однако применить свои знания не могут. Например, на вопрос: «Какое сейчас время года?» — отвечают: «Вчера была весна, все растаяло, а сегодня опять наступила зима, выпал снег, сильный мороз». У учащихся с нарушением интеллекта нет реальных представлений о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости. Учащиеся 1—2-х классов на вопрос: «Что можно сделать за ту или иную единицу времени (секунду, минуту, час, сутки 276 и т. д.)?» — дают неопределенные ответы, например такие: «За секунду — спать, играть; за минуту — играть, уроки учить; за час — играть, писать». Старшеклассники конкретизируют ответы, однако их представления о конкретной наполняемости единиц времени часто неправильны: «За секунду — решить пять примеров, пропеть песенку; за минуту — сделать письменные уроки, вымыть пол; за час — пройти 1 км, сделать ножки для табурета» и т. д. Чем крупнее единица времени, тем труднее ребенку ее конкретизировать. Школьники с нарушением интеллекта имеют очень нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью (например, о длительности таких событий, как прогулка, обед, завтрак, перемена, приготовление уроков, пребывание в школе, сон и т. д.). Учащиеся школы VIII вида с трудом усваивают и единичные соотношения мер времени. Они считают, что в году 12 месяцев, 120 дней, в месяце 37 дней, в часе 100 мин, час меньше минуты, месяц больше года. Единичные отношения других метрических мер учащиеся буквально переносят на отношения мер времени, принимая, что в году 1000 дней, в часе 100 мин, в минуте 10 с. Отсюда ошибки при выражении крупных единиц мер времени мелкими (360 мин=3 ч 60 мин), при выполнении действий с числами, записанными с употреблением как крупных, так и более мелких единиц измерения времени (2 ч 30 мин- 1 ч 40 мин=90 мин). У школьников с нарушением интеллекта с трудом формируются представления отдаленности и последовательности событий. Им трудно представить отрезки времени, удаленные от нас не только на сотни и тысячи, но даже на десятки лет. У них отмечается тенденция приближать прошлое: героев далеких исторических событий они считают героями недавнего прошлого или даже настоящего. Школьники с нарушением интеллекта с трудом устанавливают связи между фактами, явлениями, событиями, происходившими в различные эпохи, их временные представления долго остаются на примитивно-наглядной стадии. Для учащихся вспомогательной школы большие трудности представляет соотношение года, в который произошло событие, с веком. Например, учащиеся, зная годы начала и конца Великой Отечественной войны и то, что мы живем в XX веке, самостоятельно не могут установить, что война 1941 — 1945 годов происходила в XX веке. Временные понятия трудны для усвоения, так как очень специфичны. Их специфичность объясняется: 1) невозможностью восприятия времени органами чувств: 2) косвенным измерением времени, т. е. измерением через те из 3) соотношения между единицами измерения времени (1 ч= 4) обилием временной терминологии (потом, раньше, теперь, Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|