Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тертуллиан, Ориген и другие




 

В начале III века мы находим документы, написанные со­вершенно определенно в рамках учения о триединстве. На самой ранней стадии развития учения о триединстве наибольшее влия­ние на это учение оказал Тертуллиан – первый из известнейших богословов, писавший труды на латыни. Второй влиятельной личностью был Ориген, который распространял триединство на Востоке, как Тертуллиан на Западе. За ними следуют многие ав­торы, которые так или иначе поддерживали учение о триединст­ве. В этой главе мы проанализируем учение о Боге, которое из­ложено в трудах этих первых сторонников триединства.

Тертуллиан

 

Тертуллиан (150-225 гг.) был юристом и оратором. Приняв христианство в среднем возрасте, он вскоре стал пресвитером поместной церкви в Карфагене (Северная Африка). Обычно его называют основателем Западного богословия[59]. Он был первым автором, который заговорил о Боге как о Троице, как о трех личностях в единой сущности[60].

Примерно в 207 г. Тертуллиан присоединился к монтанистам – раскольнической группе, которая была отлучена от Церк­ви, поэтому Тертуллиан сильно критиковал Церквь. Работа Против Праксея, известная критикой модализма и защитой уче­ния о триединстве, была написана значительно позже этого вре­мени. Современные богословы считают, что она была написана в 213 году.

Очевидно, Тертуллиан начал с бинитаризма (вера в двух личностей Божества), как и многие греческие апологеты. Его ранняя работа О молитве говорит об Иисусе Христе как о "Духе Слова" и "Духе Бога" (1). Даже в своем сочинении Против Праксея он отождествляет Дух Святой (Лук. 1:35) со Словом (26). И хотя в этой работе Дух Святой называется третьей личностью, этому вопросу в ней уделяется мало внимания.

Монтанисты придавали большое значение действию Духа. Хотя Ипполит и другие говорили, что некоторые из них (возможно, что все), были сначала модалистами, Ярослав Пели­кан утверждает, что это внимание к действию Духа Святого ока­зало большое влияние на учение Тертуллиана о Троице. Пеликан пишет:

"Монтанизм научил Тертуллиана больше думать об Уте­шителе как о личности, так что позднее он пришел к более ме­тафизическому учению о Троице... Большое влияние Тертуллиа­на на последующую дискуссию о триединстве означало, что в то время, как некоторые монтанисты придерживались примитивно­го представления о Троице, которое разделяли и другие хри­стиане, монтанизм помог Тертуллиану в его озарениях, благода­ря которым церковь впоследствии вышла на более высокую стадию развития и определения учения о Троице"[61].

В то же время Пеликан признавал, что Тертуллиан, воз­можно, изменил монтанизм в той же степени, как и монтанизм изменил Тертуллиана, несмотря на то, что он жил спустя два поколения после возникновения этого учения[62].

В своей книге Против Ермогена Тертуллиан писал, что Бог изначально суще­ствовал один. Он не был еще Отцом, так как не существовало Сына (3). Сын, Который есть Слово и Премудрость, был "рожден и сотворен" Отцом, Который, следовательно, старше, сильнее и могущественнее, чем Он (18).

Более четко своё учение о триединстве Тертуллиан изло­жил в работе Против Праксея. Бог есть "Троица", которая со­стоит из "трех Личностей" – Отца, Сына и Святого Духа (2). Бог являет­ся "только одной сущностью в трех согласующихся и нераздельных (Личностях)" (12). Таким образом, три "сущности" являются Богом, но Бог только один (13).

Тертуллиан подчеркивает, что Отец и Сын – "две отдельные Личности" (4), "две разные Сущности" (4), "отличающиеся, но неразделимые" (11). Сын "отличается" от Отца "Личностью, а не Сущностью – способом отличить, а не разделить" (12).

Хотя Тертуллиан и говорил об одной сущности, его при­меры свидетельствуют о том, что Сын находится в подчинении Отцу, а Дух Святой подчиняется Им обоим. Он сравнивает Трои­цу с корнем, деревом и плодом; с солнцем, лучом и вершиной луча; с фонтаном, рекой и течением. "Троица, проистекая от От­ца, совсем не нарушает Монархии (единовластия Бога), но наоборот поддерживает состояние домостроительства [трех личностей]" (8). Сын и Дух "занимают только второе и третье места, отведенные для них" (3).

Оба, как Сын, так и Отец, могут называться Богом, но когда обращаешься к Ним обоим, то Первого следует называть Богом, а Второго – Господом. Например, "я мог бы назвать "солнцем" даже солнечный луч. Но если я говорю о солнце, которое испус­кает лучи, то я, конечно, должен перестать называть солнцем просто луч. Ибо я не создаю двух солнц, а считаю солнце и его луч двумя составляющими и двумя формами одной сущности, которые вместе представляют собой единство, подобно как Бог и Его Слово, как Отец и Сын" (13). "Отец представляет собой полноту сущности, а Сын является частью целого... Отец... больше Сына" (9). Сын – просто "часть всего Божества" (26).

Отвечая модалистам, которые говорили, что его учение членит Божию сущность, Тертуллиан учил, что даже ангелы "являются естественными частицами сущности Отца". И если их существование не разрушает Божию цельность, то тем более её не разрушит существование Сына и Духа Святого (3). Эта пози­ция ставит Сына и Святого Духа в положение более низкое по отношению к Отцу и приводит к троебожию.

Как и греческие апологеты до него, Тертуллиан утверждал, что первоначально Слово было безличностно присуще Богу, но стало отдельной личностью в определенный момент времени, когда было рождено. "Прежде всех творений существовал один Бог... Но и тогда Он был не один, ибо с Ним пребывало то, что принадлежит Ему, то есть Его Собственный Разум... Бог не имел Слова от начала, но Он имел Разум даже прежде начала... Ибо тогда Бог еще не посылал Своего Слова, Он имел Слово в Себе" (5). Тертуллиан относит момент рождения Слова к месту из Библии Бытие 1:3. "Слово также приобрело Свою собственную форму и славу, Свой голос и Свою речь, когда Бог сказал: "да будет свет". Это есть совершенное происхождение Слова, Кото­рое изошло от Бога, сначала Им создано... а потом рождено" (7).

Ясно, что Тертуллиан впервые сказал о различиях между личностями Троицы. Он также утверждал, что эти различия придут к своему концу, как сказано об этом, согласно его толко­ваниям, в Первом Послании к Коринфянам 15:24-25: "Монархия... остается такой же твердой и непоколебимой в сво­ем состоянии, несмотря на введение в неё Троицы, а Сын дол­жен действительно возвратить единоличную власть в полном объе­ме снова Отцу" (4).

В ответ на возражения Тертуллиан объяснял, что когда Бог, согласно книге Исайи 44:6, говорил, что кроме Него нет Бога, то имел в виду идолов и поклонение им; то есть Бог подразумевал: "Кроме Меня нет никого, за исключением Моего Сына" (18). Так и в Исайи 44:24 имеется в виду, что Он распро­стер небеса "один со Своим Сыном", или "Сын один распростер небеса, потому что Он один управлял работой Отца" (19).

Тертуллиан учил троекратному погружению в воду с произне­сением трех имен Троицы, таким образом став первым, кто при­менил слова из Евангелия от Матфея 28:19 в качестве точной формулы крещения и как доказательство учения о триединстве. Мы должны "крестить во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, а не в какого-то безличного Бога. И не единожды только, но три раза по­гружать, так чтобы каждое погружение было в одно лицо, на­званное по имени" (26).

Климент и Ориген

 

Климент Александрийский (умер до 216 г.) и его ученик Ориген (185-254) были пресвитерами поместной церкви в Алек­сандрии и учителями богословской школы для обращенных. Пантен – философ-стоик, принявший христианство, был первым из известных управляющих этой школы. Он придерживался взглядов Климента и Оригена.

Климент и Ориген были не просто заведующими[63] местного богословского учебного заведения, но главными представителя­ми Александрийской богословской школы. Как объясняет Хейк, "Александрийская школа явилась продолжением того учения, которое основал Филон и греческие апологеты. Эта школа оз­наменовала собой первое внутренне гармоничное соедине­ние библейского откровения и философской мысли"[64]. Александрийская школа характеризовалась следующим: знаниям в ней уделялось больше внимания, чем вере; толкование Священного Писания было чрезмерно аллегорическим; основой обучения было учение о Логосе. Такую богословскую систему часто назы­вают христианским гностицизмом.

Климент, будучи языческим философом до своего обраще­ния и став основателем Александрийской системы богословия, включил множество языческих идей в своё вероучение. Его уче­ние о Боге похоже на учение греческих апологетов. Он говорил о Слове и Духе, но не проводил личностных различий.

Первоначально Слово "было в Боге". Слово сотворило нас и позже явилось Само во Христе (Увещание к язычникам, 1). В работе Педагог Слово отождествляется с Духом, Иисус назы­вается "Духом и Словом; ... Словом Бога; Духом, ставшим пло­тью" (1:6). Далее, однако, следует молитва, в которой воздается благодарность "единому Отцу и Сыну, Сыну и Отцу, Сыну, Педагогу и Учителю с Духом Святым, Который всё в Одном" (3:12)[65].

В работе Строматы он кратко упоминает о том, что Платон пи­сал о "святой Троице" или о триаде, а именно, о Духе Святом, Отце и Сыне (5:14). В этой работе он называет Сына "вневременным и несотворенным Первым Законом, Началом бытия... от Которого мы должны узнать о Первопричине, Отце вселенной, о самом древнем и самом милостивом из всех" (7:1). Там же Сын отождествляется со Словом Отца и Его Премудростью (7:2).

Фрагменты из Кассиодора говорят о вечном существовании Сына (3), хотя сам Кассиодор, компилятор VI века, помечает, что он свободно корректировал текст Климента.

Ориген был самым влиятельным представителем Александ­рийской школы. Он был первым и самым ярым защитником триединства на Востоке, в то время как Тертуллиан защищал триединство на Западе. Ориген выступал также против модализма. Пеликан говорит о нем как о первом, кто развил учение о триединстве, включающее понятие Логос/Сын, отодвинув Тертуллиана и Новациана на второе место по значению[66].

Ориген учил целому ряду странных положений, получен­ных в результате размышлений и заимствованных из греческой философии, например: предсуществование душ, апокатастасис[67], спасе­ние сатаны и непрекращающееся творение[68]. Хотя он обычно объяснял Писа­ние иносказательно, стих из Евангелия от Матфея 19:12 он понял буквально и оскопил себя. Из-за своих еретических взглядов Ориген был отлучен от Церкви Собором под председательством епископа Димитрия в 231 г., а позже официально был предан анафеме Соборами в 543 и 553 гг., хотя его взгляды продолжали быть популярными в некото­рых церквах.

Согласно его основной фундаментальной работе О началах, Апостолы учили, что "существует только один Бог", что Иисус "был рожден Отцом прежде всех творений", и что "Дух Святой имеет славу и достоинство Отца и Сына". Но непонятно, является ли Дух рожденным или присущим Отцу, является ли он Сыном Божьим или нет" (предисловие:2).

Ориген был первым автором, который сформулировал учение о вечной Троице. Он учил, что Сын был вечным (1:2:2), что Сын был вечно рождаем Отцом (1:2:4) и что Дух Святой тоже был вечным (1:3:4; 4:1:28). Он также практиковал крещение во имя Троицы (1:3:2).

Некоторыми высказываниями Ориген приближался к уче­нию о равенстве личностей, говоря, что "ничто в Троице не может быть больше или меньше" (1:3:7). Но в то же самое время он го­ворит о том, что Сын был вечно создан Отцом (1:2:1) и подчи­нен Ему (3:5:6-7). Он называет Отца источником, а Сына – Его образом (1:2:5-6).

В работе Толкование на Евангелие святого Иоанна Ориген подчинил Сына Отцу, а Духа Сыну, используя язык тритеизма (троебожия). "Бог Слово представляет собой отдельное существо и имеет Свою сущность" (1:23). Один Отец является "Богом" (ho theos); Сын является просто "богом" (theos – без артикля), то есть богом вторичным или родственным. "Бог с одной стороны является истинным Богом (autotheos – Бог в Себе)... и... всё, что за пределами истинного Бога является сотворенным богом, имея часть в Его Божестве, и Его не следует называть истинным Богом (ho theos – с артиклем), но скорее богом (theos – без ар­тикля). Итак, Первородный из всех творений, Который Первым пребывает с Богом и принимает на Себя Его Божество, является творением большего ранга, чем все другие боги – Он является Богом, в Котором пребывает Бог" (2:2).

"Отец [является] истинным Богом, но... все другие творения вне истинного Бога стали богами, имея часть в Нем... Отец – источник Божества, Сын – Разума... Был Бог (ho theos – с артиклем) и бог (theos – без артикля), а также боги двух уровней; во главе самого высокого уровня находится Бог Слово, Который выходит на уровень Бога вселенной. Аналогично, был Логос (с артиклем) и логос (без артикля), которые полностью соответствуют Богу (с артиклем) и богу (без артикля); и Логос – двух степеней" (2:3).

"Поэтому мы считаем, что существуют три ипостаси [личности]: Отец, Сын и Дух Святой, в то же время веря, что никого из них нельзя назвать "несозданным", кроме Отца... Святой Дух вели­чествен и первый среди сотворенных Отцом через Иисуса Христа... Дух Святой нуждается в Сыне, чтобы служить Ему в Его сущности, чтобы дать Ему возможность не только существо­вать, но и быть мудрым, и благотворящим, и справедливым" (2:6).

В работе Против Цельса Ориген называет Сына "самым древним из всех творений" (5:37) и "вторым Богом" (5:39). Более того, он считает Сына "менее достойным, чем Отец" (8:15).

Ориген выступал против того, что многие христиане моли­лись прямо Иисусу Христу. Поэтому в работе О молитве он на­ставлял верующих, чтобы они не обращались в молитве непо­средственно к Сыну, но "к Отцу через Сына в Духе Святом" (15, 16)[69].

Ипполит

 

Ипполит (умер в 236 г.) был учеником Иринея, хотя его учение о Боге напоминает более учение Тертуллиана, а не учение Иринея. Он резко осуждал учителя модалистов Ноэта и выступал против римских епископов Зефирина и Каллиста, обвиняя их в модализме и тем самым подрывая их репутацию. Он был отлучен Каллистом и возглавил небольшую, находящуюся в оппозиции к Каллисту, церковь около Рима. Согласно терминологии Римской Католической Церкви, он считается первым антипапой.

В сочинении Против ереси некоего Ноэта Ипполит учил о Троице (triados) единого Бога (14), в которой Сын и Дух находят­ся в подчинении Отцу. Говоря о Сыне и Отце, он приводил раз­ные аналогии: он говорил о воде, вытекающей из фонтана; о лу­че света, исходящем из солнца. "Есть только одна Сила, исходя­щая от Всего; Отец и есть это Всё, от Которого исходит Сила, Слово" (11). "Отец повелевает, Сын подчиняется, а Дух Святой дает разумение" (14).

Необычным для учения о триединстве является то, что он признавал некоторое отличие между "Словом" и "Сыном": "Слово не существовало до воплощения совершенного, перво­родного Сына, хотя Он и является совершенным Словом, но только уже рожденным" (15). Видимо, к таким рассуждениям его привели споры с модалистами, которые утверждали, что назва­ние "Сын" связано с воплощением.

В Обличении всех ересей Ипполит учил тому, что Логос был рожден в определенный момент времени. "Первый и единст­венный (один Бог), Творец и Господь всего, не имел Себе рав­ных... Но Он – единственно Тот, Который Сам в Себе" (10:28).

"Это отдельное и верховное Божество действием мысли вызвало к жизни сначала Логос,... который был задуман и пре­бывал в Божественном сознании" (10:29). Затем при сотворении мира Логос стал соработником (10:29).

 

Новациан

 

Последователь триединства Новациан Римский (умер в 257 г.) был яростным противником Савеллия и влиятельным соз­дателем учения о триединстве. Он был отлучен от Церкви Корнилием, епископом Рима, за учение о том, что не может быть прощения за некоторые грехи, совершенные после водного кре­щения. Новациан возглавил большую группу раскольников[70]. По терминологии Римской Католической Церкви он был вторым антипапой.

Его трактат О Троице подтверждает Божество Иисуса и учит, что Слово представляет собой вторую подчиненную лич­ность, рожденную в определенный момент времени. "Бог Отец, Создатель и Творец всего, не имеющий начала, невидимый, непознаваемый, бесконечный и вечный – Он один есть Бог... от Которого, когда Он пожелал, родился Сын – Слово... Он, будучи рожденным Отцом, всегда пребывает в Отце. Поэтому я всегда говорю, что могу доказать, что Он был рожден" (31). "Слово менее значимо, чем Отец" (27).

 

 

Киприан

 

Киприан (умер в 258 г.), ученик Тертуллиана, стал еписко­пом в Карфагене (Северная Африка) через два года после своего крещения и находился на своем посту в течение 10 лет до момента своего мученичества. Он учил своеобразному триедин­ству, говоря, что "три есть одно" (Юбаяну, Послания, 72:12). В противовес Стефану, епископу Римскому, он утверждал, что креще­ние, совершаемое в "еретических" церквах (то есть в церквах, которые отказались подчиняться законно избранному епископу Рима), было недействительным. В некоторых (из этих отколов­шихся) церквах практиковали крещение, согласно учению о триединстве (74:9,11). В других крестили во имя Иисуса Христа, но Киприан противостоял такой практике, как противоречащей триединству. Он утверждал, что евреи правильно делали, когда принимали крещение "во имя Иисуса Христа", как наставлял Петр в Деяниях Апостолов 2:38, потому что они уже познали Бога как Отца (72:17), тогда как язычники не признавали Отца и поэтому должны быть крещены во имя "полной и единой Трои­цы", согласно Евангелию от Матфея 28:19" (72:18). Он обвинял еретиков за то, что они не должным образом чтят "имя Отца" (72:19). Создается впечатление, что Киприан не уделял особого внимания Святому Духу.

В переписке Киприана сохранилось письмо от Корнилия, епископа Римского, говорящее о людях, которые присоедини­лись к его церкви и исповедовали "одного Бога... одного Христа Господа... и одного Святого Духа" (45:2).




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных