Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Врожденные особенности НС как природная основа задатков




  1. сила НС по отношению к возбуждению - способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки;
  2. сила НС по отношению к торможению - способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния
  3. уравновешенность НС по отношению к возбуждению и торможению - одинаковая реактивность НС в ответ на возбудительные и тормозные влияния;
  4. лабильность НС - скорость возникновения или прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

Ныне в дифференциальной психологии используется 12-мерная классификация свойств НС человека Небылицына:

8 первичных свойств:

  1. сила,
  2. подвижность,
  3. динамичность
  4. лабильность

по отношению к возбуждению и торможению

и 4 вторичных - уравновешенность по 4 основным свойствам.

Эти свойства относятся ко всей НС (общие свойства) и к отдельным анализаторам (парциальные свойства).

Врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения - задатки - природная основа индивидуальных различий людей.

54.Типологические группы по Павлову

Индивидуальные различия - преобладающий тип ВНД и соотношение сигнальных систем Þ

  1. художественный тип - преобладание 1 СС,
  2. мыслительный тип - преобладание 2 СС,
  3. средний тип - равное представительство.

У этих групп - различные врожденные задатки:

сфера художественный тип мыслительный тип
восприятия целостное дробление на части
воображения и мышления образное абстрактное, теоретическое
эмоциональная повышенная рассудочные, интеллектуальные реакции на события

Способности

1) индивидуальная особенность, условие успешного выполнения 1 или нескольких деятельностей.

2) совокупность всевозможных психических процессов и состояний

3) высокое развитие общих и специальных ЗУН - основа успешного выполнения разных видов деятельности.

4) 1 из основных свойств личности.

5) по Теплову: - индивидуально-психологические особенности, отличающие 1 человека от другого (свойства, одинаковые у всех – не способности) обеспечивающие успешную деятельность.

способности объясняют:

1. разницу в успехах (Пушкин много слез пролил в лицее над математикой, но успехов не показал; у Менделеева в школе были успехи в математике и физике, а по языковым предметам имел твердую «1»).

2. быстрое усвоение знаний или навыков одними и долгое, мучительное обучение других. В быту «способности» = «навыкам», что неправильно.

у Сурикова рано проявились способности к рисованию, но не было навыков. Комиссия не приняла его в академию художеств: «За такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить». Они не отличили отсутствие навыков и способностей. Суриков за 3 месяца овладел умениями и его зачислили.

Способности не = ЗУН, но связаны. Они обеспечивают легкость и быстроту приобретения ЗУН, закрепление и эффективное использование на практике. Приобретение ЗУН развивает способности, а их отсутствие - тормозит.

Теплов: способности существуют только в постоянном развитии. Не развиваемая и не используемая способность утрачивается. Они развиваются постоянными упражнениями.

56. Виды способностей (деление условно):

1. природные или естественные (биологически обусловленные) – общие для человека и животных, особенно высших - восприятие, память, элементарная коммуникация, мышление и т.д. Они непосредственно связаны с задатками, которые отличаются у человека и животного. У человека на базе задатков формируются способности при наличии жизненного опыта, через механизмы научения. Они способствуют формированию -

2. специфически человеческие - общественно-исторического происхождения.

Виды способностей по условиям развития:

  1. потенциальные не реализуются в деятельности, но актуализируются при изменении условий
  2. актуальные нужны сейчас и реализуются в конкретном виде деятельности.

2 вида - косвенные показатели социальных условий, в которых развиваются способности. Именно они препятствуют или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.

1. Общие способности - определяют успехи в разных видах деятельности - мыслительные, тонкость и точность ручных движений, память, речь, комуникативность и т.д. Они свойственны большинству людей.

2. Специальные способности определяют успехи в специфических видах деятельности, для которых надо задатки особого рода и их развитие - музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные и др.

Специальные высшие интеллектуальные делят на:

теоретические и практические,

учебные и творческие,

предметные и межличностные и др.

1. теоретические - склонность к абстрактно-теоретическим размышлениям,

2. практические- к конкретным практическим действиям.

Чаще они не сочетаются - люди обладают или 1-м, или 2-м типом. Вместе крайне редко - у одаренных, разносторонне развитых людей.

  1. учебные (общие) определяют успешность обучения, усвоения человеком ЗУН,
  2. творческие(специальные, определяющие успех творчества) - возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры

Нет приоритета одних над другими. Учебные способности Þ развитие человечества.

57.Взаимодействие способностей

Способности совместно определяют успешность деятельности и взаимодействуют, влияя друг на друга. Развитие комплекса способностей Þ характер каждой. Сочетание высокоразвитых способностей Þ уровень развития способностей.

Общие способности не исключают развития специальных, и наоборот. Виды способностей не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Высокий уровень общих способностей - специальная способность в некоторых видах деятельности. Общие способности - база развития специальных.

мат. способности - общие. Люди, у которых они развиты высоко, математически талантливы Þ скорость усвоения математических понятий, решения сложных задач и т.д. Способности в общении – общие, социально обусловленные, формирующиеся при жизни в обществе.

Успешность деятельности зависит не от 1 способности, а от их ряда.

наблюдательности мало для хорошего писателя. Надо еще образная память, качества мышления, способности к письменной речи, сосредоточенность внимания и т.д.

Компенсаторная функция способностей

Отсутствие способностей не означает непригодности к деятельности, т.к. есть механизмы компенсации отсутствующих способностей. Занимаются деятельностью не только те, кто к ней способен. Неспособные сознательно или неосознанно компенсируют недостаток способностей сильными сторонами своей личности.

Ильин: компенсация осуществляется:

1. ЗУН,

2. индивидуально-типическим стилем деятельности,

3. другой, > развитой способностью.

Из-за компенсации, при слабой способности, возможна успешная деятельность, связанная с этой способностью Þ успехи в разных областях.

Успех зависит не от 1, а от сочетания способностей. Сочетание, дающее 1 результат, обеспечивается разными способами.

Теплов: «1 из важнейших особенностей психики — чрезвычайно широкая компенсация 1-х свойств другими - слабость 1-й способности не исключает успешную деятельность, тесно связанную с этой способностью. Недостающая способность может быть компенсирована другими, высокоразвитыми у человека».




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных