Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Українська школа науково-популярного кіно. Фільми Ф.Соболєва “Мова тварин”, “Я та інші”.




Феликса Соболева - замечательный украинский режиссера. Он мало прожил (1931—1984) и совсем чуть-чуть не дотянул до времени, когда упразднение идеологичеикх барьеров обнаружило свою теневую изнанку. Он еще верил, что новейшая эпоха несовместима с верой в Бога (фильм «Религия и XX век», 1965), а способна устоять на сугубо позитивном, экспериментально доказанном познании, в коем только лишь и состоит суть духовности. Даже если это «знание» зиждется на доселе необъяснимом, экстрасенсорном, феноменальном («Семь шагов за горизонт», 1968). Разум, по фильмам Соболева, возникал органично и эволюционно из животного мира и мог быть ретроспективно прослежен по фразам становления от «гомо сапиенс» чуть ли не до колорадского жука – эта тема поднята в его фильме «Думают ли животные?», 1970). Перспектива же теряется за горизонтом времен, куда шагать и шагать дерзновенному человечеству. Фильм «Язык животных» снят на Киевской студии научно-популярных фильмов в 1967 г. и посвящен раздумиям о месте человека в природе. Тысячи лет живут на земле человек и животные. Живут рядом и так мало знают друг друга. Ученые задались целью познать язык животных, понять, как передают друг другу информацию муравьи, дельфины или пчелы. Как разговаривают рыбы или птицы? Каким образом вожак командует стаей обезьян? Почему дельфины любят общаться с человеком? Уникальные кадры под микроскопом и подводные съемки, длительные кинонаблюдения позволяют окунуться в неведомый мир живой природы. Фильм завоевал Золотой приз жюри на фестивале детских и юношеских фильмов (Тегеран, 1969г.); золотую медаль и диплом МКФ фильмов о природе (Будапешт, 1971г.); почетный диплом МКФ по охране природы (Белград, 1969г.); почетный диплом XXII конгресса МАНК, Рим, Италия, 1968.; второй приз и диплом III ВКК, Ленинград, 1968г.; Государственная премия СССР, 1972г.; почетный диплом первой степени комитета по Ломоносовским премиям, 1967г.

Феномен морали Соболеву тоже кажется явлением естественного порядка, что может быть доказано в эксперименте. В ленте «Я и другие» (1971) один из психологических экспериментов строился на наблюдении скрытой камеры за поведением детей, решавших для себя, что делать со случайно доставшимися им деньгами — присвоить или отдать в общий котел? Советские ребятишки оправдывали социально-нравственные ожидания авторов, вели себя преимущественно бескорыстно. Но Соболев не был бы честным исследователем, если бы в той же работе не продемонстрировал воистину беспредельный потенциал вполне зрелой «совковой» особи к приспособленчеству, к конформистской мимикрии, к способности белое называть черным. Именно на таком «социальном перегное» взросли несколько позже финансовые пирамиды и поныне благоденствуют политико-партийные фантомы-хамелеоны. Феликс Соболев в своем творчестве отнюдь не был повстанцем против системы, но, по сути, все время толковал о неокончательности любых систем в принципе. Он был честным и аналитичным исследователем и не мог не сделать вывод о пороках идеократии как таковой на основании своих наблюдений с позиций науки. Нет, он не был провидцем, но его экологические предостережения сбылись вскоре Чернобылем и актуальны поныне. А вот сравнение систем ему, как мы знаем, не удалось. Он был добросовестным наблюдателем бытия, но и сам, естественно, может быть наблюдаем по своим работам. Собственно научное изучение этого научного кино еще предстоит сделать потомкам. А его нравственный урок ясен и сейчас: дерзайте идти «за пределы», иначе будете иметь, что имеете.

 

Українська школа анімаційного кіно: творчість В.Дахна, Д.Черкасського,




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных