ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тертуллиан, Ориген и другие
В начале III века мы находим документы, написанные совершенно определенно в рамках учения о триединстве. На самой ранней стадии развития учения о триединстве наибольшее влияние на это учение оказал Тертуллиан – первый из известнейших богословов, писавший труды на латыни. Второй влиятельной личностью был Ориген, который распространял триединство на Востоке, как Тертуллиан на Западе. За ними следуют многие авторы, которые так или иначе поддерживали учение о триединстве. В этой главе мы проанализируем учение о Боге, которое изложено в трудах этих первых сторонников триединства. Тертуллиан
Тертуллиан (150-225 гг.) был юристом и оратором. Приняв христианство в среднем возрасте, он вскоре стал пресвитером поместной церкви в Карфагене (Северная Африка). Обычно его называют основателем Западного богословия[59]. Он был первым автором, который заговорил о Боге как о Троице, как о трех личностях в единой сущности[60]. Примерно в 207 г. Тертуллиан присоединился к монтанистам – раскольнической группе, которая была отлучена от Церкви, поэтому Тертуллиан сильно критиковал Церквь. Работа Против Праксея, известная критикой модализма и защитой учения о триединстве, была написана значительно позже этого времени. Современные богословы считают, что она была написана в 213 году. Очевидно, Тертуллиан начал с бинитаризма (вера в двух личностей Божества), как и многие греческие апологеты. Его ранняя работа О молитве говорит об Иисусе Христе как о "Духе Слова" и "Духе Бога" (1). Даже в своем сочинении Против Праксея он отождествляет Дух Святой (Лук. 1:35) со Словом (26). И хотя в этой работе Дух Святой называется третьей личностью, этому вопросу в ней уделяется мало внимания. Монтанисты придавали большое значение действию Духа. Хотя Ипполит и другие говорили, что некоторые из них (возможно, что все), были сначала модалистами, Ярослав Пеликан утверждает, что это внимание к действию Духа Святого оказало большое влияние на учение Тертуллиана о Троице. Пеликан пишет: "Монтанизм научил Тертуллиана больше думать об Утешителе как о личности, так что позднее он пришел к более метафизическому учению о Троице... Большое влияние Тертуллиана на последующую дискуссию о триединстве означало, что в то время, как некоторые монтанисты придерживались примитивного представления о Троице, которое разделяли и другие христиане, монтанизм помог Тертуллиану в его озарениях, благодаря которым церковь впоследствии вышла на более высокую стадию развития и определения учения о Троице"[61]. В то же время Пеликан признавал, что Тертуллиан, возможно, изменил монтанизм в той же степени, как и монтанизм изменил Тертуллиана, несмотря на то, что он жил спустя два поколения после возникновения этого учения[62]. В своей книге Против Ермогена Тертуллиан писал, что Бог изначально существовал один. Он не был еще Отцом, так как не существовало Сына (3). Сын, Который есть Слово и Премудрость, был "рожден и сотворен" Отцом, Который, следовательно, старше, сильнее и могущественнее, чем Он (18). Более четко своё учение о триединстве Тертуллиан изложил в работе Против Праксея. Бог есть "Троица", которая состоит из "трех Личностей" – Отца, Сына и Святого Духа (2). Бог является "только одной сущностью в трех согласующихся и нераздельных (Личностях)" (12). Таким образом, три "сущности" являются Богом, но Бог только один (13). Тертуллиан подчеркивает, что Отец и Сын – "две отдельные Личности" (4), "две разные Сущности" (4), "отличающиеся, но неразделимые" (11). Сын "отличается" от Отца "Личностью, а не Сущностью – способом отличить, а не разделить" (12). Хотя Тертуллиан и говорил об одной сущности, его примеры свидетельствуют о том, что Сын находится в подчинении Отцу, а Дух Святой подчиняется Им обоим. Он сравнивает Троицу с корнем, деревом и плодом; с солнцем, лучом и вершиной луча; с фонтаном, рекой и течением. "Троица, проистекая от Отца, совсем не нарушает Монархии (единовластия Бога), но наоборот поддерживает состояние домостроительства [трех личностей]" (8). Сын и Дух "занимают только второе и третье места, отведенные для них" (3). Оба, как Сын, так и Отец, могут называться Богом, но когда обращаешься к Ним обоим, то Первого следует называть Богом, а Второго – Господом. Например, "я мог бы назвать "солнцем" даже солнечный луч. Но если я говорю о солнце, которое испускает лучи, то я, конечно, должен перестать называть солнцем просто луч. Ибо я не создаю двух солнц, а считаю солнце и его луч двумя составляющими и двумя формами одной сущности, которые вместе представляют собой единство, подобно как Бог и Его Слово, как Отец и Сын" (13). "Отец представляет собой полноту сущности, а Сын является частью целого... Отец... больше Сына" (9). Сын – просто "часть всего Божества" (26). Отвечая модалистам, которые говорили, что его учение членит Божию сущность, Тертуллиан учил, что даже ангелы "являются естественными частицами сущности Отца". И если их существование не разрушает Божию цельность, то тем более её не разрушит существование Сына и Духа Святого (3). Эта позиция ставит Сына и Святого Духа в положение более низкое по отношению к Отцу и приводит к троебожию. Как и греческие апологеты до него, Тертуллиан утверждал, что первоначально Слово было безличностно присуще Богу, но стало отдельной личностью в определенный момент времени, когда было рождено. "Прежде всех творений существовал один Бог... Но и тогда Он был не один, ибо с Ним пребывало то, что принадлежит Ему, то есть Его Собственный Разум... Бог не имел Слова от начала, но Он имел Разум даже прежде начала... Ибо тогда Бог еще не посылал Своего Слова, Он имел Слово в Себе" (5). Тертуллиан относит момент рождения Слова к месту из Библии Бытие 1:3. "Слово также приобрело Свою собственную форму и славу, Свой голос и Свою речь, когда Бог сказал: "да будет свет". Это есть совершенное происхождение Слова, Которое изошло от Бога, сначала Им создано... а потом рождено" (7). Ясно, что Тертуллиан впервые сказал о различиях между личностями Троицы. Он также утверждал, что эти различия придут к своему концу, как сказано об этом, согласно его толкованиям, в Первом Послании к Коринфянам 15:24-25: "Монархия... остается такой же твердой и непоколебимой в своем состоянии, несмотря на введение в неё Троицы, а Сын должен действительно возвратить единоличную власть в полном объеме снова Отцу" (4). В ответ на возражения Тертуллиан объяснял, что когда Бог, согласно книге Исайи 44:6, говорил, что кроме Него нет Бога, то имел в виду идолов и поклонение им; то есть Бог подразумевал: "Кроме Меня нет никого, за исключением Моего Сына" (18). Так и в Исайи 44:24 имеется в виду, что Он распростер небеса "один со Своим Сыном", или "Сын один распростер небеса, потому что Он один управлял работой Отца" (19). Тертуллиан учил троекратному погружению в воду с произнесением трех имен Троицы, таким образом став первым, кто применил слова из Евангелия от Матфея 28:19 в качестве точной формулы крещения и как доказательство учения о триединстве. Мы должны "крестить во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, а не в какого-то безличного Бога. И не единожды только, но три раза погружать, так чтобы каждое погружение было в одно лицо, названное по имени" (26). Климент и Ориген
Климент Александрийский (умер до 216 г.) и его ученик Ориген (185-254) были пресвитерами поместной церкви в Александрии и учителями богословской школы для обращенных. Пантен – философ-стоик, принявший христианство, был первым из известных управляющих этой школы. Он придерживался взглядов Климента и Оригена. Климент и Ориген были не просто заведующими[63] местного богословского учебного заведения, но главными представителями Александрийской богословской школы. Как объясняет Хейк, "Александрийская школа явилась продолжением того учения, которое основал Филон и греческие апологеты. Эта школа ознаменовала собой первое внутренне гармоничное соединение библейского откровения и философской мысли"[64]. Александрийская школа характеризовалась следующим: знаниям в ней уделялось больше внимания, чем вере; толкование Священного Писания было чрезмерно аллегорическим; основой обучения было учение о Логосе. Такую богословскую систему часто называют христианским гностицизмом. Климент, будучи языческим философом до своего обращения и став основателем Александрийской системы богословия, включил множество языческих идей в своё вероучение. Его учение о Боге похоже на учение греческих апологетов. Он говорил о Слове и Духе, но не проводил личностных различий. Первоначально Слово "было в Боге". Слово сотворило нас и позже явилось Само во Христе (Увещание к язычникам, 1). В работе Педагог Слово отождествляется с Духом, Иисус называется "Духом и Словом;... Словом Бога; Духом, ставшим плотью" (1:6). Далее, однако, следует молитва, в которой воздается благодарность "единому Отцу и Сыну, Сыну и Отцу, Сыну, Педагогу и Учителю с Духом Святым, Который всё в Одном" (3:12)[65]. В работе Строматы он кратко упоминает о том, что Платон писал о "святой Троице" или о триаде, а именно, о Духе Святом, Отце и Сыне (5:14). В этой работе он называет Сына "вневременным и несотворенным Первым Законом, Началом бытия... от Которого мы должны узнать о Первопричине, Отце вселенной, о самом древнем и самом милостивом из всех" (7:1). Там же Сын отождествляется со Словом Отца и Его Премудростью (7:2). Фрагменты из Кассиодора говорят о вечном существовании Сына (3), хотя сам Кассиодор, компилятор VI века, помечает, что он свободно корректировал текст Климента. Ориген был самым влиятельным представителем Александрийской школы. Он был первым и самым ярым защитником триединства на Востоке, в то время как Тертуллиан защищал триединство на Западе. Ориген выступал также против модализма. Пеликан говорит о нем как о первом, кто развил учение о триединстве, включающее понятие Логос/Сын, отодвинув Тертуллиана и Новациана на второе место по значению[66]. Ориген учил целому ряду странных положений, полученных в результате размышлений и заимствованных из греческой философии, например: предсуществование душ, апокатастасис[67], спасение сатаны и непрекращающееся творение[68]. Хотя он обычно объяснял Писание иносказательно, стих из Евангелия от Матфея 19:12 он понял буквально и оскопил себя. Из-за своих еретических взглядов Ориген был отлучен от Церкви Собором под председательством епископа Димитрия в 231 г., а позже официально был предан анафеме Соборами в 543 и 553 гг., хотя его взгляды продолжали быть популярными в некоторых церквах. Согласно его основной фундаментальной работе О началах, Апостолы учили, что "существует только один Бог", что Иисус "был рожден Отцом прежде всех творений", и что "Дух Святой имеет славу и достоинство Отца и Сына". Но непонятно, является ли Дух рожденным или присущим Отцу, является ли он Сыном Божьим или нет" (предисловие:2). Ориген был первым автором, который сформулировал учение о вечной Троице. Он учил, что Сын был вечным (1:2:2), что Сын был вечно рождаем Отцом (1:2:4) и что Дух Святой тоже был вечным (1:3:4; 4:1:28). Он также практиковал крещение во имя Троицы (1:3:2). Некоторыми высказываниями Ориген приближался к учению о равенстве личностей, говоря, что "ничто в Троице не может быть больше или меньше" (1:3:7). Но в то же самое время он говорит о том, что Сын был вечно создан Отцом (1:2:1) и подчинен Ему (3:5:6-7). Он называет Отца источником, а Сына – Его образом (1:2:5-6). В работе Толкование на Евангелие святого Иоанна Ориген подчинил Сына Отцу, а Духа Сыну, используя язык тритеизма (троебожия). "Бог Слово представляет собой отдельное существо и имеет Свою сущность" (1:23). Один Отец является "Богом" (ho theos); Сын является просто "богом" (theos – без артикля), то есть богом вторичным или родственным. "Бог с одной стороны является истинным Богом (autotheos – Бог в Себе)... и... всё, что за пределами истинного Бога является сотворенным богом, имея часть в Его Божестве, и Его не следует называть истинным Богом (ho theos – с артиклем), но скорее богом (theos – без артикля). Итак, Первородный из всех творений, Который Первым пребывает с Богом и принимает на Себя Его Божество, является творением большего ранга, чем все другие боги – Он является Богом, в Котором пребывает Бог" (2:2). "Отец [является] истинным Богом, но... все другие творения вне истинного Бога стали богами, имея часть в Нем... Отец – источник Божества, Сын – Разума... Был Бог (ho theos – с артиклем) и бог (theos – без артикля), а также боги двух уровней; во главе самого высокого уровня находится Бог Слово, Который выходит на уровень Бога вселенной. Аналогично, был Логос (с артиклем) и логос (без артикля), которые полностью соответствуют Богу (с артиклем) и богу (без артикля); и Логос – двух степеней" (2:3). "Поэтому мы считаем, что существуют три ипостаси [личности]: Отец, Сын и Дух Святой, в то же время веря, что никого из них нельзя назвать "несозданным", кроме Отца... Святой Дух величествен и первый среди сотворенных Отцом через Иисуса Христа... Дух Святой нуждается в Сыне, чтобы служить Ему в Его сущности, чтобы дать Ему возможность не только существовать, но и быть мудрым, и благотворящим, и справедливым" (2:6). В работе Против Цельса Ориген называет Сына "самым древним из всех творений" (5:37) и "вторым Богом" (5:39). Более того, он считает Сына "менее достойным, чем Отец" (8:15). Ориген выступал против того, что многие христиане молились прямо Иисусу Христу. Поэтому в работе О молитве он наставлял верующих, чтобы они не обращались в молитве непосредственно к Сыну, но "к Отцу через Сына в Духе Святом" (15, 16)[69]. Ипполит
Ипполит (умер в 236 г.) был учеником Иринея, хотя его учение о Боге напоминает более учение Тертуллиана, а не учение Иринея. Он резко осуждал учителя модалистов Ноэта и выступал против римских епископов Зефирина и Каллиста, обвиняя их в модализме и тем самым подрывая их репутацию. Он был отлучен Каллистом и возглавил небольшую, находящуюся в оппозиции к Каллисту, церковь около Рима. Согласно терминологии Римской Католической Церкви, он считается первым антипапой. В сочинении Против ереси некоего Ноэта Ипполит учил о Троице (triados) единого Бога (14), в которой Сын и Дух находятся в подчинении Отцу. Говоря о Сыне и Отце, он приводил разные аналогии: он говорил о воде, вытекающей из фонтана; о луче света, исходящем из солнца. "Есть только одна Сила, исходящая от Всего; Отец и есть это Всё, от Которого исходит Сила, Слово" (11). "Отец повелевает, Сын подчиняется, а Дух Святой дает разумение" (14). Необычным для учения о триединстве является то, что он признавал некоторое отличие между "Словом" и "Сыном": "Слово не существовало до воплощения совершенного, первородного Сына, хотя Он и является совершенным Словом, но только уже рожденным" (15). Видимо, к таким рассуждениям его привели споры с модалистами, которые утверждали, что название "Сын" связано с воплощением. В Обличении всех ересей Ипполит учил тому, что Логос был рожден в определенный момент времени. "Первый и единственный (один Бог), Творец и Господь всего, не имел Себе равных... Но Он – единственно Тот, Который Сам в Себе" (10:28). "Это отдельное и верховное Божество действием мысли вызвало к жизни сначала Логос,... который был задуман и пребывал в Божественном сознании" (10:29). Затем при сотворении мира Логос стал соработником (10:29).
Новациан
Последователь триединства Новациан Римский (умер в 257 г.) был яростным противником Савеллия и влиятельным создателем учения о триединстве. Он был отлучен от Церкви Корнилием, епископом Рима, за учение о том, что не может быть прощения за некоторые грехи, совершенные после водного крещения. Новациан возглавил большую группу раскольников[70]. По терминологии Римской Католической Церкви он был вторым антипапой. Его трактат О Троице подтверждает Божество Иисуса и учит, что Слово представляет собой вторую подчиненную личность, рожденную в определенный момент времени. "Бог Отец, Создатель и Творец всего, не имеющий начала, невидимый, непознаваемый, бесконечный и вечный – Он один есть Бог... от Которого, когда Он пожелал, родился Сын – Слово... Он, будучи рожденным Отцом, всегда пребывает в Отце. Поэтому я всегда говорю, что могу доказать, что Он был рожден" (31). "Слово менее значимо, чем Отец" (27).
Киприан
Киприан (умер в 258 г.), ученик Тертуллиана, стал епископом в Карфагене (Северная Африка) через два года после своего крещения и находился на своем посту в течение 10 лет до момента своего мученичества. Он учил своеобразному триединству, говоря, что "три есть одно" (Юбаяну, Послания, 72:12). В противовес Стефану, епископу Римскому, он утверждал, что крещение, совершаемое в "еретических" церквах (то есть в церквах, которые отказались подчиняться законно избранному епископу Рима), было недействительным. В некоторых (из этих отколовшихся) церквах практиковали крещение, согласно учению о триединстве (74:9,11). В других крестили во имя Иисуса Христа, но Киприан противостоял такой практике, как противоречащей триединству. Он утверждал, что евреи правильно делали, когда принимали крещение "во имя Иисуса Христа", как наставлял Петр в Деяниях Апостолов 2:38, потому что они уже познали Бога как Отца (72:17), тогда как язычники не признавали Отца и поэтому должны быть крещены во имя "полной и единой Троицы", согласно Евангелию от Матфея 28:19" (72:18). Он обвинял еретиков за то, что они не должным образом чтят "имя Отца" (72:19). Создается впечатление, что Киприан не уделял особого внимания Святому Духу. В переписке Киприана сохранилось письмо от Корнилия, епископа Римского, говорящее о людях, которые присоединились к его церкви и исповедовали "одного Бога... одного Христа Господа... и одного Святого Духа" (45:2). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|