ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личностиПроявления типа темперамента многообразны - поведение, динамика познавательной деятельности и сферы чувств, побуждения и действия, характер интеллектуальной деятельности, особенности речи и т.п. Для психологических характеристик 4 типов используют основные свойства темперамента, раскрытые Тепловым и его учениками. Позже названия некоторых свойств по Теплову изменились, были открыты новые + экстраверсия и интроверсия. «эмоциональная возбудимость» по Теплову называется сензитивностью (чувствительностью), реактивность непроизвольных движений, вызванных внешнем воздействием — реактивностью. Экстраверсия - реакции и деятельность человека преимущественно зависят от внешних впечатлений данного момента. Интроверсия - …от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим. Тип темперамента врожденный и характеризует особенности динамики нервных процессов. Но от каких именно свойств его врожденной организации он зависит — ныне не известно. Т.к. характеристики темперамента определяют динамику психических процессов, предполагали, что темперамент определяет успешность деятельности человека. Но установили: если деятельность идет в нормальных условиях, нет зависимости между уровнем достижения, т.е. конечным результатом действий и особенностями темперамента. Независимо от подвижности или реактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации, результаты одинаковы, т.к. уровень достижений зависит от других факторов. Вместе с тем, в зависимости от темперамента меняется способ осуществления деятельности. «В зависимости от темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов» Теплов. Тип нервной деятельности (прежде всего сила и подвижность нервных процессов) оказывает существенное влияние на формирование стиля деятельности. Лица с преобладанием возбуждения на 1 этапе повышенно активны, но делают много ошибок. Затем они вырабатывают свой стиль деятельности и количество ошибок ↓. Лица с преобладанием торможения на 1 этапе малоактивны, их деятельность непродуктивна, но затем они формируют свой стиль деятельности и продуктивность их труда ↑↑↑. Нет хороших или плохих типов темперамента. Подвижность (реактивность) сангвиника дает «+» эффект, если работа требует смены объектов общения, понятий, частого перехода от 1 ритма жизни к другому. Люди, отличающиеся слабой НС — меланхолики, сильнее мотивированы на > простые действия, чем остальные Þ они меньше устают и раздражаются от их повторения. Люди со слабой НС > чувствительны к внешним воздействиям, т.е. быстрее на них реагируют Þ у большинства высококлассных спортсменов-спринтеров этот тип НС (исследования Ильина). Спортсмены с чрезмерными эмоциональными нагрузками, например штангисты, в большинстве - с сильной НС. Нельзя и бессмысленно изменить темперамент. Нужно учитывать темперамент личности при организации его деятельности. Характер - (греч. печать, чеканка) - совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Проявления: 1. в деятельности, 2. в отношении человека к миру и людям. Одни выбирают самые сложные виды деятельности, ищут и преодолевают препятствия; достигают высоких результатов. Другим это безразлично, им важно справиться посредственно, не хуже других. Когда определяют характер, то говорят не о том, что человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. характеристики поступков приписываются человеку. Но характерными считаются не все особенности, а только существенные и устойчивые (даже очень веселые люди могут испытывать грусть, но от этого они не станут нытиками и пессимистами). Характер - прижизненное образование, трансформирующееся в течение жизни. Его формирование связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека Þ с формированием уклада жизни, формируется и характер человека Þ образ жизни, общественные условия и обстоятельства играют роль в формировании характера. Характер формируется в разных по особенностям и развитию группах (семья, компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). Он зависит от того, какая группа для личности референтна и какие ценности культивирует эта группа. Черты характера - психические свойства, определяющие поведение человека в типичных обстоятельствах (смелость или трусость проявляются при опасности, общительность или замкнутость — в общения). Классификаций черт характера много. В отечественной психологии 2 подхода:
1. Волевые черты: решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. 2. Эмоциональные - порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. 3. Интеллектуальные - глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др. 2. черты характера связывают с направленностью личности, проявляющейся в отношении к людям, деятельности, миру и себе (отношение человека к миру проявляется в наличии убеждений или в беспринципности). Эти черты характеризуют материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы, цели, жизненные планы, жизненную активность человека. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|