Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВИНА, СОВЕСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ




Говоря о нравственности, нельзя забывать одного важного условия: пока она не испол­нена рвущимся изнутри эмоциональным пылом, пока она не проникнута душевным теп­лом, это еще не нравственность, в лучшем случае, мы имеем дело с формально понятой честностью. Рассудочность не может лежать в основе истинной нравственности, как и в основе истинной красоты. Она невозможна без искреннего благоволения к окружаю­щему (Sinnott, 1966, р. 181-182).

Похоже, что в процессе формирования совести, в процессе нравственного раз­вития личности все эмоции без исключения играют хотя бы небольшую, хотя бы косвенную роль. Постижение разницы между добром и злом из-под палки заставит ребенка бояться, гневаться или стыдиться. Если же ему будут представлены образ­цы высоконравственного поведения, самоотречения во имя заботы и бескорыстной помощи ближнему, это, напротив, вызовет у него возбуждение и радость. И все же можно утверждать, что в процессе формирования аффективно-когнитивных струк­тур совести, как и в процессе становления сложных аффективно-когнитивно-пове­денческих паттернов нравственности главнейшую роль играет именно вина – не­обходимейшая из всех эмоций.

Теория дифференциальных эмоций рассматривает эмоцию вины как одну из ба­зовых эмоций, которая, подобно другим базовым эмоциям, прошла долгий путь эволюционно-биологического развития. Человека не учат бояться, и так же человека не обучают эмоции вины. Эмоции вины, так же как и эмоции страха, присущи некие внутренние активаторы или естественные сигналы, связанные с неблагоприятны­ми социокультурными условиями. Кроме того, каждая культура и каждый соци­альный институт (семья, церковь и т. д.), в основе которых лежат этические и мо­ральные принципы, формируют некие условные сигналы вины, они предписывают определенные стандарты поведения и пытаются внушить их подрастающему поко­лению. Будучи сформулированными, эти предписания (моральные и этические принципы) конституируют когнитивный компонент совести. Зрелая совесть и связанные с нею эмоции образуют аффективно-когнитивную структуру, которая оце­нивает каждый шаг человека на предмет его соответствия нравственным принци­пам. Переживание вины скорее, чем страха, оказывает влияние на совесть. Есть неотразимый аргумент в пользу этого довода, и заключается он в следующем: пере­живание вины приковывает внимание человека к источнику вины, оно не отпустит без покаяния или оправдания, переживание страха, напротив, заставляет бежать от источника страха и отпускает на безопасное расстояние от него. Умение балан­сировать на грани, разделяющей конформизм, продиктованный страхом, и ответ­ственность, внушенную чувством вины, можно рассматривать как свидетельство зрелой совести и нравственного поведения. Чувство ответственности является яд­ром структуры совести, оно ориентировано на осознание вины и в то же время спо­собствует выбору такого стиля поведения, которое снизит вероятность интенсив­ного переживания вины.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных