Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Влияние материала на характер детской лепки




В детских садах мы наблюдали, помимо лепки из глины, лепку из пластилина и с присоединением разнообразного комбинированного материала. Сопоставляя процесс и результаты лепки из глины и пластилина, мы неизбежно приходили к выводу о большей пользе глины. Хорошо приготовленная глина, не липнущая к рукам, проще и приятнее в лепке, она не ограничивает ребёнка количественно и не стесняет его в масштабе изображения. Ребёнок может получать крупные куски глины и по мере надобности добавочные.

Пластилин дорог и не может быть дан в нужном количестве. Кроме того, от теплоты детских рук пластилин становится липким, вязким, что затрудняет действия ребёнка. В зимнее время он твердеет, ребёнку трудно с ним справиться. Приходится его разогревать на батареях, в печке, следить за тем, чтобы это подогревание оказалось в меру. Наиболее отрицательным моментом в лепке из пластилина является неизбежный миниатюризм лепки. Маленький комочек пластилина ребёнок стремится использовать для ряда работ, и они неизбежно оказываются чрезвычайно малого размера.

Если ребёнку приходится лепить только из пластилина, то он приобретает дурной навык — лепить мелко; в связи с этим он теряет смелость в творчестве. Кроме того, в лепке малого масштаба усовершенствование формы и её деталировка затруднены. Мы неоднократно наблюдали в связи с лепкой из пластилина и такой крайне отрицательный факт. Так как пластилина в детском саду мало, а лепить хотят все группы детей, то детские работы быстро ломают; иногда это происходит тотчас после занятия на глазах детей. Антипедагогичность таких фактов совершенно очевидна: замысел и труд ребёнка обрекаются на разрушение, и он тоже привыкает не ценить и не беречь свою и чужую работу.

Лепка из глины, как правило, должна сохраняться до тех пор, пока ребёнок проявляет к ней интерес. Почти вся детская лепка может быть вынесена из группы и частично размочена (не на глазах детей) в связи с новой лепкой, для хранения которой нужно освободить место. Периодическая уборка лепки детям понятна и обычно не вызывает с их стороны протеста.

Если в основном дети лепят из глины, то старшим изредка можно предлагать лепку из цветного пластилина: использование цветного материала может способствовать усложнению работы, которое будет полезно для углубления навыка.

Некоторые исследователи считают, что лепка с присоединением комбинированного материала удовлетворяет естественную потребность ребёнка объединять различные материалы.

Наблюдая детскую лепку в различных вариантах, из различного материала, мы приходим к выводу об опасности увлечения этим материалом. Бывают моменты (летом, на даче, на площадке), когда ребёнок шести-семи лет срывает во время лепки травку, ветки, втыкает их в комочки глины, устраивает «лес», «сад» и т. д. Препятствовать такой работе не следует. Но эта работа вряд ли может расцениваться как лепка; правда, ребёнок иногда лепит «фигурки», которые «гуляют в лесу», «пошли за грибами» и т. п. Но характер этой работы не столько скульптурного, сколько макетного порядка. Подменить лепку такая работа не может и не должна.

С внесением разнообразного материала характер детской лепки совершенно меняется. Склонность ребёнка к захвату различного материала и его нагромождению полностью разрушает процесс детской лепки. Лепка превращается в беспорядочную конструктивную деятельность с употреблением глины для скрепления, но она крайне непрочна, и сооружения ребёнка обычно уже в процессе работы разрушаются. Да и сами они носят хаотический, мало осмысленный и неопрятный характер; порядка и стройности формы в столь случайно объединённом материале ребёнку добиться не удаётся; часто от лепки он переключается на игру.

Даже в тех случаях, когда ребёнок получает не очень разнообразный добавочный материал, лепка его страдает.

Так, при наличии палочек, бумажек и флажков мы замечаем снижение лепки в Двух направлениях: а) стремясь обязательно использовать всё, что даётся-воспитателем, ребёнок портит собственную лепку: он втыкает палочки и флажки куда попало, облепляет глину цветными бумажками, отчего изделия ребёнка теряют скульптурный замысел. Нам приходилось наблюдать, как дети четырёх-шести лет беспорядочно втыкали красные флажки во всё, что было ими слеплено: в «блинчик», «мячик», «гриб», даже в голову человека; б) в тех случаях, когда детям даётся подобный материал и воспитатель указывает, куда можно приделать флажок (к пароходам, к дому и т. д.), дети начинают лепить именно эти предметы, и затем всегда при наличии флажков лепят те же предметы.

В этом случае флажок ограничивает тематику лепки, она становится однообразной, трафаретной. Кроме того, натуральный флажок совсем не красит скульптуру ребёнка, гораздо приятнее выглядел бы флажок из глины, если он действительно оказался ребёнку необходимым.

Случаи употребления изредка мелкого природного материала (мелкие ракушки, камешки, ягодки), да ещё в условиях дачной жизни, могут оказаться более целесообразными, могут послужить развитию интереса к орнаментальному украшению лепки. Любопытно отметить разницу в использовании ракушек у мальчиков и девочек: первые используют их для подчёркивания конструктивной формы (внутренней стороной раковины вверх), вторые — как декоративное украшение (узорной стороной вверх).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных