ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Действия над числами, выраженнымиМЕРАМИ ВРЕМЕНИ При изучении данной темы у школьников с нарушением интеллекта возникает много трудностей и ошибок, которые учитель должен предупредить. Первая группа ошибок связана с недостаточно твердым знанием соотношения мер. Вторая группа ошибок возникает из-за буквального переноса на действия с числами, выраженными мерами времени, действий с числами, полученными от измерения других величин. Например: Для предупреждения подобного рода ошибок всегда необходимо: а) систематически повторять соотношение мер времени и сопо б) сопоставлять действия с числами, выраженными мерами в) анализировать числа, над которыми производятся действия, Сложение и вычитание Сначала рассматриваются те упражнения на сложение и вычитание, в которых сумма минут (секунд) меньше, чем 60, сумма часов меньше, чем 24, сумма месяцев меньше, чем 12. Выполнение упражнений такого вида можно проводить и устно без записи или с записью в строчку. Они, как правило, включаются в устный счет. После этого рассматриваются более сложные упражнения, в которых сумма минут (секунд) равна или больше 60, сумма часов больше 24, сумма месяцев больше, чем 12, и т. д., и при вычитании крупные меры необходимо выразить в мелких. Рассмотрение таких упражнений целесообразно проводить в такой последовательности: 3 ч 20 мин Арифметические действия с числами, выраженными в мерах времени и мерах метрической системы, сравниваются, устанавливаются их сходство и различие. Например: «Реши примеры, объясни их решение. В чем сходство и в чем различие решения этих примеров?» 3 ч 58 мин. 3 о. 58 к. 7 м 40 см 7 ч 40 мин Вопросы и задания 1. Каковы дидактические требования изучения единиц измерения време 2. Составьте фрагмент одного из уроков по ознакомлению учащихся с 3. Сравните решение примеров: 535—248, 5 р. 35 к.—2 р. 48 к., 4. На примерах из учебников математики покажите задания, направлен Глава 17 МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ К моменту изучения долей, а затем и обыкновенных дробей у школьников с нарушением интеллекта имеется уже некоторый жизненно-практический опыт в образовании и наблюдении долей целых предметов или величин. В играх, в своей практической деятельности они сталкивались с потребностью разделить целый предмет на равные части, напри-292 мер: распилить доску пополам, отрезать половину или четверть ленты, тесьмы, разрезать репу, булку, яблоко на две или четыре равные части, разделить пополам конфету, разделить на две, три, четыре равные части отрезок и т. д. Однако при изучении дробей учащиеся встречаются со многими новыми свойствами и качествами дробных чисел, значительно отличающими их от натуральных: название, запись, возможность выполнения таких преобразований над дробями, которые изменят внешний вид дроби, но дробь останется равной данной. Новизна этого раздела математики, а также его жизненно-практическая значимость вызывают у учащихся большой интерес. Это объясняется использованием при изучении дробей большого количества наглядных пособий, дидактического материала, активизацией практической деятельности учащихся. Изучение обыкновенных дробей расширяет представление умственно отсталых школьников о числах. Учащиеся узнают, что, кроме целых чисел, существуют еще и дробные, которые обладают особыми свойствами, отличными от свойств целых чисел, а изучение арифметических действий с дробями убеждает их, что дроби, как и целые числа, можно складывать, вычитать, умножать, делить, что все действия над дробными числами подчиняются тем же законам, что и действия над целыми числами. На примере изучения дробей учитель имеет возможность показать то общее, что свойственно всем числам, и то особенное, что свойственно только дробным числам. Все это способствует развитию наблюдательности, внимания, формированию логического мышления, умения находить причинные связи и т. д. Изучение дробей способствует развитию речи, обогащению словаря учащихся новыми словами и выражениями: разделить на равные части, пополам, доля, дробь, смешанное число, числитель, знаменатель, сократить, привести к наименьшему общему знаменателю и др. Велико для учащихся с нарушением интеллекта жизненно-практическое значение изучения дробей. С дробными числами в форме обыкновенных дробей учащимся приходится сталкиваться в школьных мастерских (столярной, слесарной, переплетной, швейной и т. д.), на производственной практике. Незнание дробей может задержать овладение профессией, затруднит ориентацию выпускников школы VIII вида в повседневной жизни.
На уроках, где учащиеся получают первоначальное представление об образовании, преобразованиях, свойствах дробей и действиях над ними, совершенно необходимо использовать достаточное количество наглядных пособий, дидактического материала. При этом учитель не только организует наблюдения учащихся, но и включает их в активную практическую деятельность с дидактическим материалом, а затем углубляет и конкретизирует представление о дробных числах при решении жизненно-практических задач. Например, выполняются такие задания: отпилить 1/2 (половину) доски, отогнуть 1/4 часть картонного листа для приготовления коробки, вырезать шесть шестых долей круга, сшить их и образовать донышко берета и т. д. Таким образом, доли ½, ¼, 1/6 конкретизируются в представлении учащихся. Какие же наглядные пособия и дидактический материал целесообразно использовать при изучении обыкновенных дробей? Это такие пособия: предметы, которые легко разделить на равные части, например: яблоко, торт, репа, арбуз, апельсин и т. д.; при делении этих предметов на части образуются доли, значительно отличающиеся от целого, — это половина, четверть яблока (апельсина); макеты предметов или шара, разделенных на равные части; фанерные, картонные, бумажные круги, разделенные на равные части; квадраты, прямоугольники, полоски, разделенные на равные части (рис. 22); классные счеты с вертикальными прутьями и набором долей единицы; таблицы с рисунками предметов, кругов, квадратов, прямоугольников, отрезков, разделенных на равные части; таблицы с долями и названиями долей; таблицы, иллюстрирующие сравнение обыкновенных дробей между собой, сравнение их с единицей, преобразования обыкновенных дробей и действия над ними. ПОЛУЧЕНИЕ ДРОБЕЙ Первое представление о доле, которая получается путем деления целого предмета на равные части, учащиеся должны получить уже в 5-м классе школы VIII вида. Прежде чем начать деление целого на равные части, нужно создать такую ситуацию, при которой учащиеся могли бы убедиться в необходимости выполнения этой операции. Например, дав ученику одно яблоко, учитель говорит: «У тебя только одно яблоко. К тебе пришел товарищ, и ты хочешь вместе с ним съесть яблоко. Как в этом случае ты поступишь?» Ученик отвечает: «Яблоко нужно разделить (разрезать) пополам». Учитель поясняет: «Разрезать пополам — это значит разрезать на две равные части». В результате такого деления получаются две половины, или две вторые доли. Далее надо, чтобы учащиеся сами производили деление целого (конфеты, яблока, батона хлеба, ленты, листа бумаги и т. д.) на две равные части. Целое можно на равные части разрезать, перегнуть, разломить и т. д., т. е. получить равные части разными способами. Учащиеся должны убедиться, что при делении целого на две равные части его вторые доли, или половины, равны, половины, полученные от деления разных целых, не равны. Для этого, например, учитель дает одному ученику большой синий круг, а другому — красный меньшего размера и просит разделить эти круги на две равные части. Затем он задает вопросы: «Сколько половин получилось? Равны ли между собой половины одного круга? Покажите, что половины (вторые доли) каждого круга равны (учащиеся накладывают половины круга). Сравните половины синего и красного кругов. Половина какого круга больше? Почему?» Учащиеся должны хорошо понимать, что часть зависит от целого. Если предмет разделен на равные части, то эти части равны, но доли разных предметов, хотя эти предметы и были разделены на то же количество частей, не равны. Поэтому если целые предметы не равны, то не равны и их части. Половины одного предмета не только сравниваются, но и прикладываются друг к другу, в результате чего учащиеся убеждаются, что при этом снова получается целый предмет. Аналогично рассматривается получение четвертых, восьмых и других долей. При знакомстве с этими долями целесообразно использовать для получения долей прямоугольники, равнобедренные треугольники, полоски, отрезки. По возможности все виды работ учащихся с этими предметами надо отразить на страницах тетрадей: доли наклеить, отрезки начертить, полоски нарисовать, раскрасить. В итоге у учащихся формируется обобщение: если целое разделить на две, три, пять, десять и т. д. равных частей, а затем взять соответственно одну часть, то взятыми окажутся третья, пятая, десятая и т. д. доли. Следует также показать ника на равные части. Далее учащиеся знакомятся с дробями (рис. 23). Дробь получим, если возьмем одну или несколько долей какого-либо целого предмета, например одну, две, три, четыре, пять и т. д. долей круга (яблока, полоски и т. д.). Дроби читаются с помощью двух чисел. Первое число указывает на число долей, второе число показывает, на сколько равных долей разделили предмет (круг, квадрат, отрезок и т. д.). Например, три четвертых. Одновременно необходимо показать и обозначение дробей на письме. Дроби обозначаются двумя числами: одна из них пишется под горизонтальной чертой, а другая — над ней. Например, — одна вторая или половина; — две третьих и т. д. Число, которое записано под чертой, показывает, на сколько равных долей разделили целое, — это знаменатель дроби. Число, которое записано над чертой, показывает, сколько таких частей взяли, — это числитель дроби. Учащимся нужно показать, что условно целый предмет принимается за единицу (круг — это единица). Следовательно, если единицу разделить на несколько равных частей и взять одну или несколько таких равных частей, то получится дробь. С учащимися необходимо проводить упражнения на закрепление образования, чтения и записи дробей. На этом же этапе обучения надо показать учащимся, что числа, полученные при измерении, могут быть записаны обыкновенной дробью. Эти знания целесообразнее дать учащимся на примерах измерения длины. Допустим, что при измерении карандаша или полоски получилось 10 см, или 1 дм. Вспомним, что в 1 м содержится 10 дм (показать метр, разделенный на дециметры). Следовательно, 1 дм= м, или 10 см=- м; 5 дм=50 см=- м; 50 см= м (если метр разделить пополам, то получится м, или 50 см). Если 1 м разделить на 4 равные части, то получится м; 20 см= м и т. д. Учвщимся следует на доступных примерах показать, что дроби получаются не только при нахождении длины, но и при измерении времени, стоимости, при взвешивании, при измерении жидкостей и т. д., и поупоажняться в записи этих чисел обыкновенными дробями, Школьники с нарушением интеллекта при выполнении деления целых чисел не раз убеждались, что не все числа делятся нацело, может получиться в частном остаток; деление же меньшего целого числа на большее целое невозможно. В то же время в повседневной жизни они делили 3 яблока на 5 человек, 2 булочки на 3 равные части и т. д. Используя жизненный опыт учащихся, нужно показать, что при делении целого числа на целое получается дробь. При этом деление возможно даже тогда, когда делимое меньше делителя. Объяснить получение обыкновенной дроби путем деления целого на целое необходимо путем решения задачи жизненно-практического содержания. Например, нужно разделить две конфеты между тремя мальчиками. Как это сделать? Возьмем одну конфету и разделим ее на 3 равные части. Каждый получит по -j доле. Затем вторую конфету разделим тоже на 3 равные части. Каждый получит еще по доле. Сколько же получил каждый мальчик? Каждый мальчик получил по конфеты (ученики это должны видеть). Запишем: Со сравнением дробей можно познакомить учащихся, широко используя их знания и опыт в получении дробей путем деления целого предмета (единицы) на равные части. Берем яблоко, делим его на 4 равные доли. Сравним долю яблока и Что больше: ' Учащиеся наглядно убеждаются в том, чтоТак же сравниваются Учитель обращает внимание на знаме- натели и числители сравниваемых дробей. Учащиеся, наблюдая, убеждаются, что среди дробей с одинаковыми знаменателями дробь с большим числителем оказывается бштьшрй. Затем учитель пишет ряд дробей с одинаковыми знаменателями, но разными числителями и просит рассказать и показать, как получить эти дроби, используя полоски бумаги или отрезки. Он обращает внимание учащихся сначала на знаменатели всех записанных дробей (знаменатели всех дробей одинаковые), а затем на их числители (числители разные) и с помощью чертежа просит сравнить эти дроби. Так учащиеся подводятся к обобщению, что при одинаковых знаменателях та дробь больше, у которой числитель больше. Для вывода правила необходимо рассмотреть (на круге, дробных счетах, квадрате) еще ряд дробей с одинаковыми знаменателями, но разными числителями и сравнить их. Такие упражнения позволят учащимся сознательно усвоить правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. Во всех случаях следует подчеркивать и останавливать внимание учащихся на том, что доли, которые сравниваются, одинаковые, но количество этих долей разное. Следовательно, чем больше долей, тем дробь больше. Далее учащимся можно предлагать задания более отвлеченного характера, например такие: сравнить следующие дроби: записать их от меньшей к большей (и наоборот); назвать наименьшую (наибольшую) дробь из данного ряда дробей; назвать из данного ряда дробей дроби меньше Чтобы предупредить формальное усвоение учащимися знаний по этой теме, механическое использование правил сравнения дробей, необходимо время от времени требовать от учащихся изображения и сравнения дробей на рисунках (рис. 24) В это время целесообразно научить учащихся сравнивать дроби с единицей и на основе этих знаний дать понятие о правильной и неправильной дроби. Например, следует выполнить задание: показать образование дробей на отрезках, полосках, кругах; 298 ответить на вопрос, какие из дробей меньше единицы, какие равны 1, какие больше 1. Правильные и неправильные дроби. Смешанное число Представление о правильных и неправильных дробях формируется на основе использования наглядности и практической деятельности учащихся. Учащимся предлагается взять целый круг (единицу), разделить его на равные части, взять одну четвертую часть, затем две четверти, три четверти и сравнить полученные части (дроби) с целым кругом (с единицей). В итоге ученики убеждаются в том, что эти дроби меньше единицы. Подобное сравнение проводится и на других пособиях: квадратах, полосках, отрезках. Учащиеся получают дроби: и др. Учитель каждый раз подчеркивает, что эти дроби меньше единицы, одновременно обращая внимание на то, что числители всех этих дробей меньше знаменателя. На основе многократных наблюдений, практической деятельности учащиеся подводятся к обобщению: дробь, меньшая единицы, называется правильной дробью. Числитель и знаменатель правильных дробей учащимся предлагается сравнить самим. Наиболее сильные учащиеся самостоятельно могут сделать вывод: у правильной дроби числитель всегда меньше знаменателя. Аналогичными приемами учащиеся знакомятся с образованием неправильной дроби и подводятся к ее определению. Им предлагается взять четыре равные доли того круга, который они разделили на 4 равные части. Получилась дробь Если четвертые доли приложить друг к другу, то образуется целый круг, т. е. единица. Таким образом, учащиеся убеждаются, что равны 1 (единице). Затем учитель демонстрирует два круга, разделенные на 4 равные части; одновременно учащиеся берут 2 равных по размеру круга и делят каждый на 4 равные части. Последовательно учитель показывает, а учащиеся откладывают на партах одну, две, три и т. д. четвертые доли. Одновременно даются названия взятому числу долей, сравниваются числители и знаменатели: Дроби правильные. Они меньше единицы. Дробь равна 1. Дроби больше едини- цы. Сравниваются по величине числители и знаменатели этих дробей, и учащиеся подводятся к выводу правила: дроби, которые равны или больше единицы, называются неправильными дробями. У неправильной дроби числитель равен или больше знаменателя. Далее проводятся упражнения на дифференциацию правильных и неправильных дробей. Например, такие: 1) начертить отрезок, разделить его на 6 равных частей, написать все дроби, которые получились, указать правильные дроби; 2) начертить две полоски, равные по длине, каждую полоску разделить на 5 равных частей, записать отдельно правильные и неправильные дроби; 3) написать правильные, а затем неправильные дроби с данными знаменателями: 4) написать неправильные, а затем правильные дроби с данными числителями: 5) из ряда дробей выписать сначала только правильные дроби, а затем дроби, равные единице (как называются дроби, равные единице?); 6) записать 5 правильных и 5 неправильных дробей, объяснить, как получилась каждая дробь; 7) используя таблицы с изображением предметов, разделенных на несколько равных частей, записать или назвать все дроби, а затем выделить из них правильные и неправильные. Понятие смешанного числа следует также формировать с помощью наглядных пособий, дидактического материала, а главное, с помощью практической деятельности с этим материалом самих учащихся, их жизненного опыта. Например, можно предложить такие задачи: «Купили целую буханку хлеба и еще половину буханки. Сколько купили хлеба?» Смешанное число записывается целым числом и дробью. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|