Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






К проблеме обучения детей дошкольного возраста




 

Советская дошкольная педагогика идёт по пути создания новой системы обучения детей рисованию, которая обеспечит значительные успехи в развитии детского творчества и окажет широкое воспитательное влияние на формирование личности советского дошкольника, на подготовку ребёнка к школе.

Нет нужды говорить о том, как дошкольник, этот малый ребёнок, во всех областях своей жизни и деятельности нуждается в помощи, в разумном руководстве и прямом обучении со стороны взрослого. Процессом рисования нужно руководить, начиная с трёх-четырёхлетнего возраста и в особенности с шестого года жизни с развитием критического отношения ребёнка к своей продукции. Накопленный изобразительный опыт и развитие зрительной наблюдательности требуют от ребёнка решения новых задач, новых приёмов изображения, которые во-время должны быть показаны воспитателем. Если этой помощи ребёнок не получает, он разочаровывается в своих силах. Результаты работы перестают его удовлетворять, и он либо прекращает рисовать, либо рисует без охоты.

Бывают нередко случаи, когда ребёнок, не имея помощи, обращается к срисовыванию картинки, к сведению готовой формы. Понятно, что этот путь быстро заводит ребёнка в тупик трафарета и пассивного копирования, лишает его творческой инициативы и самостоятельных усилий в нахождении образа.

Регулярно проводившиеся нами курсы и семинары исследовательского характера с практическими работниками позволяли систематически проверять и углублять разработанную нами систему учебного руководства детским рисованием.

Употребляя термин «обучение» дошкольника, мы прежде всего хотим подчеркнуть его своеобразие применительно к данному возрасту.

В наших экспериментах не было стремления заимствовать школьную программу и школьные методы. Мы убеждены в том, что успешная подготовка ребёнка к школе заключается не в том, чтобы ещё в детском саду приучить ребёнка к школьной системе обучения. Напротив, детский сад должен обеспечить полноту детской жизни в соответствии с возрастными особенностями. Наша задача — всестороннее развитие ребёнка и заботливое воспитание тех качеств, которые обеспечат ребёнку успешное систематическое обучение в школе.

Советская педагогика характеризует обучение как организованный, идейно направленный процесс систематической передачи детям и сознательное усвоение ими знаний, умений и навыков в соответствии с государственной программой обучения. Формой обучения в школе является урок.

Обучение детей происходит не только в школьном возрасте, но и до школы. Организованная и систематическая передача детям знаний, умений и навыков осуществляется и в детском саду на основе государственной программы «Руководства для воспитателя детского сада».

Дошкольное обучение своеобразно. В соответствии с особенностями возраста оно отличается от обучения в школе содержанием, формой организации, методами и приёмами.

Содержанием дошкольного обучения является не система научных знаний, а систематическая передача детям элементарных знаний об окружающей действительности, в основе которых лежит непосредственное чувственное восприятие предметов и явлений жизни и художественных образов.

Содержанием дошкольного организованного обучения является знакомство детей с окружающей действительностью, обучение родному языку, счёту, рисованию, лепке, конструированию, пению, физическим упражнениям.

К занятию привлекаются все дети группы. В процессе обучения дети решают несложные умственные задачи и тем самым приобретают способность целенаправленной учебной деятельности; внимание детей, процессы торможения становятся более устойчивыми, расширяются и углубляются процессы анализа и синтеза, нарастает сознательный интерес к обучению. Развитие целеустремлённой деятельности совершается постепенно, начиная от младшей группы детского сада, и приобретает в старшей группе уже достаточно оформленный характер.

Обучение на общегрупповых занятиях, осуществляемое систематически по программе и плану воспитателя, является эффективным:

1. Концентрируя внимание всей группы на учебной задаче, оно обеспечивает развитие всех детей.

2. Организованное обучение по программе вооружает детей широким кругом знаний, умений и навыков, расширяет кругозор, развивает любознательность.

3. Обучение на общегрупповых занятиях развивает у детей навыки коллективной умственной работы, учит действовать на основе указаний воспитателя, развивает выдержку, устойчивость тормозных процессов, приучает детей дружно, организованно работать, интересоваться работой товарища и в соответствующие моменты советом и взаимокритикой оказывать друг другу помощь.

4. Решение умственной задачи всем коллективом ставит процесс обучения в благоприятные условия: общность мыслей, переживаний, положительный пример товарища, взаимная заинтересованность в решении задачи усиливают интерес и целеустремлённость, повышают результаты обучения.

Воспитание и обучение определяют развитие детской инициативы и творчества ребёнка. Советская педагогика рассматривает развитие ребёнка как результат воздействия на него окружающего, в котором решающую роль играет воспитание и обучение. Организованное, сознательное обучение в коллективе, активность детей в усвоении знаний и умений обеспечивают лёгкий переход детей в школу, готовность их к систематическому обучению.

Вот почему организованное обучение в детском саду с учётом своеобразия возраста является задачей государственного значения. За период раннего детства (до школы) ребёнок приобретает большое количество знаний, умений и навыков.

Значительное количество знаний и умений ребёнок приобретает до организованного обучения в детском саду и параллельно с ним. Этот путь познания происходит не сам по себе, им неуклонно руководят окружающие взрослые (родители, воспитатели), которые отбирают и показывают ребёнку предметы, называют их, действуют с ними. При этом взрослые учат ребёнка родной речи, шаг за шагом помогая ему правильно понять окружающее, правильно к нему относиться. Этот путь обучения охватывает весь период детства до школы.

Большую роль на первом этапе обучения играет речь. Уже на начальных ступенях детского сознания слово может вызвать образ предмета, работу памяти, способствуя процессу узнавания, вычленения предмета из многих других (начало анализа), усвоению его признаков и объединению их в образе предмета (синтез). Эти мыслительные операции младенца продуктивно протекают лишь при наличии самого предмета. Уже на этой ступени детского познания слово выступает как возбудитель детской мысли, начатков анализа и синтеза, как материальная основа мышления.

«Ещё задолго до того, как ребёнок научается произносить первое слово», — говорит А. Г. Иванов-Смоленский, — он начинает реагировать на различные слова, произносимые окружающими, т. е. эти слова становятся стимулами, раздражителями, приходят в условные связи с различными соматическими и вегетативными деятельностями организма ребёнка, среди которых особо важное значение приобретают связи с эмоционально-двигательными актами, главным образом с пищевыми, защитными, особенно с ориентировочными реакциями».

В дошкольном периоде, когда познание ребёнком окружающего в повседневной жизни играет ещё значительную роль, в особенности в младшем возрасте, элементы обучения продолжают включаться в его практическую деятельность (обучение в быту, в игре, в труде).

Наряду с этим под влиянием руководства возникает и развивается способность ребёнка к организованному обучению в коллективе, вычлененному из практической деятельности.

Значение обучения в процессе практической деятельности заключается в том, что:

1. Ребёнок приобретает большое количество практических знаний и умений, важных для последующего обучения, овладевает родным языком, приобретает координированность и целенаправленность движений, умение обращаться с окружающими предметами, элементарные навыки самообслуживания и простейшие ориентировки в форме, величине, пространстве, цвете, различных звуках.

2. Данный характер обучения имеет важное значение для развития высшей нервной деятельности ребёнка, протекающей на основе богатства чувственных восприятий. Как правило, знания и умения, приобретённые в осмысленной практической деятельности, в игре, прочно удерживаются в памяти (исследования А. В. Запорожца, З. А. Истоминой).

Данная форма обучения ценна для последующего обучения. Ребёнок научается ценить знание, умение, так как со всей убедительностью ощущает их практическую полезность. Это заставляет ребёнка с напряжённым интересом и вниманием выслушивать указания и показ взрослого, сознательно подражать ему.

При всех положительных сторонах обучения в процессе практической деятельности данная ступень не может иметь сколько-нибудь решающего значения в подготовке детей к обучению в школе. Ею одной нельзя ограничиться. Новая форма обучения, более высокая, более организованная и вычлененная в самостоятельную учебную деятельность, приобретает всё большее значение. В ней учебный процесс является центром детского внимания и приобретает характер сознательной, целенаправленной деятельности всего коллектива.

В обучении детей дошкольного возраста должны занять определённое место и игровые приёмы. Советская детская психология неоднократно указывала на эффективность протекания умственных процессов (целенаправленности внимания, развития мышления, произвольной памяти и пр.) у детей дошкольного возраста при включении умственных задач в игровую ситуацию (работы проф. А. Н. Леонтьева, диссертации З. М. Истоминой,

З. В. Мануйленко и других).

Дошкольная практика использует игровые приёмы не всегда правильно: переход обучения в игру; отсутствие органической связи задач обучения с игрой (отвлечение от решения учебной задачи) и т. п.

В использовании игровых приёмов при обучении следует руководствоваться некоторыми принципиальными позициями:

1. Чем моложе возраст, тем большее место занимают игровые приёмы обучения.

2. Игровые приёмы должны быть оргацически связаны с учебно-воспитательными задачами, должны служить повышению интереса и внимания ребёнка к решению учебных задач и повышению умственной активности детей: устойчивости, целенаправленности внимания, богатству умственных процессов, эмоциональному отношению и интересу к учебному процессу.

3. В применении игровых приёмов должно соблюдаться чувство меры, не позволяющее отвлекать детей от учебной задачи.

4. Характер игровых элементов должен изменяться по содержанию и форме в зависимости от возраста и развития детей, от задач и содержания учебного материала (его сложности и новизны).

Об эффективности игровых приёмов в обучении детей младшей группы свидетельствуют многочисленные примеры из практики и экспериментальной работы. Например, показывая детям знакомую картинку «Кошка с котятами» и желая вызвать самих детей на объяснение повадок котят, кошки, на их взаимоотношения, воспитатель молча гладит кошку, фырчит за неё и спрашивает кошку: «Почему сердишься?» И дети сейчас же объясняют: «Она деток стережёт»; «Она их мама»; «Она котяток стережёт».

Быстрые и верные умозаключения детей свидетельствуют о связи с предшествующим опытом, о напряжённости детской мысли.

Обучая детей рисованию простейших линий, форм и тем основным движениям руки, на которых они построены, воспитатель вместе с детьми изображаемо «наматывает клубочек ниток» (круговые движения в воздухе, затем на бумаге); широким движением руки по горизонтали он вместе с детьми в воздухе, а затем на листе бумаги рисует «дорожки, по которым укатился мячик», «бегают дети» (воображаемые). Таким же игровым приёмом дети быстро научаются рисовать «мячики», «заборчики», «клетку для птичек» и т. п.

Указанные приёмы, обеспечивая необходимые упражнения, делают осмысленным детское рисование с первых его шагов, освобождают ребёнка от длительного, так называемого «доизобразительного периода».

В средней группе игровые приёмы при обучении имеют ещё большое значение. В старшей группе возможность применения игровых приёмов ограничена ввиду перехода детей к сознательному обучению. Однако неверно было бы думать, что игровые приёмы теряют своё значение для обучения детей данного возраста.

Практика и экспериментальные данные показывают, что приёмы прямого обучения часто оказываются более эффективными при подкреплении их игровым элементом, который оживляет и обогащает детское восприятие, требуя большей подвижности зрения, движений головы, рук; внимание детей становится более активным, дети более остро реагируют на воспринимаемый материал и с большим интересом выслушивают прямые указания и разъяснения воспитателя. Игровые приёмы могут использоваться и при рисовании — обучение элементам декоративной формы, линии (волнистая, петлевая, ломаная и др.). Смелым движением руки (в воздухе) воспитатель показывает, «рисует» ту или иную линию, форму, дети напряжённо следят и угадывают, повторяют сами и затем переносят эти движения на бумагу. Получается стройный ритмический орнамент, построенный на непрерывном движении руки (приём мастеров майоликовой росписи на гончарном станке). Узор исполняется быстро и легко в то время, как ранее дети долго и кропотливо выводили указанные формы на своих «ковриках».

В системе обучения важную роль играет активность детей в доступных им областях искусства. Восприятие картинки, песни, поэзии, сказки, а также разнообразные формы выражения способствуют развитию знаний, умений, развитию личности ребёнка в целом.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных