Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Детская взаимокритика и взаимопомощь




Детская взаимокритика и взаимопомощь в нашей экспериментальной работе сыграли положительную роль.

Пример воспитателя, тактично критикующего детские работы, привёл к успешным результатам. Мы убедились, что взаимокритика в старшем дошкольном возрасте может быть весьма продуктивной при соблюдении двух правил: а) если она учит детей видеть не только плохое, но и хорошее, даже в первую очередь хорошее; б) если она направляется по линии взаимопомощи, а не на стремление покарать или высмеять товарища.

При проведении коллективного просмотра детских работ воспитатель прежде всего обращал внимание на то, что удалось, что хорошо вышло у каждого ребёнка, а затем уже говорил о том, что не вышло, и непременно предлагал подумать всем, как исправить, как сделать, чтобы вышло лучше. Детей такая критика заинтересовывала и не обижала. Даже очень самолюбивые ребята (такие, как Коля), после того как какую-то часть его работы оценили высоко, готов был слушать, что же у него «не вышло» или «вышло хуже». Дети, которых критиковали в такой благожелательной товарищеской обстановке и которым указывали, советовали «как сделать лучше», охотно принимали критику, советы и обычно пытались «исправить». «Дайте, я сделаю»; «Я теперь знаю как»; «Я сейчас нарисую»; «Я догадался, сейчас исправлю», — говорили дети.

Умение подметить положительное в рисунке даже отстающего ребёнка сыграло большую роль в успехах этих детей. Помнится, как после одного из декоративных занятий, просматривая с детьми работы, воспитатель заметил по поводу одной из них: «Посмотрите, дети, как хорошо подобраны краски на этом рисунке, как красиво, чей это рисунок?» Дети в несколько голосов сказали: «Это Мансура». Интересна была их интонация. Раньше они охотно и насмешливо говорили: «Ну, это, конечно, рисунок Мансура, он всегда делает плохо». В данном случае в интонации одних было удивление, у других — некоторая гордость за Мансура. Мансур покраснел до ушей, заулыбался.

С этих пор угрюмый и упрямый Мансур ожил. Он с нетерпением ждал рисования, сердился, когда ему мешали, рисовал старательно и подолгу. Рисунки его ещё были весьма примитивные, но смелые; ему всегда хотелось рисовать ещё и ещё, так как содержание разрасталось в большие картины. Все дети вместе с воспитателем радостно следили за успехами Мансура и других детей, помогали им советами и указаниями.

Воспитатель особенно следил за формой и тоном детской критики и, когда это было нужно, вносил поправки, ставил добавочные вопросы. Товарищеская критика в особенности развернулась на втором этапе работы, когда рисование стало общим любимым занятием.

Примеры: Юля рисует красками цветок. Валя подходит, смотрит и говорит: «Плохо». — «Что плохо?», — спрашивает воспитатель. «Она на синей бумаге голубую тёмную краску положила, незаметно». — «А как сделать, чтобы хорошо стало?» — спрашивает воспитатель. «Обвести другой, тогда видно будет», — говорит Валя. «Какой?», — спрашивает Юля. — «Сама подумай», — говорит воспитатель. Юля обводит оранжевой и в середину цветка ставит оранжевую точку. Весь рисунок становится выразительнее, ярче. Обе девочки очень довольны.

Другой случай. Инна нарисовала лошадь, но на груди лошади получилась большая впадина. Юра посмотрел и сказал: «У, какая неправильная!» На лице Инны появилось огорчение. Воспитатель спрашивает Юру: «Она вся неправильная?» — «Нет, — говорит Юра, — голова хорошая, а грудь не так, вырезала очень». Он быстро отыскивает картинку (лошадь) и сравнивает с рисунком Инны. Подходит Дима, берёт другой лист бумаги и пробует нарисовать голову и грудь, выходит хорошо. Он говорит: «Смотри, вот как нужно, поняла?» — «Поняла», — отвечает Инна, берёт второй лист и вновь рисует лошадь, которая выходит очень хорошо. Все довольны. Юра и Дима следят, Юра похваливает: «Хорошо вышла».

Чутко, во-время направленная взаимокритика превращается в весьма продуктивную взаимопомощь, которая многому учит ребёнка и вызывает здоровый интерес к работе товарищей.

Направляя детскую взаимокритику и взаимопомощь, воспитатель строго следил за тем, чтобы она не превращалась в рисование за товарища: «Ты скажи, ты покажи на своём рисунке, нарисуй пальцем, а за него не делай, он попробует, как сумеет, и сделает сам, научится». Детям это казалось убедительным, поэтому не приходилось бороться с рисованием друг за друга, что нередко наблюдается в старших группах детских садов. Этому способствовало также уважение воспитателя к самостоятельности и инициативе ребёнка, убеждение, которое внушалось детям: «Лучше всего, когда «сам» сделает». Воспитатель всегда поощрял детскую самостоятельную мысль и работу, замечал её и обращал внимание детей: «Как интересно Галя придумала!» «Как хорошо, что Витя сам догадался, как сделать»; «Фредик сам сумеет» и т. д.

Примерная программа.

А. Предметные задания (по темам, а не в календарном плане).

I. Человек.

1. Человек большой, во весь лист (каждый придумывает, какого человека он нарисует: девочку, папу, маму, мальчика, солдата, моряка и т. п.).

2. Человек в вырезывании и наклеивании из цветной бумаги.

3. Нарядная кукла (цветными карандашами и красками).

4. Моя семья (цветными карандашами).

5. Человек в разных костюмах (разных национальностей, профессий).

6. Человек «маскарадный» (красками).

7. Человек в разных поворотах (цветными карандашами).

8. Человек идёт (цветными карандашами).

Для массовых сцен с движением использовать широкую тематику. (Сложные темы, где 12—14 человек — рисовать в 2 занятия.)

9. Дети детского сада на прогулке.

10. Дети катаются с горы, лепят снежную бабу.

11. Дети танцуют на празднике.

12. Дети играют в мяч.

13. Парад Советской Армии.

14. Демонстрация 1 Мая.

II. Дом.

1. Большой красивый дом (цветными карандашами).

2. Дом в праздник украшен (цветными карандашами).

3. Наши красивые дома (красками).

4. Красивый дом (в вырезывании и наклеивании из бумаги).

5 и 6. Сказочные дома (цветными карандашами и повторно — красками).

7. Улица — несколько красивых домов (рисунок в 2 занятия)

III. Транспорт.

(Конкретные темы даются в зависимости от окружения, в котором находится детский сад.)

1. Автомобиль, легковой и грузовой (с людьми и грузом).

2. Трамвай, в нём люди едут (цветными карандашами).

3. Самолёты разные.

4. Пароход (пассажирский и грузовой) с людьми (цветными карандашами).

5. По морю плывут парусные лодки (красками).

6. Поезд (придумать обстановку).

7. Сани с лошадью (придумать, кто и куда едет).

8. Телега с запряжённой лошадью (придумать, что везёт).

9. Северная упряжка на собаках и на оленях.

10. Южная упряжка: на быках, на ослах, на верблюдах (можно использовать при рисовании животных).

IV. Животные.

(Первые рисунки каждого задания желательно дать цветными карандашами, повторно — красками.)

1. Домашние животные (могут нарисовать 2—3 животных).

2. Корова с телёнком пасётся.

3. Коза с козлятами.

4. Кошка с котятами.

5. Стадо.

6. Лесные звери.

7. Зоопарк.

Для рисования животных использовать сказки и рассказы о животных: «Колобок», «Лиса, заяц и петух», «Кот, петух и лиса», «О храбром зайце» (Мамина-Сибиряка), «Воробьишка» (М. Горького) и другие.

V. Птицы.

1. Разные красивые птицы.

2. Курица с цыплятами и петух.

3. Птичий двор.

4. Скворцы у скворечника.

5. Птицы водяные.

6. Разные птицы на дереве.

VI. Насекомые.

1. Бабочки.

2. Стрекозы и другие.

VII. Рыбы.

1. Рыбы у нас в аквариуме.

2. Рыбки разные в реке.

3. Разные морские рыбы (разрез моря).

VIII. Растения.

(в зависимости от окружающей природы).

1. Полевые цветы, ромашки, васильки, маки, незабудки и др.

2. Цветы в саду (пионы, лилии, розы и др.).

3. Букет цветов.

4. Овощи.

5. Фрукты разные.

6. Ёлка (повторно — ёлка нарядная).

7. Берёза, ель, сосна, рябина (для средней полосы).

8. Кусты (орешник, бузина, сирень).

9. Цветущие деревья: черёмуха, яблоня, вишня и др.

10. Деревья с плодами: яблоня, груша, слива (темы даются в связи с природой, окружающей ребёнка, и сезоном).

Рисование растений цветными карандашами следует чередовать с рисованием красками, вырезыванием и наклеиванием из цветной бумаги.

Б. Широкая тематика, предлагаемая ребёнку, отражает быт, труд, общественные моменты, картины природы, художественные рассказы, стихи, сказки.

1. Темы, связанные с детским бытом (зимние и летние игры на участке, праздники, поездка на дачу, экскурсии в лес, к реке, в зоопарк и т. д.).

2. Темы, отражающие социалистический быт (парк культуры и отдыха, наш детский сад, наша улица и т. д.).

3. Темы, отражающие социалистический труд в колхозе: тракторы пашут, сенокос, сбор урожая, скотный двор и др.

4. Темы, отражающие революционные праздники: 7 ноября, День Советской Армии, 1 Мая.

5. Времена года и связанные с ними изменения в природе. Например: «Лес осенью», «Лес зимой», «Весна в лесу», «Цветущий весенний сад» и др.

6. Иллюстрации к рассказам, сказкам, стихам. При этом значительное место в широкой тематике должны занять иллюстрации к русским народным сказкам о животных и к волшебным сказкам.

Выводы.

Изучение вопроса о руководстве и обучении рисованию детей шести-семи лет и проведённая нами экспериментальная работа подтвердили наши предварительные предположения:

1. Учить ребёнка можно и нужно во всех типах рисования, а не только на занятиях по заданию. Это обеспечивает единство учебного и творческого рисования, единство программы. Содержание и формы обучения зависят от типа рисования и поставленных задач применительно к данному возрасту. В старшем возрасте все типы и формы рисования, лепки должны включаться в программный материал.

2. Программа обучения ребёнка рисованию, исходя из общих задач воспитания, строится на жизненном материале, с учётом своеобразия в развитии детского творчества, конкретных достижений и ошибок, которые легко осмысливаются детьми и могут быть ими преодолены. Наблюдение и изучение детского рисования помогли определить, чему учить группу и отдельных детей. Нами выдвинуты задачи в обучении технике (штриховка, работа с красками, смелость линии, моторная динамика в выполнении простейших орнаментальных форм и др.), а также работа над формой и композицией рисунка. Все эти задачи оказались посильными, так как они вытекали из анализа и осознания детьми недочётов, имевшихся в их рисунках, и учёта детских возможностей.

3. Методы обучения рисованию, которые применялись нами — задание («техническое», «предметное» и «широкой тематики»), показ приёма и образца, указания, коллективный анализ работы, игровая форма упражнения в показе приёмов орнаментального изображения и другие, — оказались достаточно гибкими и разнообразными; они определялись характером и содержанием учебной задачи и дали положительные результаты.

4. Показателем того, что содержание учебных задач и метод их осуществления намечены правильно, является широкое использование детьми учебных достижений, их применение в рисунках по замыслу. Обогащение содержания и улучшение качества этих рисунков явились результатом систематической работы с детьми.

5. Внимание к культуре наблюдения, к обогащению внутреннего мира ребёнка новыми и повторными впечатлениями, а также специальные наблюдения, связанные с конкретными темами рисования, вполне оправдали себя как основа, на которой может быть построена работа по руководству детским творчеством.

6. Систематичность занятий, их необходимая частота, правильное расположение занятий в программе дня и предоставление детям достаточно разнообразного качественного материала для рисования и других видов изобразительных занятий оказали большое влияние на успешность обучения детей рисованию.

7. Придавая исключительно важное значение непринуждённой и в то же время серьёзной деловой атмосфере занятий, нам удалось создать благоприятные условия для творческой работы каждого ребёнка. Заинтересованность воспитателя детской работой и вера в силы ребёнка, его готовность в нужный момент прийти на помощь ребёнку — всё это оказало самое положительное влияние на отношения детей к учебной работе и на её результаты.

8. Обучение на основе воспитания интереса, смелости и самостоятельности ребёнка в творческой работе, продуманное единство учебных и творческих задач дали возможность богато проявиться детским способностям и добиться значительного улучшения рисунка, обеспечили полноценное выявление и развитие лучших сторон детского творчества. Богатое жизненное содержание рисунков вызывало у детей глубокие переживания и положительно влияло на моральный облик детей.

Все положительные черты детского творчества: его содержательность, смелость, непосредственность, эмоциональность, ритмичность, красочность — получили своё полноценное выражение и развитие.

Одновременно дети приобрели важные качества в умении учиться: со всей серьёзностью и вниманием принимать и выполнять учебные задания, указания воспитателя, преодолевая трудности, добиваясь желаемого эффекта; дети отличались организованностью, необходимой выдержкой, ответственно выполняли задания. Доступность, жизненность и эффективность программного содержания обучения обеспечили полную их осознанность, что оказало положительное влияние на все другие занятия, на культурное поведение, взаимоотношения детей, на организованность группы в целом.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных