ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Соотношение религии и культурыХристианский подход. Религия не является частью культуры, подобно морали, искусству, философии. Религия стоит над явлениями духовной культуры. Религия - духовная основа культуры. Следовательно, подлинная культура - христианская культура, возникшая как результат веры. Неразрывная связь культуры (ухода за землей) и деятельности предполагают исторический подход к данному феномену. Стадиальность развития культуры.
1. Первобытно-синкретический тип культуры. Его духовная часть - мифология. Единство знания и умения, нормы и образца, всех видов человеческой жизнедеятельности. В результате социальной дифференциации относительно отделяются друг от друга различные сферы культуры: материальная и духовная, далее – искусство, мораль, философия, наука, религия. Во взаимодействии с ними складывается универсум духовной культуры. Развитие этих форм духовной культуры протекало неравномерно в различные исторические эпохи. Доиндустриальная цивилизация - мышление людей носило религиозный характер, т. е. опосредовалось религиозными символами, ценностями, мировоззрением. Древний Восток - зачатки научного знания, античность - как особые сферы развивались искусство, религия и философия в ее синкретической форме, наука же не существовала как специфический социокультурный феномен. Хотя научное знание приобрело здесь более целостный, систематический характер, оно существовало не в качестве элемента духовной культуры, а как его особое измерение. В средние века религия поглотила философию, науку и искусство. Сорокин – в Х в. - 81,9%, произведений искусства (живопись, скульптура) носят религиозный характер, XII – XIII вв. - 97%, XV в. – 85%, XVII в. – 50%. XIX в.– 10%. Наука как социокультурный феномен и особая сфера - продукт Нового времени. В результате секуляризации культуры светская и духовная культура окончательно обособились друг от друга в XVII – XVIII вв. Просвещение дало идеологическое обоснование данного процесса. Религиозная культура - сложное комплексное образование, важные аспекты религии как общественной подсистемы находят свое выражение в социокультурной области. Религиозная культура -совокупность способов и приемов обеспечения религиозной жизнедеятельности человека, представленных в ее продуктах. Деятельностный центр религиозной культуры - культ. Содержание культурных ценностей задается религиозным сознанием. Они ограничиваются вокруг религиозного мировоззрения. Материальные носители: устная речь, священная литература, ритуальные тексты, средства культа, произведения искусства. Две части религиозной культуры. Первая состоит из компонентов, в которых вероучение излагается прямо и непосредственно (сакральные тексты, теология, различные элементы культа и т. д.). Вторая – явление из области философии, морали, искусства. Религиозная мораль - развиваемая и проповедуемая религией система нравственных представлений, норм, понятий, чувств, в основе которых лежит религиозная вера. Религиозная культура вообще и религиозная мораль в частности, развертываются по двум векторам: люди - Бог -вертикальный; отношения людей друг к другу и к обществу - горизонтальный. Религиозное искусство - вид художественного освоения мира, основное содержание этого искусства составляют религиозные образы, сюжеты, символы, слитые с религиозной верой. Религиозная философия - о религиозной философии в собственном смысле слова можно говорить лишь после отчленения светского от церковного. В прошлом философия возникла в результате синтеза мифа и научного подхода. Далее развиваются процессы их дифференциации. Роль религии в идеализме. Религиозная философия основывается на толковании и развитии положений сакральных текстов. Само содержание сакральных текстов не оспаривается. Семья и религия Важность исследования семейных отношений в религиозном аспекте объясняется тем, что после распада родового строя моногамная семья стала первичной ячейкой общества. Семейные культы в античности. Соответственно церковные обряды и верования спустились на этот уровень. Взаимоотношения семьи и религии носят конкретно-истинный характер, необходимо принять во внимание эволюцию, как семейных отношений, так и религиозных систем. Наиболее кардинальные изменения в брачно-семейных отношениях произошли под воздействием христианского религиозного вероучения. Античное общество - брак - гражданское состояние. Разводы обычное дело. Христианство разрывает как с иудейскими представлениями о семье, так и с эллинистическими. Однако отдельные их элементы перекочевали в христианство, создав причудливый синтез. Отказ от эротического понимания любви. Христианская концепция любви рассматривает земную любовь с одной стороны через ее противопоставление «истинной» любви к Богу, но с другой, пытается показать, как безграничная божественная любовь преломилась на Земле. Спиритуализация брака и семьи. Брак - таинство, разводы запрещены. Брак, как товарищество верующих. Сохраняется негативное ветхозаветное отношение к женщине - первородный грех. Однако женщины получили возможность занять новое положение в семье и религиозном сообществе, приспособившись к культу, чего не было в иудеев. Женщины - святые, богородица - черты эллиного влияния. Впрочем, в религиозной жизни женщины оттеснены на периферию. Изменение отношения к семье. Иудейская традиция предписывала обязательное вступление в брак всем половозрелым мужчинам и женщинам. Христианство - приоритет аскетизма и монашества, брак выступает как необходимая уступка земному, плотскому началу. Против контроля за деторождением - запрещение абортов, которые были распространены в античности. Реформация смягчила аскетический подход римско-католической церкви, и сознательное планирование семьи рассматривается как жизненная необходимость. Католичество осталось на прежних позициях (энциклика Павла VI 1968 г.). Католики принимают протестантские стереотипы поведения. В современном обществе семья утрачивает функции религиозной ячейки. Традиционное общество - одноветьевая семья, в которой совместно живут три поколения, уступает место нуклеарной, приспособленной к реалиям индустриального общества. Распад традиционных семейных отношений. Их атомизация. Церковная деятельность больше обращена к женщинам и детям. Среди церковных обрядов преобладают обряды, связанные с семьей. Однако современная семья не является фундаментом церковно-ритуальной деятельности, каким она была в традиционном обществе. Церковь утратила возможность контролировать брачно-семейные отношения. Роль церкви начинается тогда, когда ослабляется первоначальная связь с родителями. Семья как общественный институт уже не детерминируется религиозными факторами. Взаимосвязи по линии церковь-семья вплетены в целостный поток социальных изменений, взаимопереплетение различных детерминаций формирует современные семейные отношения.
Лекция 4 Тема: Секуляризация и будущее религии План 1. Понятие «секуляризация». 2. Теория секуляризации. 3. Религия в секуляризованном обществе. 4. Проблеме кризиса религии в современном обществе.
Материал, изложенный в лекции, задан рядом структурообразующих проблем. Первое – это эволюция теорий секуляризации и второе – их применимость к современным процессам взаимодействия религиозных и секуляризационных структур. Целью данной лекции является ознакомление студентов с одним из аспектов функционирования религии в современном обществе, а именно ее отношение к процессам «обмирщения» (секуляризации) всех сфер жизнедеятельности современного общества. Для этого раскрывается сущность феномена секуляризации, рассматриваются различные моменты взаимоотношений религии с секуляризационными процессами.
Задание к теме 1. Составьте развернутый план-конспект лекции. Найдите в тексте разделы, касающиеся теорий секуляризации, отношения религиозных систем к процессам секуляризации и законспектируйте их. 2. Ответьте на вопросы: а) есть ли различия между секуляризационными концепциями классической и постклассической наукой; б) насколько наблюдаемый в постсоветских обществах феномен так называемого «религиозного ренессанса» соответствует секуляризационным процессам? 10.Термин «секуляризация» используется в социологической науке применительно к ситуации, когда религиозные верования и санкции все более утрачивают свое социальное значение, как регуляторы человеческого поведения. Секуляризация - saeculum - век нынешний. Переход от традиционного к мирскому. Обмирщение. Первичное узкое понимание данного термина означало переход от сакральной сферы в мировые повседневности. Монахи становятся приходскими священниками. Современное значение термин приобрел для обозначения процесса уменьшения влияния религии на общество. Новое время - прогресс наук - Просвещение. Утверждение светской культуры. Процессы секуляризации сформировали современную культуру и общество. Исчезают аппеляции к Богу, религиозная интерпретация в объяснении различных сторон действительности сходит на нет. Религия все более выходит из сферы повседневного опыта. После эпохи Просвещения религия перестала быть фундаментом мировоззрения. Секуляризированные отношения и взгляды - это значит свободные от прямого религиозного воздействия, не интегрирование в религиозную смысловую структуру. Наука не может заменить религию, но во многом обесценила ее эвристический потенциал. В общественном сознании, тем самым, во многом уменьшилось значение религии в качестве всеобъясняющей парадигмы для всех уровней бытия человека вплоть до повседневности. Перспективы секуляризации видятся в ракурсе от полного вытеснения религии до усиления ее влияния в обновленных процессах. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|