ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Модалистическое монархианство
Самым влиятельным движением в христианстве, имеющим значение для обсуждаемой нами темы, является движение, которое историки называют модалистическим монархианством или просто модализмом. В названии этого движения заложен смысл того, что Отец, Сын и Дух Святой являются модусами (проявлениями, а не личностями) Монархии (единовластия Бога). "Модалистическое монархианство, признавая всю полноту Божества во Христе, отрицало "подчиненность" этих проявлений друг другу, о которой говорили некоторые церковные авторы, и утверждало, что Отец и Сын – это разные названия одного и того же Бога, Который "по отношению ко всему сотворенному в мире является Отцом, а что касается Своего явления человечеству, Он – Сын"[84]. В результате, данное учение подчеркивает абсолютную единственность Бога и абсолютное Божество Иисуса Христа. Модалисты считали "Иисуса воплощением Божества" и "Богом во плоти"[85]. Согласно словам Хейка, они не признавали триединства, в котором Логос отождествлялся со Христом, считая его гностицизмом. Они утверждали, что "главный смысл модализма – в христианском монотеизме, не разрушающем Божества Христа"[86]. Пеликан расценивает модализм как логическое выражение существующей в то время веры среднего христианина. "Модалистическое монархианство... можно определить как попытку создать учение о том, как говорить о Боге... Как монотеизм, так и Божество Христа свято чтились верующими... Учение об отношении между Христом и Богом систематизировало христианскую веру в простонародье"[87]. Самыми известными толкователями модализма были Праксей из Малой Азии, Ноэт Смирнский и Савеллий из Ливии. Они учили в Риме в конце II и начале III века. Другими модалистами были: Эпигон – ученик Ноэта; Клеомен – ученик Эпигона и, возможно, Коммодиан – епископ Северной Африки. Кроме того, известно, что по меньшей мере три Римских епископа – Виктор, Зефирин и Каллист – придерживались тех же взглядов. Согласно сообщению известного историка Адольфа Гарнака, модализм являлся официальным учением в Риме для целого поколения верующих, а одно время был учением "подавляющего большинства христиан", являясь в 180-300 гг. самым серьезным оппонентом учению тринитаризма[88]. Хейк констатирует: "Модализм стал весьма распространенным и влиятельным на Западе... В 180-300 гг. учение о Боге, Который полностью воплотился в Иисусе... было опасным оппонентом учения, где Христос отождествлялся с Логосом"[89]. Почему же раньше модализм не назывался опасным или раньше он не был опасным?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|