Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






О «стадиях» развития детского творчества




 

Важнейшей проблемой в понимании особенностей развития детского творчества является вопрос о «стадиях» его развития. Закономерность в развитии детского изобразительного творчества может быть представлена как ряд последовательно идущих «стадий» или ступеней.

«Стадии» развития изобразительного творчества, будучи подчинены общему психо-физическому развитию ребёнка, в условиях конкретного воспитания и обучения понимаются нами не как неизменные, биологически или социально обусловленные нормы, ступени, изолированные друг от друга, но как сложный процесс борьбы различных тенденций в их взаимосвязи и взаимозависимости, в результате которого детское творчество поднимается до новых завоеваний и качественных достижений. Количественное нарастание того или иного показателя переходит в новое качество с установлением новых взаимосвязей, причём показатели новых «стадий» сосуществуют с показателями предыдущих «стадий», выступающих в новом качестве.

Предположение, что ребёнок может находиться на определённой, единой изобразительной «стадии» в работе с разными изобразительными материалами, неверно. Различный материал, разная техника и трудности влияют на колебание и сосуществование разных «стадий»; к тому же различная частота употребления того или иного материала и разница в руководстве неизбежно вызывают значительную разницу в «стадиях», в успехах ребёнка.

Совершенно очевидным является тот факт, что переход ребёнка к образу происходит быстрее всего в строительном материале: процесс соединения готовых форм легче, чем их создание; кроме того, игровая, двигательная тенденция, ярко выраженная в стройке, вызывает быструю ассоциацию формы, движения с предметом, действием и побуждает к замыслу. Дети, которые строят неплохие «башни», «дома», «поезда», в рисунке часто находятся ещё в доизобразительной «стадии». В лепке быстрее, чем в рисовании, ребёнок даёт образ благодаря реальной объёмности формы, которая легко напоминает предмет. В краске форма детского рисунка обычно отстаёт от формы карандашного рисунка, так как техника последнего проще.

Сосуществование «стадий» у одного и того же ребёнка имеет место не только при работе с разными материалами. Часто в одном и том же рисунке или лепке ребёнка в зависимости от содержания изображаемого обнаруживается различный уровень изображения. Те предметы, которые особенно интересуют ребёнка, которые он часто наблюдает и изображает, он передаёт несравненно лучше, чем другие, которые его мало занимают и которые он редко наблюдает, рисует.

Часто можно заметить, что в рисунках мальчиков шести-семи лет автомобили изображаются реалистически, обтекаемой формы, с деталями, в то время как деревья даются в виде примитивной схемы (вертикаль с симметрично расположенными прямыми ветками).

Сосуществование «стадий» выражается и в том, что те или иные показатели «стадий» не исчезают, а переходят в новые стадии», уступая главенствующее место другим показателям, сочетаясь с ними структурно иначе. Характерным признаком доизобразительной «стадии» является удовольствие от ритмического движения руки, ритмических следов на бумаге. В раннем возрасте этот признак основной, типический.

Далее, на «стадии» так называемой «схемы», он уже лишь сопутствует другим, более характерным признакам данной «стадии». Так, ребёнок ждёт случая начертить «небо», «землю», нарисовать спиралеобразный дым, но подчиняет эту тенденцию замыслу, образу, и это помогает выразительности рисунка.

Естественное сосуществование «стадий» и колебания их часто перерастают в колебания отрицательного порядка, зависящие от руководства.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных