ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сложение и вычитание дробей и смешанных чисел с разными знаменателями*.а) больший знаменатель является НОЗ: Выполнение сложения и вычитания дробей, имеющих разные знаменатели, представляет значительные трудности для умственно отсталых школьников, так как, прежде чем выполнять действия, требуется привести дроби к наименьшему знаменателю, в связи с чем внимание учащихся переключается на дополнительную операцию (удлиняется запись выражения — требуется несколько раз переписывать выражение, ставя знак равенства). Это требует от учащихся сосредоточенности внимания. А внимание учащихся с нарушением интеллекта характеризуется, как известно, отвлекаемостью, рассеянностью. Это нередко приводит к потере целых, знака равенства, а то и компонента. Чтобы избежать подобных ошибок, можно на первых порах предложить учащимся запись выражения проговорить устно, а именно сказать, какие операции надо выполнить и в какой последовательности: 1) привести дроби к наименьшему знаменателю; 2) выполнить действие; 3) произвести, если нужно, преобразование в ответе. При выполнении сложения дроби со смешанным числом надо обратить внимание учащихся на значение суммы и каждого слагаемого, сравнив со свойством суммы целых чисел. То же самое необходимо сделать и при знакомстве с вычитанием дробей, подчеркнув общность свойств разности целых и дробных чисел. Для этого целесообразно решить и сравнить пары примеров на нахождение суммы и разности целых и дробных чисел: Вывод: сумма больше каждого из слагаемых, разность меньше или равна уменьшаемому. Сложение и вычитание дробей необходимо связать с жизненно-практическими заданиями и упражнениями, которые могут быть выполнены и устно. Например: «На отделку блузки отрезали м белой и м синей тесьмы. Сколько тесьмы пошло на отделку блузки?» п. 3 «От рейки длиной 2 м отпилили один кусок длиной -т м и второй — длиной -г м. Какова длина оставшейся рейки?» Отметим, что в этих задачах даны числа, полученные от измерения величин. Это позволяет закрепить в памяти учащихся наиболее употребительные в повседневной жизни соотношения: В этот период следует решать с учащимися примеры на нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания, сопоставляя нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания дробных и целых чисел. Учащиеся должны убедиться, что переместительный и сочетательный закон арифметических действий над целыми числами распространяются и на действия над дробными числами. Так же как и при изучении действий с целыми числами, учащиеся получают лишь практическое знакомство с законами — их использование для рационализации вычислений. Например, решить пример ^+2 удобнее, переставив местами слагаемые, т. е. использовав переместительный закон сложения. Решение примеров с предварительным обдумыванием порядка выполнения действий развивает сообразительность, смекалку, предупреждает шаблонность и имеет большое корригирующее значение. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ* В школе VIII вида рассматривается только умножение и деление дробей и смешанных чисел на целое число. Изучение этих
действий, так же как и изучение сложения и вычитания, дается параллельно. Для удобства изложения мы сначала рассмотрим методику знакомства с умножением дроби на целое число, а затем с делением дроби на целое число. Прежде чем знакомить учащихся с умножением дроби на целое число, необходимо повторить умножение целых чисел. При рассмотрении умножения дроби на целое число необходимо соблюдать определенную последовательность разных случаев, которая определяется степенью их трудности. 1. Умножение дроби на целое число. 2. Умножение смешанного числа на целое. на целое число являются задания на умножение целых чисел с последующей заменой действия умножения действием сложения, например: заменить умножение 7-3=21 сложением 7+7+7=21; заменить действие умножения (первый множитель — дробь 1/8; второй множитель — целое число) действием сложения 1/8* 3=1/8+1/8+1/8=3/8. При этом обращается внимание на числитель и знаменатель произведения и первого множителя. С помощью вопросов: «Изменился ли знаменатель дроби при умножении? Что произошло с числителем дроби?» — учащиеся приходят к выводу, что числитель увеличился в 3 раза, а знаменатель не изменился. Для вывода правила умножения дроби на целое число недостаточно ограничиться рассмотрением только одного примера, нужно рассмотреть еще несколько примеров: ______ 3 = 6_.
Правильность ответов в этих примерах необходимо подтвердить демонстрацией рисунков. В рассмотренных примерах внимание учащихся надо обратить на то, что в числителе сумму одинаковых слагаемых (трех двоек) можно заменить произведением (2-3). Это позволит подвести их к более сокращенной записи, а следовательно, и к выводу правила. Кроме того, при умножении дроби на целое число получается произведение, большее первого множителя. После усвоения правила умножения дроби на целое число необходимо показать учащимся, что до умножения числителя на целое
число надо сопоставить эти числа со знаменателем и, если у них есть общий делитель, разделить на него и только потом произвести умножение. Такой прием предварительного сокращения чисел, записанных в числителе и знаменателе, облегчает вычисления, Это же действие выполним с предварительным сокращением числителя и знаменателя на общий делитель: Дети с интеллектуальным недоразвитием редко прибегают к рациональным приемам вычисления, используя, как правило, только те приемы, которые стали стереотипными. Поэтому учителю надо иногда просто требовать, чтобы учащиеся использовали рациональные способы действий. Перед объяснением умножения смешанного числа на целое необходимо повторить умножение чисел, полученных при измерении величин, вида 15 р. 32 к.-3. Сначала следует дать подробную запись при решении этого примера: 1 р. = 100 к. 4596 к. Однако тут же надо показать, что некоторые примеры легче решать в уме, умножая отдельно число рублей и копеек. При умножении смешанного числа на целое обращается внимание на то, что смешанное число надо выразить (записать) в виде неправильной дроби, а затем выполнять умножение по правилу умножения дроби на целое число, например: (Сопоставить с умножением 15 р. 32 к. на целое число 3.) Недостатком этого способа вычислений является его громоздкость: большие числа, которые получаются в числителе, затрудняют вычисления. Однако у этого способа есть и преимущество: в дальнейшем, когда учащиеся будут знакомиться с делением смешанного числа на целое, перед выполнением действия им потребуется выразить смешанное число неправильной дробью.
(Сопоставить с умножением чисел, полученных от измерения величин, устно: 15 р. 32 к.-3=45 р. 96 к.) В этом случае умножается целое число на целое, полученное произведение записывается целым числом, затем умножается дробная часть числа по правилу умножения дроби на целое число. При изучении темы «Умножение дроби на целое число» следует решать примеры и задачи на увеличение дроби в несколько I раз. Необходимо показать учащимся, что пример -3 можно прочитать по-разному: умножить на 3, увеличить в 3 раза, найти произведение и 3; множители и 3, найти произведение. После решения примера следует сравнить произведение и пер- вый множитель: больше в 3 раза, меньше в 3 раза. Надо решать примеры и с неизвестным числителем или знаменателем в первом множителе вида: Можно предложить и более трудные примеры вида: Деление дроби на целое число дается в следующей последовательности: 1. Деление дроби на целое число без предварительного сокра 2. Деление смешанного числа на целое число без предваритель 3. Деление с предварительным сокращением. Учащимся необходимо показать и такие случаи деления дроби или смешанного числа на целое, когда предварительное сокращение облегчает процесс выполнения действия. 2 К
На основе наблюдений и конкретной деятельности учащиеся подводятся к выводу: при делении дроби на целое число доли становятся мельче, число же долей не изменяется. Например, если взять половину яблока и разделить эту половину на 2 равные части, то получится по яблока. Записываем: Каждый ученик должен самостоятельно половину круга (полоски, отрезки) разделить на 2 равные части и записать результат деления. Далее рассматривается деление, например, на 3 равные части: Учащиеся видят, что получились при делении девя- тые доли, а число их не изменилось. Сравниваются числитель и знаменатель частного и делимого: знаменатель увеличился в 3 раза, а числитель не изменился. Отсюда можно сделать вывод: чтобы разделить дробь на целое число, нужно знаменатель умножить на это число, а числитель оставить тот же. На основе правила решается пример: Затем на предметах уча- щиеся должны еще раз показать процесс деления и убедиться, что пример решен верно. Деление дроби на целое число необходимо сопоставить с умножением дроби на целое число, решая взаимно обратные примеры
вида произведение и частное соответственно с первым множителем и делимым. Это надо для того, чтобы учащихся подвести к обобщению: при умножении дроби на целое число произведение во столько раз больше первого множителя, сколько единиц содержится во втором множителе. Аналогичный вывод нужно сделать и для частного. Деление смешанного числа на целое дается по аналогии со вторым способом умножения смешанного числа на целое, например: Смешанное число обращается в неправильную дробь и деление производится по правилу деления дроби на целое число. Наиболее сильных учащихся нужно познакомить и с особыми случаями деления. Если целая часть смешанного числа нацело делится на делитель, то смешанное число не обращается в непра- вильную дробь. Нужно делить сначала целую часть, результат записать в частное, затем делить дробную часть по правилу деления дроби на целое число В этом случае деление смешанного числа нужно показать на предметных пособиях. После изучения всех четырех действий с обыкновенными дробями предлагаются сложные примеры со скобками и на порядок действий. НАХОЖДЕНИЕ ОДНОЙ И НЕСКОЛЬКИХ ЧАСТЕЙ ОТ ЧИСЛА Данная тема изучается сразу же после изучения темы «Получение дроби». Объяснение нового понятия следует начать с решения практической задачи, например: «От доски длиной 80 см отпилили ¼ часть. Какой длины доску отпилили?» Эту задачу нужно показать учащимся на предметных пособиях. Взять планку длиной 80 см, проверить ее длину с помощью метровой линейки, а затем спросить, как найти ¼ часть этой планки. Учащиеся знают, что планку нужно разделить на 4 равные части и отпилить одну четвертую часть. Отпиленный кусок планки измеряется. Его длина оказывается равной 20 см. «Как получили число 20 см?» — спрашивает учитель. Ответ на этот вопрос вызывает у некоторых учащихся затруднение, поэтому надо показать, что раз планку делили на 4 равные части, то, следовательно, делили 80 см на 4 равные части. Запишем решение этой задачи: ¼ т 80 см составляет 80 см:4= =20 см. Нахождение нескольких частей от числа в школе VIII вида производится с помощью двух арифметических действий. В первом действии определяется одна часть от числа, а во втором — несколько частей. Например, надо найти 2/3 от 15. 2/3 от 15 15:3=5; 2/3 | от 15 5-2=10. Затем запись свертывается: 15:3-2=10. Далее решаются задачи на нахождение нескольких частей от числа. НАХОЖДЕНИЕ ЧИСЛА ПО ОДНОЙ ЕГО ЧАСТИ* Работу над данной темой следует связать с задачами чисто практического содержания, например: «Известно, что 1/2 р. составляет 50 к. Чему равно все число? (Сколько копеек в целом рубле?)» Учащиеся знают, что целый рубль — это 100 к. Если это известно, то зная, чему равна его ½ часть, они определят неизвестное число. 1/2часть рубля, т. е. 50 к., умножаем на 2 (знаменатель дроби). Таким образом рассматриваем решение еще ряда задач, связанных с определенным жизненным опытом и наблюдениями учащихся: 1/4 м составляет 25 см. Сколько сантиметров в 1 м?» Решение. 25 см-4= 100 см. «На платье израсходовали 3 м материи, что составляет 1/3всей купленной материи. Сколько материи купили?» Решение. 3 мхЗ=9 м — это вся купленная материя. Теперь надо убедиться, что 1/3 от 9 м составляет 3 м, т. е. выполнить проверку, 1/3 от 9 м мы находить умеем. Нужно 9 м:3=3 м. 3 м — это 1/3 часть всей купленной материи. Значит, задача решена верно. Когда учащиеся научатся решать задачи на нахождение числа по одной части, необходимо сопоставить решение этих задач с уже известными, т. е. с задачами на нахождение одной части от числа, выявляя сходство, различие в условии, вопросе и решении задач. Только прием сравнительного анализа позволит отдифференцировать задачи этих двух видов и сознательно подойти к их решению. Для сопоставления эффективнее всего, как показывает опыт, предлагать задачи с одинаковой фабулой: «В классе 16 учащихся. Девочки составляют 1/4часть всех учащихся. Сколько девочек в классе?» Решение Найти -г от 16 учеников. 16 уч.:4=4 уч. Ответ. В классе 4 девочки. «В классе 4 девочки, что составляет -^ часть всех учащихся класса. Сколько всего учащихся в классе?» Решение 4 уч.*4 = 16 уч. Ответ. В классе 16 учащихся. Вопросы и задания 1. Покажите систему изучения обыкновенных дробей. 2. Разработайте конспект урока, основной целью которого является озна 3. Раскройте методику ознакомления с алгоритмами сложения и вычита 4. Составьте фрагмент урока по ознакомлению учащихся с сокращением Глава 18 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|