Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КАК ПРЕКРАСНЫЙ ПРЕДМЕТ




а. Человеческая красота как явление

Последняя из разбираемых проблем, которая

касалась границ отношения проявления, получает большое

значение, когда от искусства переходят к прекрасному

вне искусства. Произведение искусства есть

произведение человека, хотя оформляется оно с целью бытия

красоты. В искусстве понятно, что создатель во внешнем

оформлении стремится показать нечто другое. Природа

работает без такого стремления, без цели вообще и без

сознания. Она, следовательно, не может сделать ничего

такого, в чем что-то проявилось бы.

То же самое относится и к человеку, какой он есть и как

живет. Это относится также к целому миру событий, в

котором он находится и принимает участие. Поэтому

человек - это не произведение человека, а мир, который он

строит, будучи им только отчасти.

Итак, существует ли эстетическое отношение

проявления вне произведения искусства?

В том смысле, что природа хотела этим нам что-то

"показать", наполовину скрывая, наполовину обнаруживая, -

этого, конечно, не может быть. Но быть показанным без

желания к показу, быть скрытым и быть обнаруженным

также без намерений и целей - это-то существует везде и

всюду.

Это хорошо известно из жизни человека. Каждый

человек выдает что-то о самом себе в своем действии или в

бездействии, в своих речах и реакциях. И притом он этого

не желает и не знает об этом. Благодаря этому он может

стать для опытного или просто наблюдающего человека

очень понятным. Это относится также к его тайным и

сознательно скрываемым побуждениям или настроениям.

Все это суть такие вещи, которые в большинстве

случаев нельзя выразить в понятиях, во всяком случае, те

особенные нюансы, в которых они выступают. Но это

означает, что есть вещи, которые даны только интуитивно, то

"174

есть высшему, нечувственному созерцанию. Знаток

людей - это тот, кто преуспевает в таком наблюдении и

набрался опыта, тот, кому, следовательно, вместе с внешним

выражением всегда дан и духовный образ человека.

Этот испытанный в практической жизни

проникновенный взгляд, который здесь всегда важен для

практического использования, существует все же без практической

цели. И здесь он приближается к эстетическому

созерцанию. Существует наглядное проявление духовного

содержания человека в его лице и в его поведении, которое

выходит далеко за пределы всех практических интересов;

это какое-то просвечивание честности, скромности,

душевной чистоты или, быть может, доброты, духа

самопожертвования.

Все это, правда, есть только моральные ценности. Но

их способ явления представляет собой нечто другое, чем

они сами. Он может быть ясным, светлым,

выразительным, может доминировать в общем впечатлении

личности, может пронизывать лицо и поведение или

преображать его. Такое наглядное явление человечески

благородного и доброго мы ощущаем в общем образе личности как

прекрасное. И это есть красота в настоящем

эстетическом смысле отношения проявления. Являющиеся

ценности суть не ценности явления, а только их содержательные

предпосылки, поэтому они не совпадают с ними и могут

там, где они даны иначе, быть поняты в другой, более

рациональной форме.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных