ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теории секуляризацииа). Секуляризация как утрата священного и угроза социальному порядку и согласию - П. Бергер 1967 г. Секуляриацию он определяет как процесс освобождения человека от власти церкви. Секуляризация общества, его институтов и сознания. Секуляризации ведет к утрате смысла, деформации человека. Ее последствия деструктивны. Причина секуляризации в самом христианстве - в его понимании человека, как хозяина тварного мира. Второй фактор - социологическая дифференциация сфер общественной жизнедеятельности их выделение и обособление друг от друга. б) Секуляризация как вытеснение религии наукой, рациональным мышлением, светской этикой. Процесс носит линейный, необратимый характер. Десакрализация восприятия человеком окружающего мира - О’Ди -отпадает необходимость в трансцендентном. Наука и светская этика без помощи религии могут решить возникающие проблемы. в) секуляризация как эволюция религии и ее видоизменение в ходе социальных перемен. Секуляризация ведет к трансформации религии, но не обязательно к ее исчезновению. Т. Парсонс - религия утрачивает свое прежнее значение в качестве «священного образа», когда религия легитимизировала политические институты, нормы морали и т. п. Усиливается влияние религии в личностном духовном мире индивида, его психике и т. д. «Невидимая религия» - глубокое укоренение религиозных идей. Р. Белла говорит о внецерковной религиозности. СНГ-говский вариант - атеистическая религиозность (религия как мода). 14Источник секуляризации - динамика индустриального общества. Развитие СМИ, досуговой индустрии - индустриальный образ жизни. Феномен плюрализма в общественном сознании как социокультурная корреляция секуляризации. Связан с релятивизмом в общественном сознании. Разочаровавшись в универсальных учениях, современный человек пришел к пониманию относительности любого взгляда на мир. Ценности секуляризационного сознания десакрализованы - то есть лишены всякого притязания на безусловную и окончательную значимость. Релятивизация ценностей порождает традиционизм и фундаментализм. Реальная опасность этического вакуума. Отсюда вытекает этический анархизм и нигилизм. Попытка традиционалистской реставрации создает угрозу размывания рациональных основ индустриального общества. Процессы глобализации препятствуют попытке обособления национального общества от рациональных воздействий. Религиозный ренессанс в постсоветских обществах. Религия пытается заполнить образовавшийся вакуум после краха коммунистической идеологии и научного атеизма. Необходим поиск новых мировых основ. Пагубность заимствования готовых образцов и попыток возвращения в прошлое. Одна из характерных черт существования религий в секуляризованных обществах является их индивидуализация. Вероисповедание и участие в религиозных церемониях считается делом индивидуального выбора нуклеарной семьи. Личная религиозность ограничена конкретными сферами социальной жизни, слабо изолированных от современного общества. Религия в индустриальном обществе проявляется в публичной риторике и частной жизни. Она спускается на лично-семейный уровень. Утрата религией традиционных функций заключается в наличии общезначимой системы ценностей внерелигиозного происхождения. Функцией религии стало создание фрагментарных смысловых образцов, соответствующих масштабам нукленарной семьи. Религия утратила монополию на право регулировать индивидуальную и общественную жизнь. Умножение религиозных конкурентных структур, порождает релятивизацию самих религиозных представлений. Таким образом, демонополизация религии представляет социоструктурный и социально-психологический процесс. 16.Существует и кризис религии в современном обществе? Первый социальный прогноз на будущее религии дал Конт в русле своей трехстадийной концепции: религия/теология - метафизика - позитивная наука. Не принял во внимание естественный, эндогенный характер возникновения религии. Второй - марксистский прогноз. Третий - Вебер вслед за Контом и Марксом также прогнозировал упадок религии, гибель священного. Угрозу религии видел в господстве технологии и бюрократии. Сознание человека замыкается прагматическими интересами. Четвертый - с противоложной парадигмой подошел к данному вопросу Дюркгейм. Он считал, что религия сохранится как социокультурный феномен в той или иной форме. В религии как в способе восприятия окружающей действительности заключено нечто вечное, лежащее в основе всех переходных религиозных символов. Это вечное заключено в самом обществе. Следовательно, пока существует общество, будет и религия. Как универсальная организация церковь оказалась недостаточно гибкой не смогла должным образом реагировать на происходящие изменения и новые вызовы времени. Отсюда ее беспомощность в эпохи Ренессанса, Реформации. Просвещения. Освободившись от бюрократических функций, структур церковь смогла реформироваться и, приобретя пластичность, адаптироваться к условиям индустриального и постиндустриального общества. Причем не в качестве официальной инстанции, не как церковно-организационная сила, но как сила духовно-нравственная. Религия получила возможность вступить в диалог с миром, найти свое место в социальной действительности. Диалог вокруг общечеловеческих ценностей. Религиозную реставрацию нельзя отождествлять с подъемом религиозного фундаментализма, будь то исламский фундаментализм или протестантский. В США в 80-х гг., резко возрос интерес к оккультизму, усилились сектантские движения. Формируется новый «открытый» тип религиозности - открытость контактам с обществом другими верованиями. Религиозное прочтение гуманизма. Новый религиозный опыт развертывается через обретение человеческого в человеке. В основе данного опыта - «вечное» содержание (Дюркгейм). Через участие в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством, религия и церковь может занять свое место в современном обществе. Лекция 5 Тема: Религиозная ситуация в современной Украине План 1. Религиозные организации в Украине в 1985 –1991 гг. 2. Провозглашение независимости и религиозная жизнь в Украине. 3. Общие тенденции развития религиозных организаций в Украине. Основная цель данной лекции заключается в ознакомлении студентов с основными процессами развития религиозной жизни в Украине в 1991 – 2005 гг., взаимоотношениями церкви и государства, а также с законодательными актами их регулирующими. Для этого дается общее представление о религиозной жизни в Украине в данный период, характеристика основных религиозных организаций, анализируется законодательная база, регулирующая взаимоотношения церкви и общества.
Задание к теме 1. Составьте развернутый план-конспект лекции. Найдите в тексте раздел, анализирующий основные религиозные организации Украины и законспектируйте его. Выпишите главные законодательные акты Украины по делам религий и охарактеризуйте их основные положения. 2. Составьте хронологическую таблицу основных событий религиозной жизни в Украине 1985 – 2005 гг. 3. Ответьте на вопросы: а) какие изменения произошли в законодательной базе регулирующей взаимоотношения церкви и государства за годы независимости Украины; б) охарактеризуйте положения о свободе совести в Украине по имеющейся законодательной базе. 20.Процессы демократизации общественной жизни с 1985 год а затронули и религиозную жизнь в Украине. Оживление деятельности зарегистрированных религиозных организаций и оформление новых. Тысячелетие христианства на Руси (1988 г). В 1988 году выходит из подполья УГКЦ. Воздействие международных религиозных организаций, Ватикана. 30. 11. 1989г. Совет по делам религий при Совмине УССР зарегистрировал религиозные общины греко-католиков. С апреля по июнь 1991 УГКЦ оформляется как юридическое лицо. Главой церкви становится М. Любачивский, который до 1991 г находился в Риме, затем Л. Гузар. В феврале 1989 заявила о себе УАПЦ. 5-6. 06. 1990 г - Всеукраинский Собор УАПЦ. Избран патриарх Мстислав. Борьба за приходы, за передел церковного имущества, наиболее активны УГКЦ и УАПЦ. Наметился раскол в РПЦ в Украине. Архиерейский собор РПЦ 30 – 31. 01. 1990 г. принял положение про экзархаты в Украине и Белоруссии. Православная церковь в Украине, признающая руководство Московского патриархата получила наименование УПЦ. Ее Синод избирает главу украинской церкви, которая утверждалась патриархом Московским. В ноябре 1991 г. Поместный собор УПЦ во главе с Филаретом обращается в МП с требованием полной автономии. Вскоре на Архимандритском соборе в Москве Филарет смещен с занимаемой должности, но он отказался выполнить это решение. Раскол в УПЦ - май 1992 - архиерейский собор УПЦ в Харькове избрал нового митрополита Владимира (Сабона). Руководимые Филаретом круги сблизились с УАПЦ, в результате чего образовалась в июне 1993 г. УПЦ-КП во главе с Мстиславом. После его смерти в сентябре 1994 г. очередной раскол в украинском православии. Часть кругов УАПЦ обособились от УПЦ-КП, избрав митрополитом Владимира Ярему, протопресвитора г. Львова, во главе же УПЦ-КП встал Филарет. В результате всего этого в Украине функционируют три православных церкви: УПЦ-МП, УПЦ-КП, УАПЦ. В 1991 г. в Украине действовало 12962 религиозные общины, владеющие 9449 культовыми сооружениями. Московский патриархат 5469, УАПЦ -1489, УГКЦ - 2643, РКЦ - 452. Активизировались и протестантские организации, в результате чего ЕХБ - 1127 общин, адвентисты - 276. Российских мусульман, индусских общин - 40431. К 2000 г. количество религиозных общин достигло 21134, монастырей 232, религиозных учебных заведений - 94, религиозных периодических изданий - 173. 1991 г. - 42 религиозных объединения, 1999 г. - 82, 2003 г. – 100. Православная церковь - 11503 организаций. Доминируют позиции УПЦ-МП - 35 епархий, 8 тыс. религиозных общин, 105 монастырей, 14 учебных заведений, УПЦ-КП - 28 епархий, 2,3 тыс.17,13 соответственно. УАПЦ (не признаются канонической ни одной из православных церквей) - 1 тыс. общин, - 5 семинарий. Наиболее активно идет рост УГКЦ, по количеству общин (3212) в 2000 г она вышла на довоенный уровень. Динамично развивается РКЦ - 750 общин, 33 монастыря. Среди протестантского направления – ЕБХ, 50-десятники, свидетели Иеговы, адвентисты 7-го дня. Во всех протестантских церквях созданы управленческие структуры, быстро укрепляется материальная база, активизируется работа с населением. Существенно выросла численность мусульманских общин 2002 г. – 281. Единая структура управления здесь отсутствует - 3 центра в Киеве (Духовное управление мусульман Украины), в Донецке (Независимое духовное управление мусульман) и в Симферополе (Духовное управление мусульман Крыма). Иудейские общины управляются тремя центрами - 102 общины. В отличие от остальных религиозных направлений их отличает равномерность территориального размещения. Запад Украины дает небольшой перевес. Среди нерелигиозных течений наиболее активно развиваются группы харизматического типа. Набольшая концентрация их в Крыму и Запорожье, в Донецкой обл., в Киеве. 1986 – 1999 гг. - экстенсивный этап развития религиозных организаций. С 2000 г. - интенсивный. Наибольший прирост численности религиозных общин приходится на 1988 – 1991 гг. С 1992 года прирост составил в среднем 5% в год. В семи западноукраинских областях сосредоточено около половины религиозных общин, особенно во Львове, Тернопольской и Закарпатской областях.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|