Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






У ИСТОКОВ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 4 страница




Иберы

Эти оценки справедливы также для области между Роной и Пиренеями, в которой влияние Массалии было не меньшим, по этнический состав был иным. Кельтская народность волькиев наложилась здесь на иберов, народ неиндоевропейского происхождения (видимо, баскский язык тесно, хотя и не прямо, связан с языком, на котором говорили иберы), довольно близкий лигурийцам. Здесь сформировалась смешанная цивилизация, где кельтская аристократия повелевала коренным населением, связанным со старыми традициями. На озерной равнине Лангедока-Русильона население было довольно многочисленным. Люди жили в крепостях, расположенных у подножия холмов, часто у выходов долин, через которые перевозили руду к морю. Медь доставляли из Корбьера и Черной горы по рекам Эро и Орб, олово - с далеких Касситерид длинной дорогой через реки Од, Орб или Эро. Густо был заселен и район, соседствовавший с Пиренеями, куда выходил сухопутный путь, по которому привозились продукты разработки богатых кантабрийских шахт.

Массалийцы всегда вели торговлю между рекой Эро и Пиренеями в районе, который интересовал их зерновыми ресурсами и прежде всего запасами руды. В устье Эро они основали в VI в. до н.э. свою единственную в Галлии к западу от Роны колонию Агате (Агд). Раскопки на холме, где и сейчас находится верхний город, открыли небольшой греческий городок со множеством черепков массалийской и кампанской керамики и тремя греческими надписями - надгробной, посвятительной и в виде частного письма. Но с IV в. до н. э. область между реками Роной и Эро постепенно завоевывали кельты. Таким образом, между Роной и Пиренеями греческая торговля нашла широкое поле деятельности и оставила там бесчисленные следы в крепости, на вазах и на монетах.

Эти отношения объясняют заимствования в культуре местного населения. Совершенствовалась архитектура: более тщательно возводились укрепления; простейшие, состоявшие из одной комнаты дома стали подпираться колонной; появилась капитель, которой неумело старались придать ионический или дорический ордер. Развивалась кельто-греческая скульптура, очень сходная с провансальской; ее самые характерные образцы - воин из Грезана и балка над дверью из Нажа (Гарда), которая украшена орнаментом из перемежающихся рисунков лошадей и отрубленных голов.

Местные монеты появляются к концу II в. и в I в. до н.э. Это серебряные монеты волькиев, иберийские бронзовые монеты неронсенов (Нарбонн), бронзовые галло-греческие монеты лонгосталетов из Битерца и города Безье, вождь которого «украсил» себя греческим титулом «басилеве». Иберы и кельты быстро привыкли писать на своем языке греческими буквами, что особенно удивительно для иберов, имевших свой собственный алфавит. Известна одна иберийско-гре-ческая надпись на свинцовой пластинке из Эльна (Восточные Пиренеи) и около 20 галло-греческих надписей. Последние, найденные в основном в районе Нима. были сделаны на типично галльских памятниках - капители или стволе вотивной колонны (капитель Монтаньяка в Эро) и на высоких погребальных стелах, увенчанных пирамидой (памятник Эсцингорейкса в Ниме).

Очевидно, менялись и религиозные представления; Страбон утверждает, что сами ритуалы жертвоприношений эллинизируются. При погребении кости складывали в кратер. Кубки разбивали на погребальном костре и клали в могилы. Этот ритуал похорон греческого происхождения он вверял умершего богу подземного мира Дионису, чтобы обеспечить покойному вечное спасение. Таким образом, торговля вином и чашами способствовала также заимствованию дионисийских верований. На крепости Л арок около Фабрега в домах были открыты очаги-алтари для домашнего культа с вазами, у которых дно еще до обжига было продырявлено. Этот обычай, видимо, не местного происхождения, а завезенный. Некоторые местные божества получали греческие имена. Культ Геракла был издавна распространен вдоль пути, носившего его имя, известна Нимфа Пиренеев, между делом соблазненная героем, и Афродита.

Но лучшее свидетельство было получено из Ансеруна, крепости между Нарбонном и Безье, где были проведены обширные раскопки. Около 250 г. до н.э. там находился довольно обширный город, построенный в шашечном порядке. Большие, хорошо выстроенные дома сменили хижины и домишки. Отстроенный после разрушения кимврами около 100 г. до н. э., он просуществовал до правления Тиберия, эпохи, когда его жители окончательно покинули гористую местность и ушли на равнину. Массалийские торговцы поставляли туда товары из Средиземноморья, в частности вино (были найдены амфоры с родосскими клеймами). Монеты многочисленны, более четверти из них - массалийской чеканки; часть монет - чеканки галльских городов этой области или волькиев, часть - из испанских колоний, есть также республиканские денарии. На больших пифосах в качестве символа изображены хлебные колосья, виноградные гроздья, ионические колонны.

Таким образом, от Альп до Пиренеев Южная Галлия действительно была «греческой Галлией», как отмечал Юстин. Причина этого не в политическом влиянии Массалии, а скорее, в широком распространении вкусов и стиля новой жизни, чему способствовала торговля. Какое разительное отличие от внутренней, «чистой» Кельтики, где культура оставалась более примитивной, более галльской несмотря на то, что и здесь можно проследить греческое влияние!

Начиная с 125 г. до и. э. Рим, который должен был осуществлять связь со своими испанскими провинциями, оккупировал страну под благовидным предлогом защиты своих массалийских союзников от ударов варваров. Вокруг Нарбонна скоро была создана Трансальпийская провинция, которая при Августе будет называться Нарбоннской. Завоевание изменяет соотношение сил, хотя до 49 г. до н.э. Массалия оставалась независимой и, кроме того, Рим отдал ей большие территории. Но оппидумы Прованса, оказавшие сопротивление, были разрушены до основания, и даже в Лангедоке, где они предпочли покориться, торговля переориентировалась на Италию, о чем свидетельствует изобилие римских монет.

Итак, Массалия хиреет еще до своего политического краха. Рим приходит на смену фокейскому полису, который в римскую эпоху становится приятным убежищем для изгнанников и университетским городом, ревностно относящимся к греческой культуре, сохраненной на протяжении стольких веков. На смену торговому и духовному владычеству приходят военная оккупация и экономическая эксплуатация. Но печать, наложенная Массалией на юг Франции, не исчезает. Если в Нарбонне мы видим несравненную цивилизацию, то это потому, что с эпохи ранней архаики она подвергалась влиянию греческой культуры.

Иберы удержались на Средиземноморском побережье Испании и в области Тартесса, тогда как кельты занимали всю Месету, смешавшись с коренным населением в верхнем течении Эбро (вокруг города Нуманция) и образовав народ кельтиберов. Они давно испытывали греческое влияние, как и их кельтизированные собратья в Лангедоке-Русильоне.

Главная массалийская колония в этом районе - Эмпорий - бурно развивалась. Он был расположен на богатых хлебом землях области Ампурдана между устьями рек Флувии и Тера, которые обеспечивали связь с внутренними районами страны. Его монеты находят на всем пространстве от Роны до Гибралтарского пролива, особенно их много в Каталонии и приморском Лангедоке. Новый город (Неаполис), расположившийся на континенте (вероятно, с конца VI в. до н.э.), напротив острова Палайополис, разросся настолько, что вокруг него построили еще одну линию укреплений (III в. до н.э.). Большая часть его памятников датируется эллинистической эпохой: агора, окруженная портиком, рядом с большой общественной цистерной; храм Асклепия и Гигиен, где найдена прекрасная культовая скульптура в стиле Фидия. Дома были довольно скромными, из трех-четырех комнат, иногда украшенных мозаикой; один из ее сюжетов посвящен Доброму духу. Рядом находилось иберийское поселение Индика.

Торговые отношения с местным населением основывались на обмене руды и хлеба на вино, оливковое масло, керамику, произведения искусства. И это влекло за собой быструю эллинизацию коренного населения, особенно заметную в иберийском искусстве. В тщательно построенных зданиях использовались греческие колонны Настоящие храмы с антами построены в Серро-де-лос-Сантосе и Льяно-де-ла-Консоласьоне. С IV и особенно в III в. до н. э. достигла расцвета и скульптура; интересные произведения продолжали появляться вплоть до образования Империи. В святилищах найдено множество оригинальных скульптурных изображений животных (львов, быков), сфинксов и людей. Только в Серроде-лос-Сантосе обнаружен впечатляющий ансамбль из двухсот фигур молящихся задрапированных женщин.

Самая замечательная скульптура - «Дама из Вульчи» - может быть, согласно определению Т. Рейнака, «испанкой по моде и одеянию... финикиянкой по украшениям, гречанкой по общему стилю». Это произведение заслуженно пользуется высокой репутацией. Неизвестно, что нас больше восхищает: горестное и одновременно жесткое, высокомерное и величественное выражение лица или обилие декора - сложная прическа, увенчанная митрой, плоская лента, с которой по обе стороны головы свисают массивные кольца, богатое трехрядное ожерелье. Эта таинственная женщина — царица или жрица - имеет ярко выраженный местный тип лица, украшения ее напоминают некоторые изделия карфагенских мастеров, но техника исполнения самой скульптуры, безусловно, греческая, в частности лепка лица, драпировка платья, облегающего тело, крупные складки плаща. Маловероятно, что скульптор, способный создать столь выразительный портрет, мог брать уроки где-либо, кроме греческой мастерской. Время создания этого шедевра из Вульчи, видимо, значительно более позднее, чем думали раньше, когда пы тались проводить параллели с аттическим искусством V в. до н.э. Его можно датировать лишь началом эллинистической эпохи (по мнению некоторых ученых, серединой IV в. до н. э.), так же как и большие статуи из Серро-де-лос-Сантоса.

Искусство мелкой пластики испытало не меньшее греческое влияние, о чем свидетельствуют бронзовые изделия из святилищ Деспена-перрос и Кастелляр-де-Сатисстебан, обильно украшенные на восточный манер, терракотовые фигурки, в частности из Ибисы (Балеарские острова), говорят об одновременном пуническом и греческом влиянии.

Но монументальная живопись и керамика вдохновлялась, конечно, только греческими образцами. В IV в. до н. э. геометрический орнамент на вазах сменяется богатым декором из фигур животных и людей. На вазах из Сан-Мигель-де-Лирии с несколько варварской выразительностью представлены сцены охоты и рыбной ловли, ритуальные церемонии. Нужно признать ограниченность этой эллинизации, степень которой быстро уменьшалась по мере продвижения по Месете. Она не препятствовала проникновению других влияний, в частности карфагенского, но вызванные ею изменения были не менее глубокими, чем в Южной Галлии. Особенно характерным для обеих областей представляется то впечатление, которое произвела скульптура (одно из высочайших достижений греческой цивилизации) на местное население. Оно было столь глубоко, что иберийцы подражали ей в передаче собственных идей. И когда римляне отвоевывали Испанию у пунийцев (образование обеих римских провинций в Испании датируется 197 г. до н. э.), они открыли благодаря влиянию Греции не совсем варварскую страну.

Литература

Блаватская Е.П. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. — М., 1983.

Дройзен М.Г. История эллинизма. Т. 1-3. - М., 1890-1893. Левек П. Эллинистическая цивилизация. — М.,1989. Ломоури Н.К. К истории Понтийского царства. — Тбилиси, 1979. Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. — М. — Л., 1950. Тарн В. Эллинистическая цивилизация. — М., 1949. Шлюмберже Д. Эллинизированный Восток. — М., 1985. Эллинизм: Экономика, политика, культура. — М.,1990.

Вопросы для обсуждения

1. Причины эллинистического влияния на Европу варваров. В чем это проявилось ?

2. Как приспосабливала Европа эллинистическое влияние к своему уровню цивилизации ?


ЛЕКЦИЯ 4. ЗАРОЖДЕНИЕ, РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ДРЕВНЕЙ РИМСКОЙ

ЦИВИЛИЗАЦИИ

/. Рим: каким он был. Путь Рима к величию и закату.

2. Нетленная мечта Адриана гражданина мира.

3. Лики мира. Наследие в камне.

1. Рим: каким он был. Путь Рима к величию и закату

С момента разграбления вестготами во главе с Аларихом в 410 г. н.э. Рим и его Форум постоянно разрушались. Уже в VI веке король остготов Теодорих, захвативший Италию, решил сохранить древнюю столицу, и город в период долгого правления Теодориха (с 489 по 526 г. н.э.) поддерживался в хорошем состоянии. Но в середине века войска византийцев и остготов, сражавшихся за город, оставили от него одни развалины.

Рим, перестав быть могучей державой, пришел в запустение. Но даже в 800 г. н.э. сокрушенный город удерживал за собой такую значимость, что там происходило коронование Карла Великого, короля франков.

Еще в эпоху Карла Великого странники, посещавшие Рим, могли узнать многие памятники, описанные в древнем манускрипте, известном как «Путеводитель Отшельника». Он был составлен швейцарским монахом на основе карты города, созданной в IV веке. Однако землетрясения в начале IX века разрушили многие монументы, а развалины были погребены под грудами сора и щебня, которые скрыли надписи на камнях величественных в прошлом монументов.

В последующие века все, кто возводил дворцы, церкви и другие здания, использовали колонны, статуи, железные ворота, позолоченные бронзовые черепицы — все, что составляло сокровища ушедшего величия Рима. Тысячи архитектурных деталей и скульптур сжигались для получения извести.

Века прошли, не пощадив твердыни:
Рим — мрачный склеп былого Рима ныне,
Поверглись арки, храмы в прах унылый,
Вслед мертвецам — их сгинули могилы.

Так писал английский поэт XVIII в. Александр Поп, призывая извлечь нравственный урок из исторической судьбы Рима.

Наполеоновские войны в Европе — это новое разграбление Рима, теперь уже французами. Сами французы положили начало тщательным археологическим исследованиям города: были брошены все силы на поиски памятников императорской эпохи. Был расчищен Форум.

В 1898 г. итальянский археолог Джакомо Бони приступил к серьезным раскопкам: один за другим снимались слои, покрывавшие древний Форум; добрались до самого первого слоя. Это был слой гравия, насыпанный в VI в до н.э. Дж.Бони обнаружил загадочные обломки и узнал в них Lapis Niger — Черный Камень, который упоминался многими римскими авторами. Lapis Niger получил название по облицовочным плитам черного мрамора каменной стелы с выбитым на ней текстом на архаичной латыни. Первые строки надписи, выполненной в VI в. до н.э., содержат недвусмысленное предостережение: «Если кто осквернит это место, то пусть будет отдан духам подземного мира; если кто загрязнит его нечистотами, то, по закону, должно царю лишить его имущества» [1]. Как полагают современные ученые, Lapis Niger знаменует то, что с самого своего возникновения Форум был священным и неприкосновенным местом, средоточием Рима.

Однако то, что не сделали до конца поколения варваров-завоевателей и грабителей, собирались сделать сами римляне. В 20-х годах XX века диктатор Бенито Муссолини провозгласил свой режим продолжением императорского Рима и приказал начать раскопки форумов Августа, Цезаря и Траяна. Однако все закончилось строительством «новой» улицы «Императорских Форумов» (Виа ден форм Империали). Масса автомобилей создавала грохотание транспорта по улицам вечного города. От вибраций и загазованности на ничем не защищенных памятниках появились заметные трещины, и в 1978 г. рухнули на землю остатки большой колонны, поставленной в честь императора-философа Марка Аврелия. С 1981 г. старые улицы Рима были перекрыты от транспорта. Постепенно исследователям удалось воссоздать действительный облик построек Вечного города.

В VIII в. до н.э. Римом называлась итальянская деревушка на Палатинском холме, состоявшая из хижин с соломенной кровлей.

За полтысячелетия эта деревушка превратилась в столицу государства, подчинившего себе большую часть Ближнего Востока, Северной Африки и Европы.

Рим, получивший имя в честь своего легендарного основателя Ромула, унаследовал традиции своих соседей — греков и этрусков. В то же время он породил и свою культуру, которая имела городской характер и отличалась большой утонченностью. Римское влияние охватило самые отдаленные имперские владения: повсюду выросли города из бетона и мрамора, и величавая столица словно отразилась во множестве зеркал.

Каков же путь Рима к величию?

Исследователи определили 8 периодов в развитии Рима:

753 — 509 гг. до н.э. — архаический период: основатель города Ро-мул создал сенат, избрав себе в советники 100 городских старейшин, или патрициев. Нума Помпилий — царь, правивший за Ромулом, — учредил ряд религиозных культов, приставил к ним жрецов, дал римлянам календарь. Его приемник Тулл Гостилий возвел Курию — здание для заседаний сената. Анк Марций, четвертый царь, перебросил через Тибр первый деревянный мост. Три следующих царя были этрусками. При них Рим начал процветать, были построены храмы Юпитера, Юноны, Минервы, трех божествен-' ных покровителей города. Таркавий I, первый этрусский царь, правил в течение 35 лет. Сменивший его Сервий Туллий был славен тем, что организовал большое войско и ввел в нем железную дисциплину.

509 — 264 гг. до н.э. — ранняя республика: в 509 г. до н.э. патриции свергли этрусского царя, Тарквиния Гордого, и положили начало республике. Упразднив царскую власть, они учредили консульскую должность: городом правили два консула, которых ежегодно переизбирали. В 445 г. до н. э. плебеи добились права заключать браки с патрициями, но в сенат их все еще не допускали. Они избирали собственный совет и своих народных трибунов. Рим устоял против натиска этрусков, а затем кельтов, разграбивших город в 390 г. до н.э., и заключил с другими городами Лация военный договор на случай других нападений. Опираясь на помощь союзников, Рим подчинил себе этрусков и кельтов, затем самнитов, после чего завладел греческими колониями в Южной Италии и на Сицилии.

264 — 146 гг. до н.э. — средняя республика: в 264 г. до н.э., подчинив себе весь Апенипскии полуостров, Рим начал первую из своих войн (Пунических) против североафриканского Карфагена, построив флот из 100 кораблей. Во Второй Пунической войне Рим нанес поражение Ганнибалу, блестящему карфагенскому полководцу. Третья Пуническая война принесла блестящую победу: в 146 г. до н. э. Рим уничтожил Карфаген.

Вслед за этим Рим пошел на восток: разграбил Сирию, Македонию и завладел западной частью эллинистического мира.

146 — 31 гг. до н.э. — поздняя республика: Рим утверждает свое владычество в Испании, Северной Африке, на Ближнем Востоке. Однако в самом Риме началось народное движение за земельную реформу, которое возглавили братья Гракхи. Движение было подавлено высшими слоями, и власть перешла в руки военных, чьим гербом стало изображение орла. Правление полководцев — это период диктатуры. Первый из диктаторов — Гай Марий — 7 раз избирался консулом. Он преобразовал римское войско в профессиональную армию с железной дисциплиной. Затем диктатором стал протеже Гая Мария — Сулла. За Суллой правил Помпеи Великий, завоевавший в 63 г. до н.э. Иерусалим. Помпея сменил его соперник Юлий Цезарь; убитый заговорщиками. Власть над Римом перешла к триумвирату союзников Цезаря.

31 г. до н.э. —68 г. н.э. — ранняя империя: между членами триумвирата — Марком Антонием, Эмилем Лепидом и Октавианом, приемным сыном Цезаря, — вспыхнула вражда, из которой победителем вышел Октавиан. Эта победа была увековечена на резной гемме. Октавиан назвал себя Августом, за ним правили 4 императора, его родственники. Одним из них был Клавдий, вторгшийся в 43 г. н.э. в Британию. Спустя 21 г. в Риме вспыхнул пожар. Правивший в ту пору Нерон отдал приказ преследовать христиан как виновников бедствия. В 66 г. в Иудее началось восстание против засилья римлян. Через 2 года Гольба, испанский легат, возглавил мятеж против Нерона. Нерон покончил с собой, а Гольба провозгласил себя императором.

68 — 235 гг. н.э. — расцвет империи: военачальники подняли гражданскую войну против Гольбы, которого и убили. Сделал это Отон, а его победил Вителлий. Но вернувшийся с войны в Иудее Веспасиан прибрал к рукам императорскую власть. В 70 г. его сын Тит захватил Иерусалим. Его сменил у власти брат Домициан. После него у власти были Траян и Адриан, а затем — династия Антонинов и Северов. В Риме воцарился период мира и благоденствия: империя достигала своих наибольших размеров. Римляне построили множество великолепных сооружений: термы Тита, амфитеатр Флавиев (Колизей), форум Траяна, Пантеон и термы Каракаллы.

235 — 305 гг. н.э. — закат империи: Рим зашатался под ударами двух бед — разложения изнутри и нападений извне. В 268 г. Афины, Коринф и Спарта были захвачены готами. Сильного правителя не было. Христиане вновь подвергались гонениями. Но императору Диоклетиану посредством реформ удалось водворить порядок.

Он решил, что власть должна принадлежать двум сильным вождям, поделив империю на восточную и западную части.

305 — 565 гг. н.э. — крах Запада: победив соперников, Константин Великий стал единоличным властелином. Он обратился в христианство и основал новую столицу — Константинополь. После его смерти в империи воцарилось двоевластие. В 363 г. персы захватили Месопотамию. Римские войска пытались сдержать натиск варваров с севера. В 410 г. Рим был разграблен готами во главе с Аларихом. Вандалы захватили Галлию и Испанию, основали свое королевство в Северной Африке (на месте прежнего Карфагена), а в 455 г. разграбили Рим. Гунны во главе с Аттилой угрожали Италии и Галлии, но затем отошли к Дунаю. Последний западный император Ромул Августул был низложен в 476 г., и Италией завладел король остготов Теодорих. Восточная империя просуществовала до 1453 г. [2].

2. Нетленная мечта Адриана — гражданина мира

От поместья Адриана в Тибуре (ныне Тиволи), к востоку от Рима, остались одни руины. Но даже сегодня захватывает дух от его величины и роскоши, от удивительной широты познаний императора в области зодчества и искусства.

По выражению одного историка, плодом стараний Адриана стала «трехмерная мечта» — необозримая цепочка жилых строений, храмов, театров, павильонов и других построек, живописно разбросанных среди чудесных садов, живительных фонтанов, декоративных прудов.

Проведя немало времени в Греции, в Северной Африке и на Ближнем Востоке, Адриан находился под сильным впечатлением от увиденного, испытав огромное влияние греческого искусства и греческой философии. Так, возле водоема, вытянутого наподобие канала, стояли копии знаменитых кариатид с храма Эрехтейона в Афинах, напоминавшие о любимой им Греции. Но Адриан не хотел слепо подражать чужим культурам, и, по сути, все здания, водоемы и сады вобрали в себя все представления умного и образованного человека о греко-римской культуре, изысканной и плодотворной.

Сегодня восстановлены фрагменты «покоев для гостей», некоторые водоемы, бассейны, которые обрамлялись статуями, в том числе изваяниями греческих богов Гермеса и Афины.

Адриан был одним из величайших путешественников в мире, он посетил 38 из 40 провинций, входивших в ту пору в состав Римской империи, встречался с местными подвластными ему царями в Малой Азии, Сирии, Египте, Северной Африке и Британии. Он усаживал за работу архитекторов, инженеров, ремесленников, ученых и чиновников, чтобы свершением благих дел добиться сотрудничества и доброжелательности самих жителей. Эти мастера возводили гавани, строили театры, библиотеки, стадионы, новые рынки и жилые кварталы, храмы, каналы и монетные дворы. О его намерениях говорят надписи на монетах: «Податель богатств миру», — говорится на одной; другая называет его «Восстановитель»; на третьей выбито — «Порядок».

Прекрасные города, раскинувшиеся от Малой Азии до Египта и до территории нынешнего Марокко, имели некогда основное имя — Рим. Иные из них были стерты за столетия с лица земли или погребены под строениями новых городов, выросших на их месте. Многие сохранились, но как бы раздваивались: бок о бок с современным городом живет его двойник, его призрак, полный образов красоты и величия.

А в казну Рима, этого вечного города, стекались из завоеванных провинций подати, урожаи полей и садов, изделия ремесел, груды золота и серебра. Как же возникла эта империя, по просторам которой так любил разъезжать Адриан?

«Римлянин! Ты научись народами править державно!» — заповедовал в I в. до н.э. Вергилий в своей поэме «Энеида», воспевший легендарные истоки Рима. Все началось с падения Трои: благочестивый герой Эней, спасая своих отца и сына, покидает объятый пламенем город и пускается в плавание, дабы основать новый город.

«В этом искусство твое — налагать условия мира, милость покорным являть и смирять войною надменных!» Если именно в этом заключалась судьба Рима, то путь к этому был долог. В 500 г. до н.э. владения Рима составляла территория всего в 906 км2. К 260 г. до н.э., после войны с итальянскими племенами и с греками, римляне расширили свои земли до 26 тыс. км2. Спустя два столетия римляне подчинили себе весь полуостров. Но и всей Италии Риму показалось мало: римляне выступили против карфагенян — наследников великой Финикийской державы, захватили Сицилию, затем Корсику и Сардинию, позднее Испанию и, наконец, в 146 г до н.э. — исконные земли Карфагена па северном побережье Африки. Очередной приток рабов и воинов, податей и налогов возбуждал аппетиты Рима, и наступила очередь Македонии, Сирии и Египта — трех крупнейших царств, образовавшихся при распаде державы Александра Македонского — в период между 146 и 39 гг. до н.э. Рим их все подчинил.

Царства в Малой Азии и Левант, острова Кипр и Крит попали под римское владычество. На западе и на севере дрогнули племена, населявшие Галлию, Германию и Британию. При Адриане империя Рим имела территорию в 5 млн км2. Мир, который поглотил Рим, был сложен и многолик: у западных и северных пределов обитали племена, не знавшие грамоты, бывшие карфагенские земли населяли пунийцы и берберы, имевшие собственную культуру, а в эллинизированных странах на востоке, некогда завоеванных Александром Македонским, существовали высокоразвитые цивилизации.

Это разнообразие Рим учел: на западе, где обитали воинственные племена, римляне установили жесткий надзор, а где сила была не нужна, хватило и мягкого режима. Так, после завоевания Средизеноморья римские легионеры там почти не показывались.

Рим Адриана во многом зависел от провинций, поставлявших его праздным жителям оливковое масло, плоды и вина, мрамор, драгоценные металлы, гранит, древесину, меха, страусиные перья и многое другое.

В 130 г. н.э. император Адриан совершил путешествие по Египту, посетил город Александрию, чье великолепие способно было затмить даже Рим, и Фивы, древнюю столицу Египта. Много чудес увидел Адриан, но больше всего его воображение поразили две огромные гранитные статуи — так называемые колоссы Меленона (на самом деле фараона Аменхотепа II), которым уже в эпоху Адриана исполнилось почти полторы тысячи лет. Египет не только обеспечивал римлян зерном, но имел притягательную привлекательность: почитанием пользовались и египетские божества Серапис и Исида, римляне охотно пополняли свой пантеон и другими чужеземными богами. Часто и провинции шли на сближение с римскими богами Юпитером, Вакхом, Венерой и Меркурием, которым воздвигали огромные и красивые храмы.

Если взглянуть на очертания Британии с большой высоты, она покажется причудливым зверем, чью шею обвил огромный каменный змей. Эта диковинная рептилия — знаменитая стена Адриана, которую он приказал возвести в 122 г. н.э. Протянулась она на 117,5 км — от устья Тайна до Ирландского моря. Некогда она соединяла целую цепь крепостей, сторожевых башен и ворот и являлась северной границей римского государства, ограждая его от набегов непокорных кельтов и пиктов, живших на севере острова. Такое колоссальное сооружение было воплощением политики Адриана: ему хотелось, чтобы пределы его империи были четко обозначены. Высота стены достигала 4,5 м, толщина се составляла от 1,8 до 3 м, с севера у ее основания находился ров шириной около 8 м. и глубиной в 3 м. Одолеть преграду высотой в 9,5 м, считая от дна рва до вершины стены с парапетами было практически сложно. Через 0,5 км в стену была встроена дозорная башня, а через каждые 1,5 км стояли укрепления со своим зданием штаба, домом начальника, лечебницей, крытой шифером казармой, амбарами, мастерскими и конюшнями, банями с центральным отоплением и водопроводом.

Инструментом, ковавшим Римскую империю, было войско, не похожее на все прежние. Оно состояло целиком из профессионалов, получавших регулярное жалованье и обученное как разрушать, так и строить. Каждый легион представлял собой отлаженный боевой механизм, состоявший из тяжело- и легковооруженной пехоты и конницы. Войска применяли артиллерию — метали большие камни на 730 м — и катапульты — огромные самострелы с двойным рычагом на пружинной силе, выбрасывавшие дождь железных стрел на 275 м и дальше. Легион передвигался с поразительной скоростью, а достигнув вражеской крепости, превращал ее в груду камней.

Но тот же легион мог вырубать лес, осушать болота, рыть каналы, строить отличные дороги, мосты, крепости, водопроводы, плотины, порты и целые города. Так, британские низменности, где прежде пролегали лишь ухабистые узкие тропинки, теперь пересекали новые дороги — мощеные и идеально прямые. Все они брали начало в Лондинии; эта убогая деревушка на глазах превращалась в административную столицу острова. Дороги, уходившие на север, тянулись на 500 с лишним километров.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных