ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Игра и речь в лепке детей трёх-четырёх летИгра в лепке ребёнка младшего возраста оказывается более активной, более реальной, чем в рисунке. Реальная, осязаемая форма каждого комочка глины, его объёмность и податливость, быстрая изменяемость в руках ребёнка являются особым стимулом для развёртывания игрового процесса. В раннем периоде наблюдается игра малыша с глиной двух типов: внеобразная (складывание и раскладывание комочков, шариков, палочек) и игра с образом, возникшим обычно по ассоциации (формы, движения). У детей трёх-четырёх лет эти игры разнообразны, они возникают и проходят быстро: «самолёты» летают; «машины», «автомобили» двигаются по столу, при этом дети за них пыхтят, шипят, дудят; «мячики» катаются по столу; «конфетки», «прянички», «булочки», «колбаски» подносятся к губам, дети делают вид, что кушают, отмечая «сладкая» или «вкусненькая», «горяченький блин» и т. п. Подобные факты можно наблюдать почти у каждого ребёнка. Однако ошибочно было бы думать, что преобладающим моментом в лепке малыша является игра. Обладая игровыми качествами, глина в то же время является незаменимым материалом для экспериментирования, наблюдения процесса превращения, для создания разнообразных форм, которые удивляют ребёнка, привлекают его, вызывают замысел и быстро стимулируют к намеренному созданию предмета. В лепке процесс создания формы предмета захватывает ребёнка, уводит в игру и одновременно от игры в изобразительный процесс. Кроме того, ребёнка увлекает и техника работы с материалом. Для него интересен сам процесс воздействия на материал, который требует немалых мускульных усилий, технической сообразительности, умения расщепить, соединить, установить форму вертикально («человек») и т. п. Процесс лепки крайне разнообразен. В лепке ребёнок наблюдает, действует, исследует, «экспериментирует», создаёт форму без названия, затем предмет, работает над техникой — всё это поглощает значительную часть детского внимания. Вот почему нельзя не заметить, что, несмотря на наличие игры, в лепке малыша всё же первое место принадлежит изобразительному процессу. Некоторые исследователи и педагоги склонны думать, что с первого же прикосновения к глине ребёнок начинает играть. По-существу, это не так. Наши наблюдения говорят о том, что пока материал не изучен, пока ребёнок не овладел элементарными движениями для воздействия на материал, он напряжён, заинтересован и озабочен собственными усилиями; многие дети в это время почти не разговаривают, так они заняты и поглощены материалом. Обычно игру в лепке малыша мы начинаем наблюдать спустя некоторое время (2—3 занятия). В тех же случаях, когда с первого же занятия ребёнок весело играет с глиной, оказывается, что или глина для него не новость, или для него характерны излишняя игривость, поверхностность восприятия и действия, неумение заинтересоваться материалом. Более чётко развёртывается игра, когда у ребёнка появляется разнообразное содержание (по ассоциации, а затем и по замыслу). При этом чем больше ребёнок тратит усилий на создание новой для нега формы, тем слабее выражена игра, и наоборот. Что касается речи, сопровождающей детскую лепку, то она, пожалуй, менее активна, чем в рисунке, так как рисунок не так отвлекает техникой процесса. Богатство мускульно-осязательных действий в лепке, техника работы требуют много внимания и усилий в процессе делания. Поэтому речь обычно проявляется ограниченно: в назывании предметов и как сопровождение игры. Лишь у особо болтливых детей речь ярко выявлена и в лепке, но процесс лепки от этого явно страдает.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|