ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ДЕЙСТВИЯ НАД ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ Сложение и вычитание десятичных дробейИзучение сложения и вычитания десятичных дробей опирается на знание соответствующих действий с целыми числами. Изучать действия сложения и вычитания целесообразно параллельно, т. е. после каждого случая сложения давать соответствующий по трудности случай вычитания. Применение наглядных пособий и дидактического материала при изучении арифметических действий с десятичными дробями ограничено. Средством наглядности служит сама запись арифметических примеров, особенно запись в столбик. Итак, прежде чем знакомить учащихся со сложением и вычитанием десятичных дробей, необходимо повторить сложение и вычитание целых чисел и обыкновенных дробей. Последовательность и приемы вычисления 1. Сложение целого числа с десятичной дробью: 3+0,5; 2. Вычитание целого числа из десятичной дроби: 7,5—4; 7,85—3. числа небольшие). До сознания учащихся необходимо довести, что целые складываются с целыми или из целого числа вычитается целое, а дробная часть не изменяется. В этом случае можно сопоставить сложение целого числа с обыкновенной дробью: 3+0,5 и Действия сложения и вычитания можно проиллюстрировать на метровой линейке, разделенной на дециметры и сантиметры, или на квадрате (рис. 29), разделенном на 10 равных полос и 100 клеток. 0,3+0,4=0,7 0,7-0,4=0,3 Учащиеся должны уяснить, что действия над десятичными дробями выполняются по аналогии с действиями над целыми числами, т. е. складываются и вычитаются одноименные разрядные единицы или доли единицы. Если складываются и вычитаются десятичные дроби, число знаков в которых не превышало двух, то действие выполняется устно, если число знаков выше двух, то действие записывается в столбик. Важно провести аналогию между записью в столбик примеров на многозначные числа и десятичные дроби и показать сходство и различие в записи и приемах вычислений:
При решении примеров такого вида учащиеся допускают ошибки, складывая или вычитая доли разных разрядов. Поэтому на первых порах следует приводить компоненты к общему знаменателю, приписывая нули справа: 3,935—3,7 5. Сложение и вычитание с переходом через разряд: а) сложение десятичных дробей, когда в результате сложения б) вычитание десятичной дроби из единицы (1—0,8): в) сложение и вычитание десятичных дробей с переходом через г) сложение и вычитание десятичных дробей с переходом через разряд в двух и более разрядах: .. - - |.|. |б10 , 0,735 _ 2,745. 3,75 _ 8,00 ^ 1,870 1,960 +4,25 3,43 Следует требовать записывать нули так, где нужно уравнять число десятичных долей в компонентах действий сложения и вычитания. Рассуждения при сложении проводятся так: «Сложение начинаем с тысячных долей: 5 тысячных плюс 0 тысячных получится 5 тысячных, 5 пишем под тысячными долями, к 3 сотым прибавляем 7 сотых, получаем 10 сотых, 0 сотых пишем под сотыми, 1 десятую запоминаем; складываем десятые доли, 7 десятых и 8 десятых — будет 15 десятых, да еще 1 десятая — будет 16 десятых, 6 десятых пишем под десятыми, 1 целую запоминаем; складываем целые, целых 2. Сумма 2,605». При вычитании рассуждения проводятся так: 10 10 5,135 ~ «От 5 тысячных отнимаем 3 тысячных, будет 2 тысячных, записываем их под тысячными; из 3 сотых 4 сотых вычесть нельзя, занимаем одну десятую; в одной десятой содержится 10 сотых, прибавим к ним 3 сотых, будет 13 сотых, из 13 сотых вычитаем 4 сотых, получаем 9 сотых и записываем под сотыми; вычитаем десятые, но в уменьшаемом десятых не осталось, поэтому занима- ем одну целую, в одной целой 10 десятых, из 10 десятых вычитаем 2 десятых, будет 8 десятых, подписываем их под десятыми, вычитаем целые и подписываем их под целыми. Так же как и при выполнении действий с целыми числами, над разрядом, из которого занимаем единицу, ставим точку». Необходимо также решать с учащимися сложные примеры на сложение и вычитание десятичных дробей, примеры со скобками, с неизвестными компонентами, проводить проверку действий. При этом следует подчеркнуть, что при выполнении действий с десятичными дробями используются как переместительный, так и сочетательный законы сложения, так же как и при выполнении действий с целыми числами. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|