ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Практическое занятие № 2. Тема: Историография курсаТема: Историография курса. Основные тенденции развития религиозных систем. 1. Классический и постклассический период развития социологии религии: сравнительный анализ. 2. Функционально-интегративный и системно-эволюционный подходы в социологии религии: сходства и различия. 3. Особенности мифологического мировоззрения. 4. Какие этапы проходят в своем развитии религиозные системы? Дайте их характеристику. 5. Какие методологические приемы применяются при классификации религий? Основные типы классификаций. 6. Ранние и поздние этнотерриториальные религии: сравнительный анализ. 7. Мировые религии как глобальный социокультурный феномен. 8. Причины превращения христианства в мировую религию. 9. Расколы в христианстве: их причины, сущность, характеристика. 10. Реформация, протестантизм и процесс генезиса капитализма: проблема соотношения. 11. Ответ христианства на вызовы современности. 12. Нетрадиционные религии: их сущность, типология, тенденция развития. 13. Буддизм его сущность, течения и тенденции развития. 14. Ислам: сущность, догматика и тенденции развития. 15. Модернизационные течения в исламе. Исламский фундаментализм. М О Д У Л Ь II ЛЕКЦИЯ 1 Тема: Религия как символическая система План 1. Понятие символа. Роль символа в религиозных системах. Феномен сакрального. 2. Символическая структура религии. 3. Ритуал как символическая реализация верований через действия. 4. Символ как интегральный элемент религиозной системы. Ключевыми проблемами данной темы являются вопрос о роли символа в структуре религии об опорных элементах в религиозно-символических структурах и их соотношении, в конечном счете, необходимо уяснить для себя какие именно процессы и явления превратили религию в структурированную символически значимую систему. Целью данной лекции является раскрытие роли и места символических структур в религиозных системах. Для этого дается понятие символа, анализируется его связь с религиозным ритуалом, а также интегрирующие функции символа. Задания к теме 1. Составьте развернутый. Выпишите основные методологические подходы к феномену религии вместе с их сущностными чертами. Найдите в тексте и законспектируйте разделы, касающиеся методологии социологии религии и структуры религиозных систем. Составьте классификацию религий с ее методологическими основаниями. 2. Ответьте на вопросы: а) ритуал и символ в религиозных системах: проблема соотношения; б) феномен сакрального; в) как Вы понимаете положение о том, что религия как социокультурное явление представляет символически значимую систему. 24Религия – символическая модель, формирующая человеческий опыт как познавательный, так и эмоциональный. Символ -знак представляющий другую вещь или воплощающий определенную идею. Человеческое сознание обнаруживает способность к символизации. Слово - символ. Определенную идею Рыба. Крест. Символические посредники - деньги, власть, влияние, ценностные нормы (Т. Парсонс) - конструктивная символизация (экономическая подсистема), морально-ценностная, когнитивная и экспрессивная символизация. В религии символы выражают то, что не может быть передано другими способами - феномен сакрального. Отличительная особенность религиозных символов - их связь с опытом восприятия трансцендентной реальности. Этот опыт не укладывается в структуру рационального, логичного. Носит мистический характер. Религиозный опыт - воспроизведение действия особых сверхъестественных сил, преломляется в вещах и событиях повседневной жизни. Раскрывается через феномен сакральное-священное. Сакральное воспринимается как сила, вырывающая человека из привычного образа действий и устанавливающая другие правила поведения, открывающие для него новую жизнь. 26.Понятие о сакральном проходит несколько этапов. Первая стадия - оно обозначает все то, что не укладывается в обычный ход вещей. Сакральное выступает как нерасчлененное единство добра и зла, чистого и нечистого. Вторая стадия - оно олицетворяет определенный порядок действий, гарант сохранения традиций, предотвращения хаоса. Третья стадия - переход от «религии закона» к «религии спасения» - сакральной приобретает этические характеристики, становится «святым», воплощением блага, истины, красоты. Представления об особых силах возникают в самых различных формах мифического мировоззрения. М. Вебер - «магический символизм». Здесь происходит замена одного предмета другим. Религиозные символические системы - макроуровень социальной жизни. Религиозные символы способствуют осмыслению человеческого поведения, его соотношения с глубинными проблемами бытия. Религиознее символы предлагают модель мироздания, помогающий верующим понять природу мира и смысл человеческой жизни, дают им эмоциональное утешение. В религиозных символах осознается опыт предельного, встреча с трансцендентным священным, выходящим за рамки повседневности. В религиозной символической модели показывается не только, каков есть мир, но и каким он должен быть. Принятие системы религиозных символов оказывает воздействие на всю жизнедеятельность человека, ее установки и мотивации. Только поняв символическую структуру религии, можно объяснить социальные последствия религиозной ориентации. Для создания необходимого эффекта религиозно-символическая система должна обладать специфическими свойствами, отличающими ее от других систем - философских или научных. Она дает раз и навсегда значимое решение, которое никак не может быть поколеблено. С помощью символов религиозное мировоззрение воспринимается как единственно верное. Религиозная истина представляется более глубокой, чем рациональная или эмпирическая очевидность. Тертулиан - Фома Аквинский. Религия осуществляет сакрализацию ценностей, придает им социально-значимый характер. Религиозные символы раскрывают фундаментальные условия функционирования человеческого общества через их сопряжение с сакральным и трансцендентным. 28.Во многих религиях решающее значение придается не верованиям, а ритуальному поведению. Ритуальное поведение - форма символического поведения, в отличие от обычая оно лишено утилитарного практического смысла. Выполняет коммуникативную роль, символизирует определенные значения и установки во всех аспектах человеческого существования, связано с социальным контролем, воспитанием и т.п. Ритуал в отличие от этикета связан с убеждением в его глубоком ценностном, сакральном смысле. Религиозный ритуал направлен на священные вещи. Религиозный ритуал - символическая реализация верований через действия. Магический ритуал прагматичен в отличие от религиозного. Ритуал относится к области реальной практики, а миф к познавательному компоненту религии. Миф определяет границы понимания ритуала и дает ему обоснование. Символы, в отличие от понятий, воспринимаются легче на эмоционально-чувственном уровне и не требуют интеллектуальных усилий. Взаимосвязь мира и ритуала, повествования и действия: первородный грех - исповедь, тайная вечеря - причащение. Ритуал - драматизация мифа, воплощение символов в действительность. Ритуал может выразить и то, что не вербализуемо. Миф обретает зримые черты в ритуале, хотя ритуал может совершаться и без ясного сознания заложенного в мифе значения. Участники ритуала в действительности приобщаются и творят трансцендентное, сакральное. Социальное значение ритуала - установление отношений между людьми, усвоение верований, религиозных установок ценностей. Ритуал -действие, направленное на установление и поддержку божественного порядка. Символизирует власть целого над индивидом, власть сакрального над профанным, над личностью. Ритуальный страх - страх нарушения божественного порядка. Таким образом, опорные элементы религиозно-символической системы - ритуалы и мифы, на основе которых в религии получают развитие концепции общего порядка бытия - религиозное мировоззрение и устойчивые общепринятые установки и мотивации, ценности и нормы - религиозный этос. Религия поддерживает социокультурные образцы поведения. Социальные, политические, идеологические и т.п. ценности, идеи норм могут быть выражены в религиозной форме. Нидерландская и Английская буржуазные революции. Со временем происходит секуляризация сознания - Французская революция. 30Отсутствие общепринятых национальных символов, в т. ч. и религиозных, – показатель деградации общества. Религия может выступать как средство национального сплочения. Религиозное мировоззрение чаще всего реализуется в ценностно-мотивационных ориентациях, нежели в виде осознанной системы взглядов на мир. Стержнем здесь является символическая модель организации человеческого опыта -познавательного, эмоционального, волевого, характеризующая нерасчленением этих трех компонентов. В конкретных формах религии может доминировать какой-то один из этих аспектов. Однако религиозная символика связывает их в систему. Символы определяют то, что мы думаем о них, то, как мы их ощущаем, переживаем, то какую ценность мы признаем за ними. Мировоззрение и этос дают целостное восприятие мира. В религиозной системе они дополняют и усиливают друг друга. Мировоззрение подтверждает, обосновывает этос. Этос придает авторитет религиозным взглядам на мир. Символы связывают мировоззрение и этос в целостную систему знаний, охраняя сложившийся порядок в обществе. Индивидуальное сознание болезненно воспринимает крах ощущений неизменности мира. Таким образом, можно выделить ритуалистический тип религий (приоритет ритуала) и обрядоверие - религии закона. Религии спасения, как правило, основывается на примате вероучения. Вывод. Религия как социокультурное явление представляет структурированную символически значимую систему. Символ - интегральный элемент религиозной системы.
ЛЕКЦИЯ 2 Тема: Религия и формы ее организации План 1. Понятие о религиозной системе, ее структуре. 2. Церковь как религиозная организация. Проблемы религиозных организаций. 3. Тенденции развития религиозных организаций: история и современность. При изучении данной темы мы выделяем такие проблемные моменты как вопрос о структуре религиозной системы, взаимосвязи процесса институализации религии и возникновение церкви как ее организационной формы. С методической точки зрения также важно разобраться в современных процессах. Целью данной лекции является ознакомление студентов с институциональными основами религиозных систем, для чего ставятся следующие задачи: дать понятие религиозной системы и ее структуры. Раскрыть институт церкви как организационной основы религиозной системы и обозначить основные тенденции развития религиозных организаций.
Задания к теме 1. Составьте развернутый план-конспект лекции. Выпишите основные типы религиозных организаций с их краткой характеристикой. Найдите в тексте раздел касающийся тенденций развития религиозных организаций и законспектируйте его. 2. Выделите основные этапы эволюции религиозных систем в аспекте их иституализации. 3. Ответы на вопросы: а) когда можно говорить о возникновении религиозных церковных организаций (церкви)? б) сравните роль и место религиозных структур в социальном устройстве докапиталистических и капиталистических обществ; в) церковь как социальные институты на Востоке и Западе: есть ли различия? г) каковы перспективы церковных организаций в современную эпоху? Религия - это не просто совокупность людей-одноверцев, но и системная общность. Интегральные свойства религиозных систем. Их субстратом является совокупность соответствующих религиозных институциональных форм (высшая форма – церковь). Совокупность элементов и связей между ними задают структуру религиозной системы. В архаических религиях - социальный носитель религии все общество в целом. Церковь как социальный институт отсутствует. Религиозные общности совпадают с общинно-племенным делением. В цивилизациях Древнего Востока - государственное и религиозное устройство совпадали. Религиозная принадлежность определяется государственной - национальные религии, народные. Процессы социальной дифференциации - индустриализация религиозной жизни. (Царско-храмовые комплексы, жрецы и т.д.). Синкретические формы. Религия выступает как институализированная сфера, однако, специфическая религиозная организация, в полном смысле слова, так и не сформировалась. Первые религиозные организации создаются в малых девиантных группах, стремящихся к изоляции от общества. Общие признаки организаций (в том числе и религиозных): разделение труда, разделение власти, делегирование ответственности. Связи внутри общности должны быть на порядок интенсивнее внешних связей система (субсистема) качественно-специфическая общность характеризуется автономной логикой развития. Этого в этно-территориальных религиях как раз и не было. 34.Церковные организации формируются в структурах мировых религий. Христианская община - харизматическая группа. Нет структуры, ритуала, строгой догматики. Формирование церковных организаций осуществляется через догматизацию и институализацию. Догматизация вызывает с другой стороны - конфессиональную дифференциацию религии. Рутинизация харизмы, на ее место приходит организация. Церковь. Духовенство. Социология религии рассматривает структуру церкви в контексте социологии организаций. Особенности стиля деятельности церковных организаций зависят от общих характеристик культуры, в рамках которой она функционирует, а также от характера решаемых задач. Э. Трельч (1912) - два типа религиозных организаций: церковь и секта. Вебер расчленяет церковь и секту по трем признакам: 1) отношение к миру; 2) критерий членства; 3) организационная структура. Черты церковной организации по М. Веберу. 1. Церковь носит универсальный характер. Ее цель, чтобы каждый член общества был и ее членом. Эта универсальность достигнута только в средние века. Секта - неприятие мира, осуждение мирских порядков. Не стремиться к универсальности явилась община избранных. 2. Умеренные требования к своим членам - церковь. Каждый может быть членом церкви. Крещение детей. Членство в секте добровольное решение - крещение взрослых. Более жесткие требования к своим членам. Дисциплина, аскетизм. Спасение благодаря индивидуальным заслугам. 3. Церкви присуща бюрократическая организация. Секте нет. Церковь тяготеет к руководителю административного типа, а секта к харизматическому типу руководства. Секта ориентирована на фундаментализм. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|