ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Врожденные особенности НС как природная основа задатков
Ныне в дифференциальной психологии используется 12-мерная классификация свойств НС человека Небылицына: 8 первичных свойств:
по отношению к возбуждению и торможению и 4 вторичных - уравновешенность по 4 основным свойствам. Эти свойства относятся ко всей НС (общие свойства) и к отдельным анализаторам (парциальные свойства). Врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения - задатки - природная основа индивидуальных различий людей. 54.Типологические группы по Павлову Индивидуальные различия - преобладающий тип ВНД и соотношение сигнальных систем Þ
У этих групп - различные врожденные задатки:
Способности 1) индивидуальная особенность, условие успешного выполнения 1 или нескольких деятельностей. 2) совокупность всевозможных психических процессов и состояний 3) высокое развитие общих и специальных ЗУН - основа успешного выполнения разных видов деятельности. 4) 1 из основных свойств личности. 5) по Теплову: - индивидуально-психологические особенности, отличающие 1 человека от другого (свойства, одинаковые у всех – не способности) обеспечивающие успешную деятельность. способности объясняют: 1. разницу в успехах (Пушкин много слез пролил в лицее над математикой, но успехов не показал; у Менделеева в школе были успехи в математике и физике, а по языковым предметам имел твердую «1»). 2. быстрое усвоение знаний или навыков одними и долгое, мучительное обучение других. В быту «способности» = «навыкам», что неправильно. у Сурикова рано проявились способности к рисованию, но не было навыков. Комиссия не приняла его в академию художеств: «За такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить». Они не отличили отсутствие навыков и способностей. Суриков за 3 месяца овладел умениями и его зачислили. Способности не = ЗУН, но связаны. Они обеспечивают легкость и быстроту приобретения ЗУН, закрепление и эффективное использование на практике. Приобретение ЗУН развивает способности, а их отсутствие - тормозит. Теплов: способности существуют только в постоянном развитии. Не развиваемая и не используемая способность утрачивается. Они развиваются постоянными упражнениями. 56. Виды способностей (деление условно): 1. природные или естественные (биологически обусловленные) – общие для человека и животных, особенно высших - восприятие, память, элементарная коммуникация, мышление и т.д. Они непосредственно связаны с задатками, которые отличаются у человека и животного. У человека на базе задатков формируются способности при наличии жизненного опыта, через механизмы научения. Они способствуют формированию - 2. специфически человеческие - общественно-исторического происхождения. Виды способностей по условиям развития:
2 вида - косвенные показатели социальных условий, в которых развиваются способности. Именно они препятствуют или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные. 1. Общие способности - определяют успехи в разных видах деятельности - мыслительные, тонкость и точность ручных движений, память, речь, комуникативность и т.д. Они свойственны большинству людей. 2. Специальные способности определяют успехи в специфических видах деятельности, для которых надо задатки особого рода и их развитие - музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные и др. Специальные высшие интеллектуальные делят на: теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др. 1. теоретические - склонность к абстрактно-теоретическим размышлениям, 2. практические - к конкретным практическим действиям. Чаще они не сочетаются - люди обладают или 1-м, или 2-м типом. Вместе крайне редко - у одаренных, разносторонне развитых людей.
Нет приоритета одних над другими. Учебные способности Þ развитие человечества. 57.Взаимодействие способностей Способности совместно определяют успешность деятельности и взаимодействуют, влияя друг на друга. Развитие комплекса способностей Þ характер каждой. Сочетание высокоразвитых способностей Þ уровень развития способностей. Общие способности не исключают развития специальных, и наоборот. Виды способностей не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Высокий уровень общих способностей - специальная способность в некоторых видах деятельности. Общие способности - база развития специальных. мат. способности - общие. Люди, у которых они развиты высоко, математически талантливы Þ скорость усвоения математических понятий, решения сложных задач и т.д. Способности в общении – общие, социально обусловленные, формирующиеся при жизни в обществе. Успешность деятельности зависит не от 1 способности, а от их ряда. наблюдательности мало для хорошего писателя. Надо еще образная память, качества мышления, способности к письменной речи, сосредоточенность внимания и т.д. Компенсаторная функция способностей Отсутствие способностей не означает непригодности к деятельности, т.к. есть механизмы компенсации отсутствующих способностей. Занимаются деятельностью не только те, кто к ней способен. Неспособные сознательно или неосознанно компенсируют недостаток способностей сильными сторонами своей личности. Ильин: компенсация осуществляется: 1. ЗУН, 2. индивидуально-типическим стилем деятельности, 3. другой, > развитой способностью. Из-за компенсации, при слабой способности, возможна успешная деятельность, связанная с этой способностью Þ успехи в разных областях. Успех зависит не от 1, а от сочетания способностей. Сочетание, дающее 1 результат, обеспечивается разными способами. Теплов: «1 из важнейших особенностей психики — чрезвычайно широкая компенсация 1-х свойств другими - слабость 1-й способности не исключает успешную деятельность, тесно связанную с этой способностью. Недостающая способность может быть компенсирована другими, высокоразвитыми у человека». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|