ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Форма и техника детской лепкиХарактер формы детской лепки может быть рассмотрен со стороны тех моторных и технических средств, которыми располагает ребенок для её создания, и тех психологических данных, которые определяют своеобразие создаваемой детьми пластической формы. В значительной мере пластическую форму определяют моторика и техника ребенка. Первые пластические формы, создаваемые ребенком, являются не преднамеренными, а зависят от специфической моторики, которой располагает данный возраст: удар кулаком, ладонью по глине (лепёшки); обколачивание комка глины о стол (бруски); вращательные движения комочка (шарики); движения ладони по комочку глины параллельно поверхности стола (валики); нажим пальцев (углубления, ямки). Данные повторные движения являются единственно доступными ребёнку техническими средствами, которыми он располагает при обработке пластического материала. Бывают случаи, когда ребёнок при лепке использует и какой-либо твёрдый предмет для воздействия на глину: палочку, гвоздь, щепку, спичку; ими он царапает глину, протыкает отверстия и т. п. Но этот случайный инструмент не может заменить разнообразную моторику руки и непосредственное ощущение, осязание формы: он отвлекает ребёнка от ощущения пластического материала и соответствующего формования, поэтому не следует давать для лепки малым детям подобного рода «добавочный» материал и твёрдый инструмент. Пальцы — лучший инструмент для познания и обработки пластического материала, для создания формы. Средства детской моторики, которые определяют форму, обусловливают и её гладкую поверхность (катание, прихлопывание, обколачивание о стол). Излишне мягкая глина, которая липнет к рукам и доске и создаёт неровную поверхность формы, огорчает ребёнка, кажется ему эстетически «плохой». Сама техника лепки детей трёх-четырёх лет и характер движений обусловливают два основных типа формы: объём, (шарик и толстый валик), плоскость (диск, лепёшка). Этими формами затем и располагает ребёнок. Однако плоскостную форму (диска, лепёшки) никак нельзя рассматривать ни как первичную, ни как основу для решения ребёнком объёмной формы. Напротив, в тех случаях, когда он пользуется диском, он или применяет его к изображению предметов плоскостного характера, или же нарушает плоскостной характер диска: загибает края, присоединяет объёмные части («кроватка», «лодка», «диванчик» и др.). Основной особенностью детской пластической формы является, несомненно, объём. Реальное ощущение объёма, который даёт сам материал, и отношение ребёнка к своей лепке, как к живым предметам и игрушкам, которые ребёнок вертит в руках, переставляет, двигает, поддерживают в нём это стремление к объёму. Даже предметы, вылепленные из довольно тонких валиков, совершенно не выражают тенденции к плоскости; они сделаны из валиков полной объёмности, ни один не сплюснут ударом руки. Случаи, когда ребёнок расплющивает шарик, диск, имеют место, но в младшей группе — это результат внеобразного действия; в более старшем возрасте расплющивание — обычно вполне продуманный технический приём для получения объёмной формы. Например, ребёнок лепит гриб: прикладывает шарик к цилиндру (к валику), снимает его и, немного расплющив, вновь прилепляет к цилиндру — гриб становится более правильным, ребёнок удовлетворён. Это значит, что, работая вполне сознательно над несложным образом, ребёнок стремится и добивается его объёмного соответствия с изображаемым предметом. Наши наблюдения не подтверждают и мнения А. В. Бакушинского о том, что развитие зрительной установки лишает ребёнка чувства объёмной формы, что он стремится к уплощению, к фронтальности с чётким силуэтом. Лепка детей шести-семи лет свидетельствует о сохранении детьми полной объёмности формы. Нам случалось наблюдать уплощённую форму человеческих фигур. Задумывалась она и осуществлялась, как полная объёмная форма, однако в процессе лепки, в стремлении поставить фигуру вертикально дети усиленно прижимали её книзу, держа за туловище. От этих нажимов и падений круглое туловище становилось уплощённым. Этот факт мы рассматриваем не как тенденцию к плоскости, к силуэту формы, но как следствие технической неудачи ребёнка (затруднений при постановке фигуры). Линейное изображение является весьма редким исключением и говорит о невысокой активности ребёнка по освоению пластического материала. Дело воспитателя переключить его на создание объёмной формы. Барельеф в лепке ребёнка отсутствует, как сугубо условное изображение, базирующееся на высокой зрительной культуре. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|