Ирреально и существует только для созерцающего; здесь это
нечто реально существующее, которое открывается. Только
явление в другом, в чувственно данном внешнем есть как
таковое то же самое. И в этом отношении здесь также су-
*| 75
ществует подлинное отношение проявления. Это одно
связывает человечески прекрасное в реально живом лице
с прекрасным в искусстве. И поэтому отношение
проявления здесь такое же, как и в произведении искусства. Иным
является только способ бытия являющегося. Но в явлении
как таковом это не составляет никакой разницы.
Поэтому в данном пункте не нужно изменять учение об
отношении проявления. Оно лежит в сущности явления;
реальное может являться так же хорошо, как ирреальное.
В жизни это составляет очень большое различие; в
эстетическом отношении различие меньше, потому что здесь
речь идет не о схватывании реального (познании), а о
конкретной наглядности самого явления, так же как и о
тесной связи с чувственно данным.
Подтверждением этого смысла человеческой красоты
является разрушение такого впечатления выступлением
отдельных черт, которые выдают нечто совсем другое.
Так, например, обстоит дело в том случае, когда при
смехе или при разговоре на лице, прежде симпатичном,
появляется такое движение рта, которое выдает затаенную
хитрость, бесчувственность, коварство или даже тупость;
этого уже достаточно для впечатления дисгармонии,
когда она разоча ровывающе разрушает гармонию
спокойного состояния и вместо большой линии делает видимым
мелочность или слабость.
Это опять-таки этические моменты. Но явление в
видимом есть не этический момент, а разрушающий
чувственное впечатление как таковое, следовательно,
момент эстетически негативный. Эту неадекватность в
самом внешнем виде мы воспринимаем как некрасивое, а
когда оно становится навязчивым - как безобразное.
Здесь нарушена гармония, разрушено единство, которое
мы уже нашли и эстетически утвердили. А нарушенное
единство есть именно единство являющегося заднего
плана - именно реального, но показывающегося во
внешней форме. Это самопоказывание (Sich-Zeigen) и есть
явление, но разрушенное действием в чувственно видимом
переднем плане так, что оно разрушает его единство и
мешает его гармонии.
Внутренняя неадекватность во внешнем проявлении,
если только она выдает сама себя как таковую, есть
безобразное.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|