Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Барьеры внутренние и внешние




А. Задачи, не имеющие решения. Дембо предлагала своим испытуе­мым — студентам университета — задачи, не имеющие решения, что, одна­ко, не являлось очевидным с первого взгляда. В экспериментах первого типа испытуемый сидел на расстоянии 3,5 м от стола, на котором стояли две бутылки. Испытуемый получал 10 деревянных колец диаметром 15 см. По инструкции от него требовалось набрасывать кольца на одну из буты­лок до тех пор, пока ему не удастся набросить все 10 колец подряд. Предва­рительно экспериментатор установил, что в данных условиях решить эту задачу практически невозможно. В эксперименте второго типа испытуемый находился на огороженной квадратной площадке (со стороной 2,5 м), обра­зованной деревянными планками, лежащими на полу лаборатории. Внутри квадрата стоял стул. На расстоянии 120 см от квадрата находилась под­ставка (высотой 110 см), на которой лежал цветок. По инструкции требова­лось достать цветок рукой таким образом, чтобы ноги все время оставались на квадрате. Испытуемый вскоре находил способ сделать это (встав на ко­лени). Тогда экспериментатор просил его найти второй способ. Часто испы­туемый находил второе решение; он помещал стул между цветком и квад­ратом и доставал цветок, опираясь на стул и не отрывая ног от квадрата. Ободренный успехом, испытуемый получал задание найти третий способ, хотя это было невозможно, несмотря на неоднократные требования экспери­ментатора. Таким образом создавалась новая для испытуемого ситуация неразрешимой задачи. Дембо ободряла испытуемого и, если это было необ­ходимо, оказывала на него некоторое давление, чтобы испытуемый продол жал поиски в течение одного-двух часов, а то и больше. В отдельных слу­чаях опыт продолжался даже 2—3 дня подряд. Такая ситуация, постепен­но становившаяся для испытуемого все более напряженной и невыносимой, позволяла исследователю изучать возникновение гнева. Он мог быть иног­да настолько силен, что вызывал дурные реакции по отношению к некото­рым предметам и даже по отношению к экспериментатору.

Б. Новые понятия. В работе Дембо впервые были использованы мно­гие понятия, которые позднее стали предметом изучения в целом ряде эк­спериментальных исследований. Отметим, в частности, понятия уровня при­тязаний в связи с переживанием успеха и неудачи, замещения (Ersatz), степени реальности и ирреальности действия, а также известные топо­логические схемы Левина, воспроизводящие различные структуры личнос­ти и социальных отношений. Что касается препятствий, то Дембо описала ситуацию и реакцию испытуемого как конфликт между барьерами двух видов. К первому виду относятся внутренние барьеры, препятствующие до­стижению цели. Такими барьерами могут быть материальные объекты, а также сложность задачи или неумение испытуемого. Внешние барьеры, со­гласно Дембо,— это барьеры, которые мешают испытуемому уменьшить напряжение путем выхода из поля, т.е. путем отказа от задачи; в данном случае таковыми являются вся совокупность социальных отношений меж­ду экспериментатором и испытуемым, равно как и то, что последний при­нял задачу и должен, таким образом, выполнить ее. Конфликт, создавав­шийся в эксперименте Дембо, соответствовал такой безвыходной для человека ситуации, когда он в ходе бесплодных попыток обнаруживает, что он не отвечает требованиям, которые налагает на него задача и его соци­альные обязанности. Дембо отмечает в поведении испытуемого суетливое чередование приближений и удалений от барьера внутри поля, что сви­детельствует об амбивалентном характере препятствия и вызывает реак­ции невротического характера. Именно в такой все более мучительной для испытуемого ситуации можно изучать некоторые характерные процессы. Упомянем прежде всего уход в область ирреального, т.е. отход испытуемо­го — с помощью познавательных способностей и воображения — от ре­альной ситуации, чтобы найти решения в воображении. В воображении внутренние и внешние барьеры становятся менее ригидными, т.е. более пре­одолимыми для испытуемого.

Еще одним важным процессом, описанным Дембо, является разруше­ние поля. Структуры внутри поля и структуры личности деформируются, причем не только препятствия или барьеры приобретают отрицательную валентность, но и все поле, включая экспериментатора, становится враждеб­ным миром; с другой стороны", случается так, что испытуемый становится более откровенным (дезинтеграция психических структур).

 

П.Фресс ИЗБЫТОЧНАЯ МОТИВАЦИЯ ПРИ ФРУСТРАЦИИ

Фрустрация возникает всякий раз, когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направ­ленное на достижение цели. Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на пре­одоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация реали­зуются в эмоциональных реакциях, иначе они оказались бы блокирован­ными и неиспользованными. Неудивительно, что типичные реакции на фрустрацию представляют собой все типы эмоциональных реакций в том смысле, в каком мы их определили.

А. Агрессивность. Самый распространенной реакцией на фрустра­цию является возникновение генерализованной агрессивности, направлен­ной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие со­стоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и не­адекватных реакциях.

Когда Уотсон писал, что неподвижное положение тела является ис­точником простейшей формы эмоции, он определил тем самым одну из форм депривации, к которой очень рано чувствителен младенец: это огра­ничение свободы движений. Доказательство того, что раздражительность, агрессивность, гнев чаще всего вызываются фрустрацией, можно найти в исследовании Гейтса. Он просил 45 студентов отмечать в течение недели случаи, когда они испытывали раздражение или гнев. Большая часть слу­чаев соответствовала фрустрациям: обвинения, несправедливость, саркасти­ческие замечания, выговоры, ожидание, грубое обращение, занятое место, получение отказа, сломанные авторучка или телефон. В 115 случаях из 145 причиной фрустрации был человек, а не предмет. В 113 случаях фрустра­цию вызывали агрессивность: словесный отпор, оскорбления, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).

Б. Отступление и уход. Гейтс в своем исследовании установил, что в некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемым агрессивностью, которая не про­является открыто, если только он не замыкается в себе и не замышляет ничего плохого. В этом случае говорят о фиксации. Так, крыса в аппара­те для прыжков Лешли, не находя выхода, неподвижно застывает на плат­форме.

В. Регрессия. Этот типичный результат фрустрации служит пре­красной иллюстрацией того, что мы говорили о природе эмоций. Трудная задача заменяется более легкой. <...>

Очевидно, фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в кон­це сосания ее можно взять, не вызывая с его стороны никаких эмоцио­нальных проявлений.

Поведение маленьких детей показывает также, что препятствие при удовлетворении потребностей имеет силу лишь в зависимости от того, ка­кое значение придает ему субъект. Ребенок трех месяцев кричит во время подготовки к кормлению, поскольку ожидание для него непереносимо; од­нако через несколько месяцев в той же ситуации он может смеяться, пред­восхищая предстоящее удовольствие.

 

Защитные механизмы личности.

Л. Хьелл, А.Зиглер МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ

Природа тревоги

Самые первые результаты Фрейда в терапии расстройств, которые по своему происхождению были скорее психическими, чем физиологичес­кими, вызвали у него интерес к происхождению тревоги. Эта заинтересо­ванность впервые привела его (в 1890-е годы) к предположению о том, что тревога, испытываемая многими его пациентами-невротиками, являлась следствием неадекватной разрядки энергии либидо. В дальнейшем он заключил, что состояние нарастающего напряжения является результа­том не находящей выхода энергии либидо. Возбуждение, не завершивше­еся разрядкой, преобразуется и проявляется в неврозах страха. Однако по мере накопления опыта в лечении неврозов Фрейд пришел к пониманию, что подобная интерпретация тревоги и страха является неверной. Спус­тя 30 лет он пересмотрел свою теорию и пришел к следующему выводу: тревога является функцией Эго и назначение ее состоит в том, чтобы пре­дупреждать индивидуум о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. Тревога как таковая дает возможность личности реагиро­вать в угрожающих ситуациях адаптивным способом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных