Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теории секуляризации




а). Секуляризация как утрата священного и угроза социальному порядку и согласию - П. Бергер 1967 г. Секуляриацию он определяет как процесс освобождения человека от власти церкви. Секуляризация общества, его институтов и сознания. Секуляризации ведет к утрате смысла, деформации человека. Ее последствия деструктивны. Причина секуляризации в самом христианстве - в его понимании человека, как хозяина тварного мира. Второй фактор - социологическая дифференциация сфер общественной жизнедеятельности их выделение и обособление друг от друга.

б) Секуляризация как вытеснение религии наукой, рациональным мышлением, светской этикой. Процесс носит линейный, необратимый характер. Десакрализация восприятия человеком окружающего мира - О’Ди -отпадает необходимость в трансцендентном. Наука и светская этика без помощи религии могут решить возникающие проблемы.

в) секуляризация как эволюция религии и ее видоизменение в ходе социальных перемен. Секуляризация ведет к трансформации религии, но не обязательно к ее исчезновению. Т. Парсонс - религия утрачивает свое прежнее значение в качестве «священного образа», когда религия легитимизировала политические институты, нормы морали и т. п. Усиливается влияние религии в личностном духовном мире индивида, его психике и т. д. «Невидимая религия» - глубокое укоренение религиозных идей. Р. Белла говорит о внецерковной религиозности. СНГ-говский вариант - атеистическая религиозность (религия как мода).

14Источник секуляризации - динамика индустриального общества. Развитие СМИ, досуговой индустрии - индустриальный образ жизни. Феномен плюрализма в общественном сознании как социокультурная корреляция секуляризации. Связан с релятивизмом в общественном сознании. Разочаровавшись в универсальных учениях, современный человек пришел к пониманию относительности любого взгляда на мир. Ценности секуляризационного сознания десакрализованы - то есть лишены всякого притязания на безусловную и окончательную значимость. Релятивизация ценностей порождает традиционизм и фундаментализм. Реальная опасность этического вакуума. Отсюда вытекает этический анархизм и нигилизм. Попытка традиционалистской реставрации создает угрозу размывания рациональных основ индустриального общества. Процессы глобализации препятствуют попытке обособления национального общества от рациональных воздействий. Религиозный ренессанс в постсоветских обществах. Религия пытается заполнить образовавшийся вакуум после краха коммунистической идеологии и научного атеизма. Необходим поиск новых мировых основ. Пагубность заимствования готовых образцов и попыток возвращения в прошлое.

Одна из характерных черт существования религий в секуляризованных обществах является их индивидуализация. Вероисповедание и участие в религиозных церемониях считается делом индивидуального выбора нуклеарной семьи. Личная религиозность ограничена конкретными сферами социальной жизни, слабо изолированных от современного общества. Религия в индустриальном обществе проявляется в публичной риторике и частной жизни. Она спускается на лично-семейный уровень. Утрата религией традиционных функций заключается в наличии общезначимой системы ценностей внерелигиозного происхождения. Функцией религии стало создание фрагментарных смысловых образцов, соответствующих масштабам нукленарной семьи. Религия утратила монополию на право регулировать индивидуальную и общественную жизнь. Умножение религиозных конкурентных структур, порождает релятивизацию самих религиозных представлений. Таким образом, демонополизация религии представляет социоструктурный и социально-психологический процесс.

16.Существует и кризис религии в современном обществе?

Первый социальный прогноз на будущее религии дал Конт в русле своей трехстадийной концепции: религия/теология - метафизика - позитивная наука. Не принял во внимание естественный, эндогенный характер возникновения религии.

Второй - марксистский прогноз.

Третий - Вебер вслед за Контом и Марксом также прогнозировал упадок религии, гибель священного. Угрозу религии видел в господстве технологии и бюрократии. Сознание человека замыкается прагматическими интересами.

Четвертый - с противоложной парадигмой подошел к данному вопросу Дюркгейм. Он считал, что религия сохранится как социокультурный феномен в той или иной форме. В религии как в способе восприятия окружающей действительности заключено нечто вечное, лежащее в основе всех переходных религиозных символов. Это вечное заключено в самом обществе. Следовательно, пока существует общество, будет и религия.

Как универсальная организация церковь оказалась недостаточно гибкой не смогла должным образом реагировать на происходящие изменения и новые вызовы времени. Отсюда ее беспомощность в эпохи Ренессанса, Реформации. Просвещения. Освободившись от бюрократических функций, структур церковь смогла реформироваться и, приобретя пластичность, адаптироваться к условиям индустриального и постиндустриального общества. Причем не в качестве официальной инстанции, не как церковно-организационная сила, но как сила духовно-нравственная. Религия получила возможность вступить в диалог с миром, найти свое место в социальной действительности. Диалог вокруг общечеловеческих ценностей. Религиозную реставрацию нельзя отождествлять с подъемом религиозного фундаментализма, будь то исламский фундаментализм или протестантский. В США в 80-х гг., резко возрос интерес к оккультизму, усилились сектантские движения.

Формируется новый «открытый» тип религиозности - открытость контактам с обществом другими верованиями. Религиозное прочтение гуманизма. Новый религиозный опыт развертывается через обретение человеческого в человеке. В основе данного опыта - «вечное» содержание (Дюркгейм). Через участие в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством, религия и церковь может занять свое место в современном обществе.

Лекция 5

Тема: Религиозная ситуация в современной Украине

План

1. Религиозные организации в Украине в 1985 –1991 гг.

2. Провозглашение независимости и религиозная жизнь в Украине.

3. Общие тенденции развития религиозных организаций в Украине.

Основная цель данной лекции заключается в ознакомлении студентов с основными процессами развития религиозной жизни в Украине в 1991 – 2005 гг., взаимоотношениями церкви и государства, а также с законодательными актами их регулирующими.

Для этого дается общее представление о религиозной жизни в Украине в данный период, характеристика основных религиозных организаций, анализируется законодательная база, регулирующая взаимоотношения церкви и общества.

 

Задание к теме

1. Составьте развернутый план-конспект лекции. Найдите в тексте раздел, анализирующий основные религиозные организации Украины и законспектируйте его. Выпишите главные законодательные акты Украины по делам религий и охарактеризуйте их основные положения.

2. Составьте хронологическую таблицу основных событий религиозной жизни в Украине 1985 – 2005 гг.

3. Ответьте на вопросы:

а) какие изменения произошли в законодательной базе регулирующей взаимоотношения церкви и государства за годы независимости Украины;

б) охарактеризуйте положения о свободе совести в Украине по имеющейся законодательной базе.

20.Процессы демократизации общественной жизни с 1985 год а затронули и религиозную жизнь в Украине. Оживление деятельности зарегистрированных религиозных организаций и оформление новых. Тысячелетие христианства на Руси (1988 г). В 1988 году выходит из подполья УГКЦ. Воздействие международных религиозных организаций, Ватикана. 30. 11. 1989г. Совет по делам религий при Совмине УССР зарегистрировал религиозные общины греко-католиков. С апреля по июнь 1991 УГКЦ оформляется как юридическое лицо. Главой церкви становится М. Любачивский, который до 1991 г находился в Риме, затем Л. Гузар. В феврале 1989 заявила о себе УАПЦ. 5-6. 06. 1990 г - Всеукраинский Собор УАПЦ. Избран патриарх Мстислав. Борьба за приходы, за передел церковного имущества, наиболее активны УГКЦ и УАПЦ. Наметился раскол в РПЦ в Украине. Архиерейский собор РПЦ 30 – 31. 01. 1990 г. принял положение про экзархаты в Украине и Белоруссии. Православная церковь в Украине, признающая руководство Московского патриархата получила наименование УПЦ. Ее Синод избирает главу украинской церкви, которая утверждалась патриархом Московским. В ноябре 1991 г. Поместный собор УПЦ во главе с Филаретом обращается в МП с требованием полной автономии. Вскоре на Архимандритском соборе в Москве Филарет смещен с занимаемой должности, но он отказался выполнить это решение. Раскол в УПЦ - май 1992 - архиерейский собор УПЦ в Харькове избрал нового митрополита Владимира (Сабона). Руководимые Филаретом круги сблизились с УАПЦ, в результате чего образовалась в июне 1993 г. УПЦ-КП во главе с Мстиславом. После его смерти в сентябре 1994 г. очередной раскол в украинском православии. Часть кругов УАПЦ обособились от УПЦ-КП, избрав митрополитом Владимира Ярему, протопресвитора г. Львова, во главе же УПЦ-КП встал Филарет. В результате всего этого в Украине функционируют три православных церкви: УПЦ-МП, УПЦ-КП, УАПЦ. В 1991 г. в Украине действовало 12962 религиозные общины, владеющие 9449 культовыми сооружениями. Московский патриархат 5469, УАПЦ -1489, УГКЦ - 2643, РКЦ - 452. Активизировались и протестантские организации, в результате чего ЕХБ - 1127 общин, адвентисты - 276. Российских мусульман, индусских общин - 40431. К 2000 г. количество религиозных общин достигло 21134, монастырей 232, религиозных учебных заведений - 94, религиозных периодических изданий - 173. 1991 г. - 42 религиозных объединения, 1999 г. - 82, 2003 г. – 100.

Православная церковь - 11503 организаций. Доминируют позиции УПЦ-МП - 35 епархий, 8 тыс. религиозных общин, 105 монастырей, 14 учебных заведений,

УПЦ-КП - 28 епархий, 2,3 тыс.17,13 соответственно.

УАПЦ (не признаются канонической ни одной из православных церквей) - 1 тыс. общин, - 5 семинарий.

Наиболее активно идет рост УГКЦ, по количеству общин (3212) в 2000 г она вышла на довоенный уровень. Динамично развивается РКЦ - 750 общин, 33 монастыря. Среди протестантского направления – ЕБХ, 50-десятники, свидетели Иеговы, адвентисты 7-го дня. Во всех протестантских церквях созданы управленческие структуры, быстро укрепляется материальная база, активизируется работа с населением. Существенно выросла численность мусульманских общин 2002 г. – 281. Единая структура управления здесь отсутствует - 3 центра в Киеве (Духовное управление мусульман Украины), в Донецке (Независимое духовное управление мусульман) и в Симферополе (Духовное управление мусульман Крыма).

Иудейские общины управляются тремя центрами - 102 общины. В отличие от остальных религиозных направлений их отличает равномерность территориального размещения. Запад Украины дает небольшой перевес.

Среди нерелигиозных течений наиболее активно развиваются группы харизматического типа. Набольшая концентрация их в Крыму и Запорожье, в Донецкой обл., в Киеве.

1986 – 1999 гг. - экстенсивный этап развития религиозных организаций. С 2000 г. - интенсивный. Наибольший прирост численности религиозных общин приходится на 1988 – 1991 гг. С 1992 года прирост составил в среднем 5% в год. В семи западноукраинских областях сосредоточено около половины религиозных общин, особенно во Львове, Тернопольской и Закарпатской областях.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных