ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Факторы, влияющие на устойчивость к стрессуЭффекты стресса зависят от индивидуальных особенностей человека. Некоторые люди могут противостоять разрушительному действию стресса гораздо лучше, чем другие. Почему? Существует несколько факторов, смягчающих воздействие стресса на наше психическое и физическое здоровье. Мы рассмотрим пять таких факторов: социальная поддержка, стойкость, оптимизм, стремление к острым ощущениям и реактивность вегетативной нервной системы. Как мы увидим далее, эти факторы влияют как на нашу оценку потенциально стрессогенных событий, так и на эмоциональную, физиологическую и поведенческую реакцию на стресс. Социальная поддержка Друзья полезны для здоровья! Этот лозунг отражает результаты исследований социальной поддержки как фактора, смягчающего стресс. Социальная поддержка включает все виды помощи, предоставляемой человеку людьми, с которыми он связан какими-либо социальными связями. В одном из исследований изучалась роль социальной поддержки для 100 женатых мужчин, которые столкнулись с весьма серьезным стрессом, а именно, с потерей постоянного места работы после закрытия фабрики1, Оценивая степень социальной поддержки, оказанной им женами, друзьями и родственниками, Гоур установил, что у тех людей, которым оказывалась относительно большая социальная поддержка, обнаружились: 1) менее выраженная эмоциональная реакция на фрустрацию и 2) меньше симптомов телесного нездоровья. В одном недавно проведенном исследовании изучалось влияние социальной поддержки на работу иммунной системы студентов, подвергшихся стрессу при сдаче экзаменов. Его авторы обнаружили, что у студентов, которые указывали на более сильную социальную поддержку, выше уровень антител в крови, что играет ключевую роль в защите организма от респираторных инфекций. Позитивная корреляция между высоким уровнем социальной поддержки и эффективным функционированием иммунной системы была также замечена в исследовании супружеских отношений у больных раком. Во множестве других исследований также были найдены подтверждения тому, что социальная поддержка положительно влияет на здоровье. В большом обзоре соответствующих исследований его авторы утверждают, что связь между социальной поддержкой и здоровьем доказана так же надежно, как связь между курением и раком. Социальная поддержка является хорошим лекарством не только для тела, но и для души. В большинстве исследований выявлена связь и между социальной поддержкой и психическим здоровьем. В периоды тяжелого стресса социальная поддержка является для нас буфером, смягчающим негативное воздействие стресса. Кроме того, и в ситуациях отсутствия стресса социальная поддержка оказывает благотворное влияние на наше здоровье. Даже общение с домашними животными может смягчать эффекты стресса. В одном из исследований было выявлено, что пожилые владельцы домашних животных меньше обращаются к врачам, чем люди того же возраста, их не имеющие. В другом исследовании женщины, имеющие домашних животных, подвергавшиеся кратковременному стрессу, демонстрировали менее выраженную физиологическую реакцию. Интерес исследователей к изучению эффектов социальной поддержки привел к построению классификации ее видов. Так, было высказано предположение, что социальная поддержка может выполнять четыре важные функции: • Эмоциональная поддержка — выражение участия и заинтересован • Оценочная поддержка — помощь человеку в оценке и осмыслении • Информационная поддержка — совет о том, как справиться с про • Инструментальная поддержка — материальная помощь или по Кэролин Кутрона полагает, что эффективность социальной поддержки зависит от того, насколько тот или иной ее вид соответствует конкретным проблемам человека. Так, например, бесполезно предлагать финансовую помощь (инструментальную поддержку) богатому человеку, у которого только что умерла жена, поскольку этот человек явно нуждается в эмоциональной поддержке. Она считает, что ключевым фактором, определяющим подходящий вид поддержки, является возможность управлять стрессовыми событиями. Когда мы не властны над стрессовыми событиями, то информационная и инструментальная поддержки бесполезны, а эмоциональная — очень важна. Когда же люди сталкиваются с управляемыми событиями, то информационная и инструментальная поддержки могут быть особенно ценными. Следует также отметить, что социальные отношения и социальная поддержка — это не одно и то же. Некоторые друзья или члены семьи могут быть, напротив, источниками дополнительного напряжения, а не поддержки. Они могут критиковать, создавать чувство вины, нарушать обещания, предъявлять излишние требования, провоцировать на ненужные споры, а также многими другими способами мешать нам справляться со стрессом. Пэгел, Эрдли и Бекер изучали положительные и отрицательные стороны социальных отношений, измеряя степень удовлетворенности людей своими социальными связями. Они нашли, что готовность к оказанию помощи членов семьи или друзей даже менее важна, чем то, будут ли они являться источниками эмоционального дистресса или нет. Люди, которые сообщают о хорошей социальной поддержке, в какой-то степени могут на самом деле иметь в виду, что друзья и родственники просто не сводят их с ума. Стойкость Сюзанна Кобаса исходила из следующего простого рассуждения. Если стресс воздействует на одних людей меньше, чем на других, значит, они более стойкие, чем другие. Для проверки этой гипотезы она решила выяснить, могут ли личностные качества быть ключом к объяснению различий в стойкости по отношению к стрессу. В своем исследовании она использовала модифицированную версию шкалы измерения стресса (SRRS) Холмса и Рейча для его количественного измерения. Как и в большинстве других исследований, она нашла устойчивую корреляцию между стрессом и состоянием здоровья. Однако, ее исследования были несколько глубже, по сравнению с другими. Кобаса сравнила по 18-и личностным параметрам испытуемых, переживших сильный стресс и оставшихсяся здоровыми, с теми, кто в результате стресса подвергся заболеваниям. Были выделены следующие личностные черты, связанные со стойкостью: • Чувство ответственности. Люди, более стойкие к стрессу, обычно обнаруживают ясное осознание ценностей. У них есть вполне определенные цели, достижение которых считается обязательными. Менее стойкие характеризуются как потерянные (у них отсутствует определенная иобязательная для исполнения система ценностей). • Стремление к преодолению трудностей. Более стойкие люди, как правило, предпочитают сами искать и активно преодолевать препятствия. Они считают нормой жизни перемены, а не стабильность. Они стремятся к переменам, вместо того, чтобы цепляться за свое прошлое. Менее стойкие к стрессу более склонны воспринимать перемены как повод для тревоги. • Внутренний локус контроля. Локус контроля — это черта личности, характеризующая веру людей в то, что все их достижения являются результатом их собственных действий. Эта черта была впервые описана Джулианом Роттером. Личности с внешним локусом контроля полагают, что их успехи или неудачи определяются главным образом внешними факторами, такими, как судьба, случай или везение. Личности же с внутренним локусом контроля считают, что их успехи и неудачи определяются внутренними факторами, такими как их собственные действия или способности. Кобаса обнаружила, что более стойкие люди чаще демонстрируют внутренний локус контроля, тогда как менее стойкие к стрессу склонны ощущать себя марионеткой в руках судьбы. Итак, стойкость — это совокупность определенных личностных черт, а именно, ответственности, стремления к преодолению трудностей и внутреннего локуса контроля, которые способствуют высокой сопротивляемости к стрессу. По нашему мнению, стойкость смягчает эффекты стресса, изменяя его оценку. Стойкие люди чаще оценивают потенциально стрессовые события как менее угрожающие и менее нежелательные. Однако, по поводу применимости понятия стойкости по отношению к женщинам неоднократно высказывались сомнения. Кроме того, основные черты стойкости пока окончательно не установлены. Некоторые исследователи утверждают, что стойкость определяется только внутренним локусом контроля. Несмотря на всю спорность вопроса, работа Кобасы послужила толчком к целому ряду исследований влияния личностных черт на здоровье и устойчивость к стрессу. Особый интерес представляют недавно начатые исследования оптимизма, черты характера, которой до последнего времени не уделялось должного внимания. Оптимизм Определяя оптимизм как общую тенденцию к ожиданию благополучных исходов, Мишель Шейер и Чарльз Карвер обнаружили корреляцию между оптимизмом и хорошим физическим здоровьем на выборке студентов колледжа. В ходе последующих исследований они нашли, что оптимисты и пессимисты по-разному справляются со стрессом. В стрессовой ситуации оптимисты в большей степени ориентированы на действия и анализ проблемы. Они с большей охотой, чем пессимисты, ищут социальной поддержки и в своих оценках стрессовой ситуации больше склонны подчеркивать позитивные аспекты. Пессимистам же более свойственно концентрироваться на негативных аспектах стресса. В другом исследовании, где они изучали больных, перенесших операцию шунтирования коронарной артерии, оптимизм оказался связанным с более быстрым выздоровлением и возвращением к нормальной жизни. Согласно Шейеру и Карверу, оптимизм способствует более адаптивным способам борьбы со стрессом. В другом направлении исследований Кристофер Петерсон и Мартин Селигман изучали, как люди объясняют неприятные события: собственные промахи, неудачи, разочарования и пр. Они описали пессимистический способ объяснения, при котором люди считают, что всему виной их собственные недостатки, и в ретроспективном исследовании выпускников Гарварда 1940 г. обнаружили связь между пессимистическим способом объяснения и относительно слабым здоровьем. Они объясняют эту связь тем, что пессимизм ведет к пассивным стратегиям преодоления стресса и беспечности по отношению к своему здоровью. Сравнению эффектов оптимизма и пессимизма посвящено всего лишь несколько исследований, но все они подтверждают, что эта черта личности влияет на эффекты стресса. Дальнейшие исследования должны прояснить роль оптимизма в смягчении стресса. Стремление к ощущениям Стремление к острым ощущениям — еще одна черта личности, влияющая на нашу реакцию на стресс. Впервые описанное Марвином Цукерманом, стремление к ощущениям — это общее предпочтение высокого или низкого уровня сенсорной стимуляции. Люди с высоким показателем стремления к ощущениям предпочитают, а возможно даже и нуждаются, в высоком уровне стимуляции. Им нравится бороться с трудностями, и они легко поддаются скуке. Эти люди любят риск, и поэтому им нравятся альпинизм или автогонки. Они удовлетворяют свою жажду ощущений, пробуя наркотики, часто меняя сексуальных партнеров, участвуя в романтических приключениях (например, путешествуя в самых разных необычных местностях). Им нравятся азартные игры, острая пища, экстравагантное искусство, буйные вечеринки и необычные друзья. Очевидно, что люди с высокими показателями стремления к ощущениям ищут ситуации, которые большинство людей считают весьма стрессогенными. Теперь, когда вы знаете о том, насколько стресс субъективен, для вас не будет неожиданностью, что по сравнению с другими, люди с высоким стремлением к ощущениям воспринимают такого рода события как менее угрожающие, рискованные и вызывающие тревогу. Цукерман считает, что существует биологическая предрасположенность к высокому уровню стремления к ощущениям. Цукерман высказал два интересных предположения по поводу проблемы адаптации. Во-первых, он предположил, что людям с очень высоким и с очень низким уровнем стремления к ощущениям сложно понять друг друга, не говоря уже о попытках найти виды деятельности, доставляющие удовольствие обоим. Успешное развитие романтических отношений более вероятно, если партнеры соответствуют друг другу по уровню стремления к ощущениям. Эта гипотеза нашла подтверждение в недавних исследованиях Марвина Шрота. Он обнаружил, что степень несоответствия сексуальных партнеров по параметру стремления к ощущениям отрицательно коррелирует с их удовлетворенностью отношениями. Другими словами, чем больше различия по этому параметру, тем меньше партнеры удовлетворены друг другом. Во-вторых, Цукерман предположил, что для людей и с вы соким, и с низким уровнем стремления к ощущениям важно «правильно» выбрать профессию. Действительно, похоже, что человек с высоким стремлением к ощущениям будет испытывать фрустрацию от рутинной, монотонной работы, тогда как человек с низким показателем может быть перегружен стрессами на работе, предъявляющей высокие требования. Хотя стремление к ощущениям связано с устойчивостью к стрессу, заметим, что люди с высокими показателями по данной личностной черте зачастую могут быть более дезадаптивными, чем адаптивными. Люди с высоким стремлением к ощущениям с большей вероятностью, чем другие могут злоупотреблять наркотиками, иметь проблемы в школе, приобретать вредные привычки, вести себя импульсивно, ввязываясь в драки. Некоторые исследования обнаружили связь между высоким стремлением к ощущениям и криминальным поведением. Таким образом, недостатки высокого стремления к ощущениям могут перевешивать его достоинства. Реактивность вегетативной нервной системы (ВНС) Учитывая то, что в ответ на стресс всегда происходит физиологическая реакция, разумно предположить, что физиологические особенности будут влиять на устойчивость к стрессу. Рассуждая таким образом, можно придти к выводу, что на людей с относительно менее возбудимой ВНС стресс воздействует слабее, чем на тех, чья ВНС обладает высокой реактивностью. До сих пор большинство исследований реактивности ВНС сосредоточивалось на изучении автоматически регулируемых сердечно-сосудистых реакций на стресс (частоте пульса и кровяном давлении). Испытуемые, подвергавшиеся стрессу в лабораторных условиях, демонстрировали устойчивые индивидуальные различия в сердечно-сосудистой реактивности на протяжении 1 года, а также в разных условиях. Недавние исследования близнецов подтвердили, что различия в сердечнососудистой реактивности имеют генетическую основу. Другие исследова ния показывают, что высокая сердечно-сосудистая реактивность способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний, однако этот вопрос еще нуждается в дальнейших исследованиях. Заключение Стресс возникает во взаимодействии с окружением, от которого исходит угроза. Стресс — это обычное повседневное явление. Даже будничные занятия могут создавать его. Во многом стресс зависит от того, как мы его воспримем. Будут ли события тревожить нас, зависит от того, как мы их оценим. Некоторые из переживаемых нами стрессов исходят от окружающей среды. Факторами окружающей среды, вызывающими стресс, могут быть шум, загрязнение, жара, большое скопление народа. Многие из наших повседневных стрессов мы создаем себе сами. Основные виды стресса — это фрустрация, конфликт, изменения и давление. Фрустрация возникает, когда какие-то препятствия мешают нам достичь намеченной цели. Конфликт может быть трех типов: приближение—приближение, избегание—избегание и приближение—избегание. Последний из них является особенно стрессогенным. Обычной реакцией на него являются колебания и нерешительность. Большое количество исследований с применением SRRS подтверждает, что изменения создают стресс. Это может быть так, но сейчас стало ясно, что SRRS скорее измеряет стресс вообще, а не конкретно стресс, связанный с переменами. Два вида давления (выполнения и соответствования) также вызывают стресс. Наша оценка потенциально стрессовых событий очень субъективна. Обычно события воспринимаются как менее опасные, если они знакомы, если ими можно управлять, если они являются предсказуемыми, или если они ожидаются в далеком будущем. Хотя возможность управления событиями и их предсказуемость зависят от обстоятельств. Типичные эмоциональные реакции на стресс — ярость, страх или печаль. Эмоциональное возбуждение может помешать нам справиться со стрессом. Оптимальный уровень возбуждения, требуемый для выполнения задачи, зависит от ее сложности. Физиологическая реакция на стресс изначально была названа Уолтером Канонном реакцией «сражайся или беги». Ганс Селье описал общий адаптационный синдром как реакцию на стресс, состоящую из трех фаз: тревоги, сопротивления и истощения. На стадии истощения могут возникать болезни. В ответ на стресс мозг посылает сигналы к эндокринной системе по двум основным путям. Эти сигналы вызывают вброс в кровь двух групп гормонов — катехоламинов и кортикостероидов. Стресс также влияет на имунную систему. Усилия по преодолению стресса могут быть как эффективными, так и не эффективными. Эффективное преодоление стресса может уменьшить потенциально вредные эмоциональные и физиологические реакции. Стресс может иметь и позитивные эффекты, хотя большинство его исследований сосредоточено на его негативных последствиях. Обычные негативные эффекты стресса — это снижение эффективности деятельности, нарушения внимания и других познавательных процессов, полное истощение, посттравматический стресс, множество повседневных психологических проблем, психические и соматические заболевания. В то же время стресс удовлетворяет одну из базовых человеческих потребностей - потребность в преодолении трудностей и, тем самым, может способствовать личностному росту и самосовершенствованию. Разные люди могут выдержать разное количество стрессов без вреда для себя. Наличие социальной поддержки является ключевым фактором, влияющим на устойчивость к стрессу. Личностные факторы, связанные со стойкостью — чувство ответственности, стремление к преодолению трудностей и внутренний локус контроля — увеличивают устойчивость к стрессам. Оптимисты и любители ощущений лучше справляются со стрессами. Относительно менее возбудимая вегетативная нервная система может защитить человека от некоторых вредных для здоровья эффектов стресса.
Фрустрация: определения и виды реакций на нее. Тревожность, два аспекта ее изучения. Х.Хекхаузен ТРЕВОЖНОСТЬ Общая тревожность В начале 50-х гг. Тейлор и Спенс в университете штата Айова разработали метод изучения тревожности, который оказался более плодотворным для исследования мотивации человека, чем другой, связанный с теорией влечений и основанный на экспериментах с животными. Тейлор и Спенс интересовались не столько тревожностью как таковой, сколько проверкой некоторых выводов, следовавших из теоретико-ассоциативной концепции влечения, а именно влиянием силы влечения на научение новым способам поведения. Отправной точкой в их рассуждениях стала халлов-ская теория влечения с такими ее постулатами, как независимость влечения, привычки, энергетизирующее действие влечения и его общий характер. Поскольку, согласно последнему из постулатов, все наличные потребностные и активационные состояния вносят вклад в силу соответствующего влечения (D), при спецификации данного влечения пришлось учитывать и тревожность, тем более что люди, по-видимому, сильно разнятся друг от друга в этом отношении. В соответствии с точкой зрения Миллера и Маурера тревожность рассматривалась как приобретенное (и с трудом угашаемое) влечение, источником которого служит антиципирующая эмоциональная реакция (ге), которая вызывается стимулами, указывающими на какую-либо угрозу. Для измерения индивидуальных различий и разделения испытуемых по силе тревожности, проявляемой в экспериментальной ситуации, Тейлор разработала шкалу проявления тревожности (MAS). Из обширного списка высказываний многостадийного личностного опросника штата Миннесота (MMPI) она отобрала такие, которые, по оценкам клинических психологов, были связаны с симптомами хронической реакции страха. Среди них были, например, следующие утверждения: «Я не в состоянии сосредоточиться на одном предмете»; «Через день мне снятся кошмары»; «Даже в прохладные дни я легко потею»; «Меня легко смутить». Хотя разнообразные реакции тревожности невозможно отнести к определенным ситуациям, разработанный опросник при повторных измерениях показал себя как достаточно надежный исследовательский инструмент. В сравнении с нормальными людьми невротически и психотически предрасположенные лица имели отклоняющиеся от нормы высокие показатели. При дальнейших исследованиях, проводившихся главным образом со студентами, сравнивались экстремальные группы людей, выявленные на основе показателей MAS. После того как MAS позволил измерить силу влечений, удалось также точнее специфицировать привычки. Согласно постулату о мультипликативной связи силы влечения и привычки, влечение будет способствовать научению, если необходимые, или релевантные, привычки уже относительно сильно выражены либо представляют собой слабо конкурирующие друг с другом, нерелевантные привычки. При легких заданиях дело обстоит именно так. При сложных заданиях все обстоит как раз наоборот. Эти задания хотя и активируют совокупность нужных привычек, но или их выраженность по сравнению с нерелевантными мала, или они конкурируют явно друг с другом. В подобных ситуациях научение лучше осуществляется при влечении меньшей силы, т.е. первоначально менее выраженные необходимые привычки быстрее одерживают верх над доминирующими ненужными привычками. Прототипом легкого научения стало условно-рефлекторное обусловливание реакции моргания на воздействие воздушной струи вслед за определенным сигнальным раздражителем. В ряде исследований удалось показать, что у людей с высокими показателями по MAS обусловливание реакции моргания происходит значительно быстрее, чем у испытуемых с низкими показателями. Побуждающее влияние ситуации Для сравнения эффектов легких и трудных заданий стали использовать различные виды сенсомоторных, вербальных заданий и заданий на решение проблем; особенно часто употреблялась методика парных ассоциаций, позволявшая варьировать и точно дозировать степень трудности задания посредством изменения (а) коэффициента ассоциативной связи внутри пары «раздражитель — реакция» и (Ь) сходства словесных реакций внутри подлежащего заучиванию списка. Выполнение заданий подобного рода часто подтверждало предположение о преимуществе тревожных людей при выполнении легких заданий и нетревожных — при выполнении трудных. Однако имелись и противоречащие результаты. Критические обзоры соответствующих работ показали недостаточность представления о личностной диспозиции «тревожность» только как о гипотетическом конструкте типа «мотив», постоянно и независимо от ситуации влияющем на поведение. Хотя в русле первоначальной концепции показатели MAS рассматривались в качестве устойчивого индикатора силы влечения, довольно скоро пришлось считаться с тем, что определенные характеристики экспериментальной ситуации могут индуцировать более высокие тестовые значения по MAS, в противном случае трудно было объяснить соответствие этих показателей достигнутым результатам. Очевидной стала теоретическая необходимость введения дополнительного мотивационного конструкта — устойчивая диспозициональная «тревожность» должна ситуационно превращаться в актуальное состояние тревожности. В пользу этого свидетельствует тот факт, что под воздействием беспокоящих и угрожающих человеку обстоятельств, таких, как стресс, ожидание боли и опасности, угроза самооценке (в случае искусственно созданной ситуации неуспеха или оглашения оценок других участников эксперимента), различия в достижениях между высоко- и слаботревожными людьми проявляются резче и соответствуют гипотетически ожидаемым. Так, результаты, полученные Дэвидсоном, Эндрюсом и Россом, с помощью методики занижения достижений показали, что высокотревожные испытуемые эмоционально острее реагируют на сообщение о неудаче или об уменьшении времени, отведенного на выполнение задания. Как Тейлор, так и Спенс попытались учесть этот результат, предложив альтернативные гипотезы связи показателей по MAS и силы влечения. Согласно «хронической гипотезе», высокотревожные (по шкале MAS) субъекты должны проявлять тревожность во всех ситуациях и все гда обладать относительно выраженной силой влечения; согласно «реактивной гипотезе», высокотревожные индивиды обладают лишь сильной предрасположенностью к тревожности. Иными словами, они ведут себя как более тревожные только в напряженных и угрожающих ситуациях. Уже при обусловливании моргательного рефлекса удалось показать, что интенсивность воздействующей на глаз воздушной струи или применение легких электроразрядов при ошибочных реакциях улучшает достижение. Скорость условно-рефлекторного обусловливания реакции моргания зависит и от показателей по шкале MAS, и от силы воздушного потока; сама же зависимость имеет характер простой аддитивной связи. Полученные данные выявили значимость ситуационно возникающей тревожности, поэтому естественно возник вопрос: не потому ли трудные задачи усиливают тревожность, что их решение сопровождается переживанием усилий и ожиданием возможной неудачи? Таким образом, не столько сложность задачи как таковая, сколько боязнь неудачи могла бы сыграть роль отвлекающего и мешающего фактора, влиянию которого легче поддаются индивиды с высокими показателями тревожности по MAS. Саразон и Пейлола2 попытались найти подтверждение этому. <...> Если степень трудности выполняемого задания и переживания успеха или неудачи разделяли таким образом, что после объективно трудных или легких заданий давали информацию или о сплошных успехах, или о сплошных неудачах, то оказывалось, что индивиды, опасающиеся неудачи, быстрее усваивали решение трудной задачи после сообщения об успехе, чем после сообщения о неудаче; кроме того, в первом случае они делали это быстрее, чем уверенные в успехе, а во втором, напротив, медленнее. Решающее значение имеет, таким образом, не действительная сложность задания (в смысле иерархии привычек в теории научения), а возникающее в данный момент состояние тревожности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|