Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности содержания детской лепки




В ранний период, когда лепка ребёнка не носит ещё тематического изобразительного характера, она обладает важным для него внеизобразительным содержанием.

Содержанием этой деятельности ребёнка является: познание и овладение свойствами материала и создание простейших пластических форм (диск, валик, шарик), которые ребёнок по-своему определяет («какая лепёшка», «катается», «длинная», «кругленькая» и т. д.). Благодаря реальной объёмности указанные формы быстро ассоциируются с предметом, получают названия («блинчик», «котлетка», «колбаска», «конфетка», «мячик» и т. д.). Таким образом, от внеизобразительного содержания ребёнок непосредственно переходит к содержанию изобразительного порядка.

Каково изобразительное содержание детской лепки?

Общее количество работ за 1 занятие обратно пропорционально возрасту детей, причём девочки дают количественно больше «работ», чем мальчики.

Данная таблица подтверждает два интересных факта: 1. Чем меньше возраст ребёнка и чем больше его лепка построена на смелой моторике, без контроля глаза, без сложных замыслов, тем большее количество «работ» он успевает сделать за одно занятие (в 10—15 минут). Обычно эти работы представляют собой отдельные, мало обработанные комочки, валики, шарики, лепёшки без названия или с названием. Подсчитав эти простейшие формы, сделанные ребёнком (а это дело нелёгкое, так как ребёнок их быстро разрушает и видоизменяет), мы получаем значительную цифру его «продукции». С усложнением содержания и формы, соединением разных её элементов в одно целое, а также с детализацией обработки той или иной формы, мы получаем совершенно закономерное количественное снижение работ.

2. Второй интересный момент — это большее количество работ у девочек, чем у мальчиков. Причина данного факта заключается прежде всего в воспитательной работе — у хорошего воспитателя, где жизнь детей содержательна, где мальчики и девочки живут активной дружной семьёй, эта разница в работах детей менее заметна. Имеет значение также и большая ритмичность девочек по сравнению с мальчиками, что даёт большую повторность форм. Усидчивости и спокойствия в работе больше у девочек, отсюда и большее количество их продукции.

Небезинтересными оказались данные нашего исследования по вопросу о наличии смыслового содержания в детской лепке. В таблице показано, как с возрастом нарастает количество работ с названием и какая разница в этом отношении наблюдается в работах мальчиков и девочек.

В данном анализе к «группам» мы относили хотя бы два предмета, объединённых общим содержанием. В лепке детей младших возрастов это объединение обычно происходило в процессе игрового действия с вылепленным предметом. Зрительно объединённых групп эти дети не давали. У детей шести лет, а иногда и пяти лет таковые возникали. Образцом таких работ являются: «Демонстрация 1 Мая»; «Он гуляет в саду»; «Корова посадила девочку на рога»; «Тётенька доит корову, пришла лиса и хочет кур утащить» и др.

Конкретное содержание в лепке детей отличается разнообразием. Дети лепят такие вещи, которые никак не могли бы прийти в голову взрослому; например: большое место занимают предметы питания, причём это не деталь к образу (человека), а самостоятельные темы: «лепёшки», «баранки», «блины», «конфетки», «пирожки», «колбаски», «котлеты», «яблоки» и т. д.

Всё это — приятные для ребёнка, близкие предметы, форма которых проста, доступна и легко воспроизводима. Особенно эти темы обильны у девочек. В лепке мальчиков большое место занимает транспорт (конструктивные предметы). Часто дети снабжают вылепленные самолёты и другие предметы звёздами, чтобы все знали, что это «наши самолёты».

В лепке детей значительное место занимает мебель: столы, стулья, кровати, диваны. Эти факты указывают на то, что, ощущая гибкость, пластичность материала, ребёнок его использует для создания всей массы разнохарактерных предметов, с которыми он живёт и действует, которые он хочет иметь в качестве своей игрушки. Однако есть и вторая причина, позволяющая ребёнку легко включать предметы конструктивной формы в свою лепку. Эта причина заключается в конструктивном способе создания ребёнком объёмной формы.

Таким образом, проблема содержания детской лепки является своеобразной как в отношении широты содержания, так и в отношении мотивов выбора тематики. Возраст и навыки, полученные при обучении, изменяют мотивы выбора.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных