Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема №9. Индивидуальность и жизненный путь личности.




Семинар №14

1. Общая характеристика индивидуальности: продуктивные и инструментальные проявление.

2. Динамика мотивационно-смысловых образований личности.

3. Мотивы, эмоции, смыслы. Соотношение понятий, проблема осознаваемости.

Литература: [1, 8, 17, 20, 21, 22, 23, 31, 37]; [15, 16, 20, 24, 32].

Вопросы для самоконтроля

1. Определите понятия по следующему утверждению:

- Человек как социальное существо, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

- Человек как самобытная уникальная личность, реализующая себя в творческой деятельности.

2. Что понимается под продуктивными и инструментальными проявлениями личности?

3. Раскройте понятие «личностный смысл».

4. Назовите основные составляющие мотивационно-смысловых отношений субъекта к миру.

5. Определите понятие по следующему утверждению:

Готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый, целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека.

Семинар №15

1. Генезис взглядов на типологические особенности человека в истории психологии.

2. Типы Высшей нервной деятельности и темперамент.

3. Психологическая характеристика типов темперамента.

4. Основные принципы современной теории темперамента.

5. Проявление темперамента в учебной и трудовой деятельности.

Литература: [1, 8, 17, 20, 21, 31, 36]; [19, 24, 28, 29].

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию темперамент.

2. Какими свойствами психической деятельности характеризуется темперамент?

3. Какое сочетание свойств ВНД И.П. Павлов сделал основными в своей характеристике типов темперамента?

4. Тождественны ли понятия «тип высшей нервной деятельности» и «темперамент»? Аргументируйте свой ответ.

5. Может ли темперамент человека испытывать определенные существенные изменения в течение жизни?

6. Можно ли утверждать, что темперамент непосредственно влияет на формирование черт характера человека?

Семинар №16

1. Клинический подход к изучению характера и темперамента (Э. Кречмер, У. Шелдон, П.Б. Ганнушкин и др.).

2. Динамический подход к изучению характера (А.Г. Асмолов, А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе и др.).

3. Степень выраженности характера. Акцентуации и психопатии.

4. Соотношение темперамента, характера и личности в реальной жизнедеятельности.

Литература: [1, 3, 8, 17, 20, 21, 31]; [10, 19, 20, 23].

Вопросы для самоконтроля

1. Какие черты человека объединяет в себе характер?

2. Какие компоненты можно выделить в структуре характера?

3. Как работает механизм формирования свойств характера?

4. Все ли устойчивые черты поведения личности входят в структуру характера?

5. Можно ли считать, что социальный фактор оказывает решающее влияние на формирование характера?

6. Можно ли согласиться с утверждением, что некоторые черты характера могут передаваться по наследству?

Семинар №17

1. Способности как научное понятие: определение, психологическая характеристика.

2. Способности и деятельность. Соотношение способностей и задатков.

3. Общие и специальные способности. Талант и гениальность (В.А. Моляко, В.П. Эфроимсон и др.).

Литература: [1, 3, 8, 12, 17, 20, 21, 31]; [9, 19, 20, 24].

Вопросы для самоконтроля

1. В чем проявляются способности личности?

2. Каковы основные компоненты способностей?

3. Как связаны между собой способности и задатки?

4. Какие психические особенности человека обеспечивают развитие способностей?

5. Согласны ли вы с утверждением, что скорость выполнения деятельности является показателем хороших способностей?

6. Можно ли утверждать, что задатки всегда определяют уровень развития способностей?

7. Считаете ли вы задатки обязательной предпосылкой развития способностей?

8. Можно ли фактический успех в определенной деятельности определить, как способности? Какая существует зависимость между способностями, умениями и знаниями?

9. Довольно часто бытует мнение о «врожденности» способностей. Докажите несостоятельность этих высказываний. Дайте определение задатков и способностей.

10. Разведите характеристики темперамента, характера и способностей:

1. Индивидуально-психологические способности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условиями ее успешного выполнения.

2. Совокупность свойств личности, закрепленных в привычных формах поведения.

3. Индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его деятельности и поведения.

4. Психическое свойство, которое не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но способствует успешному их приобретению.

5. Индивидуальное сочетание устойчивых и существенных особенностей человека, которые выражают отношение человека к окружающему миру.

11. Чем можно объяснить ошибки в оценке способностей к отдельным видам деятельности на ранних этапах развития личности, как, например, у Эйнштейна и Клеро – в математике, у Сурикова – в живописи?

Семинар №18

1. Эмоции как «первичная» форма отражения. Классификация и психологическая характеристика эмоций.

2. Функции эмоций в регуляции поведения и деятельности.

3. Развитие эмоциональной сферы. Культура эмоций. Приемы и методы эмоциональной саморегуляции (релаксация, аутотренинг, психогимнастика и др.).

Литература: [3, 7, 9, 17, 20, 21, 27, 31]; [6, 18, 21, 28].

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается отличие между эмоциями и чувствами?

2. Каковы главные признаки аффекта?

3. В чем заключается отличие эмоций человека от эмоций животного?

4. Является ли настроение результатом количественного преимущества положительных или отрицательных эмоций?

5. Вставьте пропущенные слова или закончите предложение:

1. Действия, совершающиеся непроизвольно, под влиянием сильных эмоций, называется …

2. … - это переживания, которые расслабляют человека, снижают его активность.

3. Состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности, называется …

4. Это состояние возникает в эксремальной ситуации, требует от человека мобилизации сил и энергии.

5. Мобилизационная функция эмоций заключается в следующем: …

6. Определите, какие эмоциональные состояния преживают герои:

1. «Пьер вскочил с дивана и, шатаясь, бросился к ней.

- Я тебя убью! – закричал он и, схватив со стола мраморную доску, с неизвестной ему еще силой сделал шаг к ней и замахнулся на нее… Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, если бы Элен не выбежала из комнаты» (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

2. Во время ответа на уроке хорошо подготовленной ученицы в класс вошел директор школы. Девочка растерялась и замолчала. На наводящие вопросы отвечала сбивчиво. После ухода директора она четко и уверенно ответила материал, который так безуспешно пыталась воспроизвести накануне.

3. Страх и волнение не оставляют парашютистов и тогда, когда шелковый купол парашюта раскрывается над ними. Они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного движения. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расстаться с мыслью о прыжках.

4. «Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети, лежала на кресле, странно неловко вытягиваясь, и билась головой об стену…

- Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда» (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Семинар №19

1. Воля как психическое явление: теории, классификации.

2. Характеристика волевых актов (по А.Н. Леонтьеву).

3. Волевые свойства личности и пути их развития.

Литература: [3, 7, 17, 20, 21, 27, 31]; [7, 18, 24].

Вопросы для самоконтроля

1. Вставьте пропущенное слово:

… - это психическая особенность человека, проявляющаяся в преодолении препятствий на пути к поставленной цели.

2. В чем проявляются основные функции воли?

3. В чем заключается существенное отличие между произвольным и непроизвольным действием?

4. Какие причины могут вызвать борьбу мотивов?

5. Что может влиять на процесс принятия решения?

6. Является ли любое сознательное действие волевым?

7. Какие на ваш взгляд, приемы работы над собой способствуют формированию волевых качеств личности?

 

МОДУЛЬ №4. ЧЕЛОВЕК ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ОТНОШЕНИЯ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных