Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема №10. Психология познавательных процессов.




Семинар №20

1. Сенсорная организация личности. Ощущения как чувственная ткань сознания.

2. Ощущения: понятия и классификации.

3. Критерии и характеристики ощущений.

4. Соотношение раздражителя и ощущения. Пороги ощущений. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.

Литература: [3, 7, 17, 19, 20, 21, 26]; [42].

Вопросы для самоконтроля

1. Заполнить таблицу 7.

Таблица 7

РАЗНОВИДНОСТЬ ОЩУЩЕНИЙ
По модальности: По расположению:
1. Зрительные 2. Слуховые 3. … 4. … 5. … 6. … 7. … 8. … 9. … 10. … 1. Экстероцептивные
2. …
3. …

2. Все ли раздражители, объективно действующие на органы чувств, могут отражаться при помощи ощущений?

3. Каковы главные законы ощущений?

4. Какие пороги чувствительности существуют, и чем они определяются?

5. В чем проявляются компенсаторные возможности ощущений?

6. Что такое сенсибилизация ощущений и каков ее механизм?

7. В чем проявляется синестезия ощущений?

8. Какой раздражитель называется адекватным?

9. В чем могут проявляться индивидуальные особенности в ощущении?

10. Можно ли утверждать, что в каждом акте познавательной деятельности человека чувственное познание предшествует абстрактному?

11. Правомерно ли утверждать, что субъективный характер ощущений проявляется в том, что субъектом отражения является человек, а результаты отражения всегда несут на себе отпечаток того, кто ощущает?

12. Можно ли утверждать, что слабые раздражители усиливают, а сильные – ослабляют чувствительность анализатора?

13. Все ли раздражители, объективно действующие на анализаторы человека, отражаются ими?

14. Чем можно объяснить в каждом конкретном случае жалобы на расстройство зрительных ощущений: «Плохо вижу предметы при ярком освещении», «При переходе из улицы в плохо освещенную комнату длительное время ничего не вижу», «Не могу читать: все буквы и строчки в книге расплываются»?

15. Чем объяснить тот факт, что увеличение интенсивности действия раздражителя в одних случаях ощущается, а в других – нет?

16. Определите, о каких закономерностях ощущений идет речь в примерах (что происходит с чувствительностью анализаторов?)

ü При виде лимона у многих людей выделяется слюна и ощущается вкус кислого.

ü Музыкант слышал разницу между звуками 1/8 тона, тогда как обычный человек может уловить разницу в 1/2 тона.

ü Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их ощущать.

ü Если люди обычно видят в радуге лишь 7 цветов, то китайские школьники, благодаря специальным упражнениям, видят в ней свыше 30 оттенков цветов.

ü Почему водители не обращают внимания на игрушки, висящие на лобовом стекле их машины?

ü Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?

ü В романе Э.Л. Войнич есть эпизод: «Джулия, жена брата Артура, отчитывает своего родственника: от ее такого пронзительного голоса, - замечает автор, - у Артура стало кисло во рту».

ü Если люди продолжительное время живут в экологически загрязненных районах, то при выезде на природу у них возникает головокружение и даже головная боль.

ü Человек, занимающийся йогой, может ходить по лезвию ножа без обуви, не ощущая боли. Почему?

ü Существует определенный порядок подачи спиртных напитков: сначала подаются более легкие, но с более тонким букетом, а потом уже более крепкие вина.

ü Когда человек прислушивается, он прикрывает глаза. Почему?

ü Люди, живущие в странах с теплым климатом, хуже переносят морозы. Почему?

ü Человек не замечает тиканья часов в комнате. Почему?

ü Когда человек пьет горячий чай, он кладет много сахара. После остывания чай кажется очень сладким. Почему?

Семинар №21

1. Понятия, виды и свойства восприятия.

2. Основные закономерности восприятия.

3. Теории восприятия.

Литература: [3, 7, 9, 17, 19, 20, 21,26]; [42].

Вопросы для самоконтроля

1. Заполнить таблицу 8.

Таблица 8

Восприятие
Законы восприятия Виды восприятия
Предметность - Восприятие пространства -
Целостность - Восприятие движения -
Структурность - Восприятие времени -
Осмысленность -

 

2. В чем заключается связь и отличия между восприятием и ощущением?

3. В чем проявляется апперцепция в процессах восприятия?

4. Что такое иллюзия, каков ее механизм?

5. Что такое наблюдение?

6. Что такое наблюдательность?

7. В чем может проявляться профессиональная наблюдательность?

8. Можно ли определить процесс восприятия как синтез ощущений?

9. Всегда ли апперцепция оказывает положительное влияние на процесс восприятии?

10. Можно ли утверждать, что осмысленность восприятия обусловлена исключительно таким его свойством, как предметность?

11. Чем объяснить, что слепорожденные после удачно проведенной операции сначала не различают ни форм, ни размера, ни отдаленности предметов?

12. Наблюдательность – это качество человека, необходимое для успешной деятельности вообще, а во врачебной и педагогической особенно. Подумайте, какие условия, по вашему мнению, способствуют развитию наблюдательности у врача; к каким ошибкам в диагностике заболевания может привести недостаточная наблюдательность врача.

13. Чем объяснить, что одна и та же лекция разными слушателями может быть оценена по-разному: как «информативная», «популярная», «интересная», «полезная», «скучная», «неинтересная».

Семинар №22

1. Внимание как динамическая характеристика сознания. Процесс или состояние?

2. Виды, функции и свойства внимания.

3. Психологические теории внимания.

4. Развитие внимания в онтогенезе.

Литература: [3, 7, 9, 17, 19, 20, 21, 26]; [4, 18, 39].

Вопросы для самоконтроля

1. Заполнить таблицу 9.

Таблица 9

Внимание
Свойства Виды
Устойчивость -   Концентрация -   Объем -   Переключение -   Распределение -   Непроизвольное -   Произвольное -   Послепроизвольное -

 

2. Всегда ли произвольное внимание связано с сознательной целью?

3. Согласны ли вы с мнением, что внимание проявляется только в деятельности и поддерживается исключительно ею?

4. Возможно ли распределение внимания между такими видами деятельности: переписывание текста, слушание музыки, периодические ответы на вопросы другого лица?

5. Всегда ли рассеянность внимания является показателем невнимательности человека к предмету деятельности?

6. Согласны ли вы с мнением, что высокая концентрация внимания на предмете деятельности всегда связана с благоприятными условиями и отсутствием посторонних отвлекающих раздражителей?

7. Дайте психологическое объяснение следующим фактам:

ü Почему в 1 классе текст задачи, задания к упражнению целесообразнее читать учителю?

ü Почему в начальной школе не следует давать домашнее задание со звонком с урока?

ü Чем объяснить, что в 1 классе дети часто сразу после чтения текста не могут ответить на вопросы по содержанию текста? Что следует делать учителю?

ü Почему на уроках в начальной школе следует использовать динамическую наглядность?

Семинар №23

1. Память как психическое явление: определение, виды, функции.

2. Теории памяти.

3. Развитие памяти в онтогенезе.

4. Методы изучения памяти и внимания (с демонстрацией и интерпретацией).

Литература: [3, 7, 9, 17, 19, 20, 21,26]; [4, 18, 41].

Вопросы для самоконтроля

1. Заполните таблицу 10.

Классификация основных видов памяти

Таблица 10

По характеру психической активности По характеру целей деятельности По продолжительности сохранения материала
       

 

2. Какова роль памяти в психической жизни человека?

3. Какова природа ассоциаций и их значение в процессах памяти?

4. По каким принципам память подразделяется на виды?

5. В чем отличие между кратковременной и оперативной памятью?

6. Каковы основные условия продуктивного запоминания?

7. В чем проявляется отличие образов и представлений памяти от образов восприятия?

8. В чем проявляются индивидуальные отличия памяти?

Семинар №24

1. Мышление как форма логического познания. Виды и операции мышления.

2. Процесс формирования понятий. Эксперименты Выготского-Сахарова.

3. Мышление и речь (по работам Л.С. Выготского).

4. Этапы речевого развития в онтогенезе.

Литература: [3, 5, 9, 17, 19, 20, 21, 26]; [4, 5, 13].

Вопросы для самоконтроля

1. Заполните таблицу 11.

Таблица 11

МЫШЛЕНИЕ
Операции Формы Результат Индивидуальные особенности
         

 

2. В чем заключаются специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности?

3. В чем проявляется существенное отличие абстрактного познания действительности от чувственного?

4. В чем заключается отличие понятий от представлений как форм познания?

5. Как соотносятся между собой проблемная ситуация и задача?

6. Определите главные этапы процесса решения задачи.

7. По каким критериям мышление делится на виды?

8. Терминологический диктант:

- Назовите операцию мышления, сутью которой является сопоставление предметов или объектов.

- Назовите операцию мышления, сутью которой является мысленное деление объекта на составляющие.

- Назовите операцию мышления, суть которой заключается в мысленном отчуждении от объекта его признаков.

- Назовите вид мышления, суть которого состоит в оперировании образами.

- Назовите вид мышления, суть которого состоит в оперировании понятиями.

9. Определите вид мышления.

- «… мышление неотрывно от восприятия, оперирует лишь непосредственно воспринимаемыми вещами» (Б.М. Теплов).

- Вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи чувств.

- Вид мышления, направленный на решение практических задач.

- Ученик так выразил свое понимание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: «Тучка – это мимолетная радость, посетившая человека. Она согрела его. Оставила хорошее воспоминание и улетела. И этот человек после мимолетной радости еще острее чувствует свое одиночество…».

- … мышление неотрывно от прямого манипулирования вещами, неотрывно от действия в моторном, физическом смысле этого слова.

- Вид мышления, при котором человек для решения задач использует образы, непосредственно извлекаемые из памяти или воссоздаваемые воображением.

- Мышление, при котором задача решается с опорой на зрительный образ.

10. В чем проявляется отличие мышления человека от «мышления» животных?

11. Назовите особенности, способствующие развитию творческого мышления.

ü склонность к конформизму;

ü очень высокая оценка значимости своих идей;

ü частые неудачи в деятельности;

ü тревожность как черта характера;

ü стремление быть похожим на других;

ü заниженная оценка значимости своей деятельности;

ü чрезмерно развитое критическое мышление;

ü способность видеть объект под новым углом зрения;

ü нежелание быть «белой вороной».

12. Разведите признаки языка и речи:

ü Исторически сложившиеся средство общения.

ü Выражает психологические особенности отдельно взятого человека.

ü Развивается относительно независимо от человека, по законам не связанным ни с психологией, ни с его поведением.

ü Отражает психологию народа.

ü Система условных знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

ü Наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства.

13. В чем заключается особенность речи как процесса?

14. В чем заключается специфика устной речи?

15. В чем заключается специфика письменной речи?

16. Каковы особенности внутренней речи и чем они обусловлены?

17. Проанализируйте схему видов речи, основываясь на логике их взаимосвязей: по направленности, форме выражения, активности, содержанию, мере самостоятельности.

Виды речи

ВНЕШНЯЯ Обращение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств   ВНУТРЕННЯЯ Направлена на себя, носит свернутый, сокращенный характер

 

УСТНАЯ Протекает в меняющихся условиях. Отличается сокращенным количеством слов и простой грамматической конструкцией. ПИСЬМЕННАЯ Очень четкий замысел. Сложная смысловая программа. Нет никаких внеязыковых средств, только логика языка. Предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности АФФЕКТИВНАЯ Нет замысла, очень проста, ограничена: «Ах!», «Ну, погоди!»

 

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ Речь, при которой активны в равной степени все ее участники   МОНОЛОГИЧЕСКАЯ Развернутая и связная речь, предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция). Требует тщательного отбора слов, оборотов.

Семинар №25

1. Воображение: виды, характеристика, функции.

2. Воображение, творчество и личность.

3. Процесс создания образов воображения. Взаимосвязь воображения с объективной действительностью (на конкретных примерах).

Литература: [3, 4, 7, 8, 12, 20, 25]; [5, 9, 17, 20, 26].

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается специфика отражения действительности в процессах воображения?

2. От чего зависит богатство создаваемых человеком образов воображения?

3. В чем заключается принципиальная разница образов репродуктивного и продуктивного воображения?

4. В чем заключается связь сновидений с реальностью?

5. Назовите приемы создания образов воображения:

- «… за столом сидят чудовища кругом: один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой. Злая ведьма с козьей бородой, тут остов чопорный и гордый, там карла с хвостиком, а вот полужуравль и полукот». (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»).

- Кентавры, русалки.

- «… старый старичок: худой как зайцы зимние. Весь бел и шапка белая, высокая с околышком у красного сукна. Нос клювом как у ястреба, усы седые длинные. И разные глаза…» (Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»).

- «Еще страшней, еще чудеснее: вот рак верхом на пауке, вот череп на гусиной шее, вертится в красном колпаке, вот мельница вприсядку пляшет и крылышками трепещет и машет» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: Сон Татьяны).

- Сфинксы, драконы.

6. Определите вид воображения:

- Незначительная переработка имеющихся представлений.

- Образы воображения продуцируются спонтанно, под влиянием захвативших человека эмоций.

- Для данного вида воображения характерно осознание цели и мотивов деятельности, ради чего человек должен продуцировать новые образы.

- Создание образов желаемого будущего.

- Действительность сознательно конструируется человеком, преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается.

- Создание образа происходит на основе словесного описания, восприятия воображения в виде картин, карт, схем.

- Образы воображения возникают вод действием малоосознанных потребностей, влечений, установок.

- Преднамеренное построение образов воображения, вызывание их по собственному желанию.

- Самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.

- Фантастические видения, не имеющие, по-видимому, никакой связи с окружающей человека действительностью.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных