ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Условия реализации задатков, развивающих способности1. семейное воспитание. > вероятность обнаружения способностей. 2. особенности макросреды ( общества) - забота о развитии способностей (совершенствование образования, профориентации). 62.Концепции профориентации по Леону (француз) 1. диагностическая — сводит выбор профессии к определению профпригодности. Консультант тестами измеряет способности, сопоставляет их с требованиями профессии Þ заключение о пригодности к профессии. «-»: механистичность - взгляд на способности как стабильные образования, не подверженные влияниям среды. Субъекту отводится пассивная роль. 2. воспитательная —подготовка к профессии, самоопределение по запланированным воспитательным воздействиям. Изучение развития личности при овладении разными видами деятельности. Важны тестовые испытания. «-»: недооценивается активность субъекта, возможности его самоопределения, саморазвития и самовоспитания. 3. комплексный подход (отечественная психология) - проблема профориентации решается 2 подходами - определение способностей индивида + помощь ему в подготовке к будущей профессии. Степени профессиональной пригодности по Климову ( соотношение способностей и требований профессии): 1. непригодность к данной профессии (временная или практически непреодолимая). 2. годность к профессии - нет противопоказаний, но нет и показаний. 3. соответствие этой области деятельности - нет противопоказаний, личные качества явно соответствуют требованиям профессии. 4. призвание к профессиональной деятельности - высший уровень профессиональной пригодности человека. Климов разработал и реализовал в опроснике классификацию профессий и требования, предъявляемые профессией к человеку (системы взаимоотношений «человек—человек», «человек-природа» и др.) Пригодность к деятельности определяется с учетом развития способностей в ней. «Способность развивается по спирали: реализация способности на 1 уровне открывает возможность для дальнейшего развития способностей > высокого уровня. Одаренность определяется диапазоном новых возможностей, который открывает реализация наличных возможностей» Рубинштейн Одаренность - своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. От нее зависит не успешное выполнение деятельности, а только такая возможность. (математически одаренный человек, который не учился математике, не выполнит функции заурядного математика). Одаренность определяет возможность, реализация возможности определяется:
Одаренность проявляется направленностью интересов – к математике, истории, общественной работе. Проявление способностей индивидуально Þ свести одаренность, даже в 1 виде деятельности, к набору показателей невозможно. Мастерство - уровень развития способности, т.е. совершенство в конкретном виде деятельности - способность успешно заниматься производительной деятельностью, но не сумма ЗУН - готовность к творческим решениям проблем, когда "что" и "как" приходят одновременно. Нет разрыва между осознанием творческой задачи и нахождением способов ее решения. Талант - в Библии – мера серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и зарыл в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда поговорка «зарыть свой талант в землю»). – высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т.д.), проявляющийся и развивающийся в деятельности; отличающийся принципиальной новизной и оригинальностью. - это сочетание способностей, их совокупность. 1 способность, даже высокоразвитая, не есть талант. У талантливых людей часто плохая память, т.к. в творчестве она — лишь 1 из факторов. Но всегда - гибкий ум, богатая фантазия, сильная воля, глубокая заинтересованность. Пробуждение таланта, как и способностей, общественно обусловлено. Что имеет благоприятные условия для развития, зависит от потребностей и задач общества. Гениальность - высший уровень развития способностей, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Проявляется незаурядностью в разных областях. Гениальных людей мало - за 5000 лет истории цивилизации £ 400: Аристотель, Леонардо да Винчи, Декарт, Лейбниц. Ломоносов достиг выдающихся результатов в химии, астрономии, математике и был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Не все качества гения развиты одинаково. Гениальность имеет свой «профиль», 1 сторона доминирует, какие-то способности проявляются ярче. Темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. – характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью (быстротой возникновения чувств) и их силой. – 1 из наиболее значимых свойств личности. Интерес к нему возник > 2500 лет назад. Много исследований темперамента, но до сих пор проблема не решена. Индивидуальные различия: 1. биологическое и физиологическое строение и развитие организма 2. социальное развитие, связи и контакты. Биологически обусловленная структура личности - прежде всего темперамент. Свойства личности, обусловленные темпераментом - наиболее устойчивы и долговременны. Проявления темперамента: 1. интенсивность и устойчивость эмоций, 2. эмоциональная впечатлительность, 3. темп, энергичность действий и др. динамические характеристики. Компоненты темперамента по Теплов у: 1. активность поведения - энергичность, стремительность, быстрота или, наоборот, медлительность и инертность. 2. эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов: знак («+» или «-») и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.). Типы темперамента 1. холерический, 2. сангвинический, 3. меланхолический 4. флегматический. Их различают с древних времен различают динамикой возникновения и интенсивности эмоциональных состояний: для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического — быстро возникающие, но слабые чувства, для меланхолического — медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического — медленно возникающие и слабые чувства. Холерики и сангвиники - быстрые движения, общая подвижность и сильное внешнее выражение чувств (в движениях, речи, мимике и т.д.). Меланхолики и флегматики - медленность движений и слабое выражение чувств. Характеристики типов темперамента с т.з. быта: Холерик — быстрый, иногда порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко — вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям. Сангвиник — быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; его чувства непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое. Меланхолик —малое разнообразие эмоциональных переживаний, но большая сила и длительность. Откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства. Флегматик — медлительный, уравновешенный и спокойный, его нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства внешне почти не проявляются. Но всех людей нельзя распределить по 4 темпераментам. Лишь немногие - чистые представители этих типов; у большинства - сочетание черт 1 темперамента с чертами другого. Человек в разных ситуациях обнаруживает черты разных темпераментов. Темперамент не определяет способности человека. Большие способности одинаково часты при любом темпераменте. Среди талантов любой сферы есть люди с разным темпераментом: у Пушкина - яркие черты холерического темперамента, у Герцена — сангвинического, у Гоголя и Жуковского — меланхолического, у Крылова и Гончарова — флегматического. Суворов был типичным холериком, а Кутузов - флегматик с медлительными движениями, спокойный, хладнокровный. Нельзя ставить вопрос - какой из темпераментов лучше. У каждого свои «+» и «-». Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика —ценные свойства личности, связанные с темпераментом. При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных черт личности. холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к «взрывам». Сангвинический - привести к легкомыслию, разбрасыванию, недостаточной глубине и устойчивости чувств. Меланхолический - чрезмерной замкнутости, склонности целиком погружаться в переживания, излишней застенчивости. Флегматический – вялости, инертности, безучастности к впечатлениям жизни. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|