ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Детская взаимокритика и взаимопомощьДетская взаимокритика и взаимопомощь в нашей экспериментальной работе сыграли положительную роль. Пример воспитателя, тактично критикующего детские работы, привёл к успешным результатам. Мы убедились, что взаимокритика в старшем дошкольном возрасте может быть весьма продуктивной при соблюдении двух правил: а) если она учит детей видеть не только плохое, но и хорошее, даже в первую очередь хорошее; б) если она направляется по линии взаимопомощи, а не на стремление покарать или высмеять товарища. При проведении коллективного просмотра детских работ воспитатель прежде всего обращал внимание на то, что удалось, что хорошо вышло у каждого ребёнка, а затем уже говорил о том, что не вышло, и непременно предлагал подумать всем, как исправить, как сделать, чтобы вышло лучше. Детей такая критика заинтересовывала и не обижала. Даже очень самолюбивые ребята (такие, как Коля), после того как какую-то часть его работы оценили высоко, готов был слушать, что же у него «не вышло» или «вышло хуже». Дети, которых критиковали в такой благожелательной товарищеской обстановке и которым указывали, советовали «как сделать лучше», охотно принимали критику, советы и обычно пытались «исправить». «Дайте, я сделаю»; «Я теперь знаю как»; «Я сейчас нарисую»; «Я догадался, сейчас исправлю», — говорили дети. Умение подметить положительное в рисунке даже отстающего ребёнка сыграло большую роль в успехах этих детей. Помнится, как после одного из декоративных занятий, просматривая с детьми работы, воспитатель заметил по поводу одной из них: «Посмотрите, дети, как хорошо подобраны краски на этом рисунке, как красиво, чей это рисунок?» Дети в несколько голосов сказали: «Это Мансура». Интересна была их интонация. Раньше они охотно и насмешливо говорили: «Ну, это, конечно, рисунок Мансура, он всегда делает плохо». В данном случае в интонации одних было удивление, у других — некоторая гордость за Мансура. Мансур покраснел до ушей, заулыбался. С этих пор угрюмый и упрямый Мансур ожил. Он с нетерпением ждал рисования, сердился, когда ему мешали, рисовал старательно и подолгу. Рисунки его ещё были весьма примитивные, но смелые; ему всегда хотелось рисовать ещё и ещё, так как содержание разрасталось в большие картины. Все дети вместе с воспитателем радостно следили за успехами Мансура и других детей, помогали им советами и указаниями. Воспитатель особенно следил за формой и тоном детской критики и, когда это было нужно, вносил поправки, ставил добавочные вопросы. Товарищеская критика в особенности развернулась на втором этапе работы, когда рисование стало общим любимым занятием. Примеры: Юля рисует красками цветок. Валя подходит, смотрит и говорит: «Плохо». — «Что плохо?», — спрашивает воспитатель. «Она на синей бумаге голубую тёмную краску положила, незаметно». — «А как сделать, чтобы хорошо стало?» — спрашивает воспитатель. «Обвести другой, тогда видно будет», — говорит Валя. «Какой?», — спрашивает Юля. — «Сама подумай», — говорит воспитатель. Юля обводит оранжевой и в середину цветка ставит оранжевую точку. Весь рисунок становится выразительнее, ярче. Обе девочки очень довольны. Другой случай. Инна нарисовала лошадь, но на груди лошади получилась большая впадина. Юра посмотрел и сказал: «У, какая неправильная!» На лице Инны появилось огорчение. Воспитатель спрашивает Юру: «Она вся неправильная?» — «Нет, — говорит Юра, — голова хорошая, а грудь не так, вырезала очень». Он быстро отыскивает картинку (лошадь) и сравнивает с рисунком Инны. Подходит Дима, берёт другой лист бумаги и пробует нарисовать голову и грудь, выходит хорошо. Он говорит: «Смотри, вот как нужно, поняла?» — «Поняла», — отвечает Инна, берёт второй лист и вновь рисует лошадь, которая выходит очень хорошо. Все довольны. Юра и Дима следят, Юра похваливает: «Хорошо вышла». Чутко, во-время направленная взаимокритика превращается в весьма продуктивную взаимопомощь, которая многому учит ребёнка и вызывает здоровый интерес к работе товарищей. Направляя детскую взаимокритику и взаимопомощь, воспитатель строго следил за тем, чтобы она не превращалась в рисование за товарища: «Ты скажи, ты покажи на своём рисунке, нарисуй пальцем, а за него не делай, он попробует, как сумеет, и сделает сам, научится». Детям это казалось убедительным, поэтому не приходилось бороться с рисованием друг за друга, что нередко наблюдается в старших группах детских садов. Этому способствовало также уважение воспитателя к самостоятельности и инициативе ребёнка, убеждение, которое внушалось детям: «Лучше всего, когда «сам» сделает». Воспитатель всегда поощрял детскую самостоятельную мысль и работу, замечал её и обращал внимание детей: «Как интересно Галя придумала!» «Как хорошо, что Витя сам догадался, как сделать»; «Фредик сам сумеет» и т. д. Примерная программа. А. Предметные задания (по темам, а не в календарном плане). I. Человек. 1. Человек большой, во весь лист (каждый придумывает, какого человека он нарисует: девочку, папу, маму, мальчика, солдата, моряка и т. п.). 2. Человек в вырезывании и наклеивании из цветной бумаги. 3. Нарядная кукла (цветными карандашами и красками). 4. Моя семья (цветными карандашами). 5. Человек в разных костюмах (разных национальностей, профессий). 6. Человек «маскарадный» (красками). 7. Человек в разных поворотах (цветными карандашами). 8. Человек идёт (цветными карандашами). Для массовых сцен с движением использовать широкую тематику. (Сложные темы, где 12—14 человек — рисовать в 2 занятия.) 9. Дети детского сада на прогулке. 10. Дети катаются с горы, лепят снежную бабу. 11. Дети танцуют на празднике. 12. Дети играют в мяч. 13. Парад Советской Армии. 14. Демонстрация 1 Мая. II. Дом. 1. Большой красивый дом (цветными карандашами). 2. Дом в праздник украшен (цветными карандашами). 3. Наши красивые дома (красками). 4. Красивый дом (в вырезывании и наклеивании из бумаги). 5 и 6. Сказочные дома (цветными карандашами и повторно — красками). 7. Улица — несколько красивых домов (рисунок в 2 занятия) III. Транспорт. (Конкретные темы даются в зависимости от окружения, в котором находится детский сад.) 1. Автомобиль, легковой и грузовой (с людьми и грузом). 2. Трамвай, в нём люди едут (цветными карандашами). 3. Самолёты разные. 4. Пароход (пассажирский и грузовой) с людьми (цветными карандашами). 5. По морю плывут парусные лодки (красками). 6. Поезд (придумать обстановку). 7. Сани с лошадью (придумать, кто и куда едет). 8. Телега с запряжённой лошадью (придумать, что везёт). 9. Северная упряжка на собаках и на оленях. 10. Южная упряжка: на быках, на ослах, на верблюдах (можно использовать при рисовании животных). IV. Животные. (Первые рисунки каждого задания желательно дать цветными карандашами, повторно — красками.) 1. Домашние животные (могут нарисовать 2—3 животных). 2. Корова с телёнком пасётся. 3. Коза с козлятами. 4. Кошка с котятами. 5. Стадо. 6. Лесные звери. 7. Зоопарк. Для рисования животных использовать сказки и рассказы о животных: «Колобок», «Лиса, заяц и петух», «Кот, петух и лиса», «О храбром зайце» (Мамина-Сибиряка), «Воробьишка» (М. Горького) и другие. V. Птицы. 1. Разные красивые птицы. 2. Курица с цыплятами и петух. 3. Птичий двор. 4. Скворцы у скворечника. 5. Птицы водяные. 6. Разные птицы на дереве. VI. Насекомые. 1. Бабочки. 2. Стрекозы и другие. VII. Рыбы. 1. Рыбы у нас в аквариуме. 2. Рыбки разные в реке. 3. Разные морские рыбы (разрез моря). VIII. Растения. (в зависимости от окружающей природы). 1. Полевые цветы, ромашки, васильки, маки, незабудки и др. 2. Цветы в саду (пионы, лилии, розы и др.). 3. Букет цветов. 4. Овощи. 5. Фрукты разные. 6. Ёлка (повторно — ёлка нарядная). 7. Берёза, ель, сосна, рябина (для средней полосы). 8. Кусты (орешник, бузина, сирень). 9. Цветущие деревья: черёмуха, яблоня, вишня и др. 10. Деревья с плодами: яблоня, груша, слива (темы даются в связи с природой, окружающей ребёнка, и сезоном). Рисование растений цветными карандашами следует чередовать с рисованием красками, вырезыванием и наклеиванием из цветной бумаги. Б. Широкая тематика, предлагаемая ребёнку, отражает быт, труд, общественные моменты, картины природы, художественные рассказы, стихи, сказки. 1. Темы, связанные с детским бытом (зимние и летние игры на участке, праздники, поездка на дачу, экскурсии в лес, к реке, в зоопарк и т. д.). 2. Темы, отражающие социалистический быт (парк культуры и отдыха, наш детский сад, наша улица и т. д.). 3. Темы, отражающие социалистический труд в колхозе: тракторы пашут, сенокос, сбор урожая, скотный двор и др. 4. Темы, отражающие революционные праздники: 7 ноября, День Советской Армии, 1 Мая. 5. Времена года и связанные с ними изменения в природе. Например: «Лес осенью», «Лес зимой», «Весна в лесу», «Цветущий весенний сад» и др. 6. Иллюстрации к рассказам, сказкам, стихам. При этом значительное место в широкой тематике должны занять иллюстрации к русским народным сказкам о животных и к волшебным сказкам. Выводы. Изучение вопроса о руководстве и обучении рисованию детей шести-семи лет и проведённая нами экспериментальная работа подтвердили наши предварительные предположения: 1. Учить ребёнка можно и нужно во всех типах рисования, а не только на занятиях по заданию. Это обеспечивает единство учебного и творческого рисования, единство программы. Содержание и формы обучения зависят от типа рисования и поставленных задач применительно к данному возрасту. В старшем возрасте все типы и формы рисования, лепки должны включаться в программный материал. 2. Программа обучения ребёнка рисованию, исходя из общих задач воспитания, строится на жизненном материале, с учётом своеобразия в развитии детского творчества, конкретных достижений и ошибок, которые легко осмысливаются детьми и могут быть ими преодолены. Наблюдение и изучение детского рисования помогли определить, чему учить группу и отдельных детей. Нами выдвинуты задачи в обучении технике (штриховка, работа с красками, смелость линии, моторная динамика в выполнении простейших орнаментальных форм и др.), а также работа над формой и композицией рисунка. Все эти задачи оказались посильными, так как они вытекали из анализа и осознания детьми недочётов, имевшихся в их рисунках, и учёта детских возможностей. 3. Методы обучения рисованию, которые применялись нами — задание («техническое», «предметное» и «широкой тематики»), показ приёма и образца, указания, коллективный анализ работы, игровая форма упражнения в показе приёмов орнаментального изображения и другие, — оказались достаточно гибкими и разнообразными; они определялись характером и содержанием учебной задачи и дали положительные результаты. 4. Показателем того, что содержание учебных задач и метод их осуществления намечены правильно, является широкое использование детьми учебных достижений, их применение в рисунках по замыслу. Обогащение содержания и улучшение качества этих рисунков явились результатом систематической работы с детьми. 5. Внимание к культуре наблюдения, к обогащению внутреннего мира ребёнка новыми и повторными впечатлениями, а также специальные наблюдения, связанные с конкретными темами рисования, вполне оправдали себя как основа, на которой может быть построена работа по руководству детским творчеством. 6. Систематичность занятий, их необходимая частота, правильное расположение занятий в программе дня и предоставление детям достаточно разнообразного качественного материала для рисования и других видов изобразительных занятий оказали большое влияние на успешность обучения детей рисованию. 7. Придавая исключительно важное значение непринуждённой и в то же время серьёзной деловой атмосфере занятий, нам удалось создать благоприятные условия для творческой работы каждого ребёнка. Заинтересованность воспитателя детской работой и вера в силы ребёнка, его готовность в нужный момент прийти на помощь ребёнку — всё это оказало самое положительное влияние на отношения детей к учебной работе и на её результаты. 8. Обучение на основе воспитания интереса, смелости и самостоятельности ребёнка в творческой работе, продуманное единство учебных и творческих задач дали возможность богато проявиться детским способностям и добиться значительного улучшения рисунка, обеспечили полноценное выявление и развитие лучших сторон детского творчества. Богатое жизненное содержание рисунков вызывало у детей глубокие переживания и положительно влияло на моральный облик детей. Все положительные черты детского творчества: его содержательность, смелость, непосредственность, эмоциональность, ритмичность, красочность — получили своё полноценное выражение и развитие. Одновременно дети приобрели важные качества в умении учиться: со всей серьёзностью и вниманием принимать и выполнять учебные задания, указания воспитателя, преодолевая трудности, добиваясь желаемого эффекта; дети отличались организованностью, необходимой выдержкой, ответственно выполняли задания. Доступность, жизненность и эффективность программного содержания обучения обеспечили полную их осознанность, что оказало положительное влияние на все другие занятия, на культурное поведение, взаимоотношения детей, на организованность группы в целом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|