Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 6. Аудит основных средств




Целью аудита основных средств является установление соответствия применяемой в организации методики учета, налогообложения операций по движению основных средств нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Для достижения цели аудитору необходимо:

- оценить систему внутреннего контроля организации;

- определить методы проверки;

- разработать программу аудиторских процедур по существу.

При оценке системы внутреннего контроля аудитор должен проверить:

1) наличие и действие распорядительных документов, закрепляющих способы ведения учета операций, связанных с движением основных средств,

2)осуществить экспертизу порядка документального оформления фактов хозяйственной деятельности,

3) изучить утвержденные графики и схемы документооборота,

4) провести экспертизу применяемой формы учета,

5) проверить наличие регистров налогового учета и установить, соблюдается ли установленный порядок подготовки и представления внутренней бухгалтерской отчетности,

6) обобщить информацию о составе, масштабах и характере операций в проверяемом периоде.

Для оценки надежности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудитор осуществляет тестирование. Для детальной проверки операций с основными средствами, необходимо выполнить ряд последовательных аудиторских процедур:

- оценка сохранности и проверка наличия основных средств;

- проверка соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам;

- проверка документального оформления и учета основных средств;

-проверка правильности формирования первоначальной и восстановительной стоимости основных средств;

- проверка начисления амортизации в бухгалтерском налоговом учете;

- проверка операций с основными средствами в рамках заключенных договоров аренды и залога;

- анализ и обобщение результатов аудита.

Независимо от организационной формы собственности аудит основных средств необходимо начинать с ознакомления с учетной политикой предприятия в части организации учета основных средств. Следующий этап аудита основных средств – проверка результатов последней инвентаризации основных средств. Затем следуют:

1) ознакомление с материалами по переоценке основных средств за проверяемый период и их отражение в учете;

2) проверка наличия приказов (распоряжений) о создании на предприятии постоянно действующей комиссии по списанию основных средств, о лицах, ответственных за сохранность основных средств в местах эксплуатации, о наличии с ними договоров о полной материальной ответственности;

3) ознакомление с договорами купли-продажи основных средств, заключенными с юридическими и физическими лицами;

4) ознакомлениё с порядком ведения картотеки основных средств и инвентарных списков по конкретным материально ответственным лицам бухгалтерией предприятия;

5) установление обеспеченности бухгалтерии, предприятия действующими нормативными документами.

Источники, используемые при аудите основных средств, зависят от учетной политики предприятия и принятой предприятием организационной формы бухгалтерского учета. При проверке начисления амортизации основных средств важно установить правильность их отнесения к соответствующей группе амортизационных отчислений. Проверка учета капитальных вложений включает рассмотрение ведения аналитического учета по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», а также отнесение затрат по капитальному строительству и оформление ввода в эксплуатацию основных средств.

Серьезное внимание в ходе проверки должно быть уделено экспертизе договоров, которыми оформлено приобретение права собственности на объекты капитальных вложений. Наиболее часто применяемые договоры – это договор купли-продажи (в том числе договор поставки), договор мены, договор подряда. При изучении договора купли-продажи целесообразно осуществить следующие процедуры:

- проверка наличия договоров (соблюдения простой письменной формы);

- проверка наличия документов, подтверждающих государственную регистрацию сделки;

- проверка полноты и правильности заполнения реквизитов и наличия соответствующих печатей и подписей;

- анализ условий договора в части разграничения отдельных видов договоров купли-продажи и смежных договоров;

- анализ условий договора о моменте перехода права собственности.

Особого внимания заслуживает поступление основных средств по договору дарения. При принятии таких объектов к учету должна документально подтверждаться их рыночная стоимость. При вводе в эксплуатацию объектов, поступивших в качестве вклада в уставный капитал, необходимы документы, в которых оговаривается согласованная между учредителями (участниками) оценка вклада.

В ходе проверки учета основных средств необходимо особое внимание уделить проверке операций с основными средствами в рамках заключенных договоров аренды и залога. Арендные отношения включают совокупность операций по найму имущества, которые законодательно поделены на текущую аренду и финансовую аренду (лизинг). Текущая аренда состоит в сдаче внаем не используемого арендодателем имущества для удовлетворения временных потребностей арендатора. Финансовая аренда представляет собой вид инвестиционной деятельности, направленной на приобретение арендодателем в собственность имущества у определенного продавца и передачу его арендатору во временное владение и пользование за плату с правом выкупа. Эти особенности и определяют отличия бухгалтерского учета и аудита этих операций.

Аудитору необходимо проверить:

- правильность отнесения аренды основных средств к текущей или финансовой;

- соответствие формы и содержания договоров гражданскому законодательству;

- достоверность формирования финансовых результатов от сдачи в аренду;

правильность расходов на содержание арендованного имущества.

Важным моментом при изучении договоров аренды является проверка четкого определения объекта аренды. В договоре должны быть указаны наименование имущества, его основные характеристики, описание объекта.

При проверке движения основных средств нередко встречаются операции движения основных средств в рамках заключенных договоров залога. Особенностью проверки таких операций является экспертиза договоров. Аудитор должен подтвердить соблюдение письменной формы договора, проверить наличие существенных условий, таких, как предмет залога, оценка предмета залога, содержание, размер и срок исполнения обеспеченного залогом обязательства.

Если аудитор обнаруживает, что у организации заключены договоры аренды или залога, он должен проанализировать правильность использования для отражения операций балансовых и забалансовых счетов.

Завершая аудит основных средств, аудитор анализирует обнаруженные ошибки и нарушения в соответствии с требованиями федерального стандарта аудиторской деятельности «Существенность в аудите». Существенность ошибок оценивается количественно и качественно. Для количественной оценки аудитор сравнивает обнаруженные ошибки с уровнем существенности, установленным на стадии планирования. При качественной оценке аудитор руководствуется собственным практическим опытом и знаниями. По результатам осуществления процедур детальной проверки операций по движению основных средств аудитор может дать оценку амортизационной политике организации.

Ошибки, обнаруживаемые в процессе аудита основных средств, оказывают влияние на достоверность финансовых результатов и бухгалтерской отчетности, так как приводят к искажению суммы начисленной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете. К типичным ошибкам, выявляемым при аудите основных средств, относятся следующие:

1) аналитический учет основных средств должен вестись в инвентарных карточках (форма ОС-6), однако зачастую предприятия считают ведение таких карточек излишним, ссылаясь на имеющиеся в бухгалтерии копии инвентарных списков, а те предприятия, где эти карточки ведут, не всегда соблюдают требование полноты занесения реквизитов;

2) материальная ответственность организуется лишь в отношении собственных основных средств, учитываемых на счете 01 «Основные средства»;

3) информация о наличии основных средств по данным Главной книги не соответствует информации об их остатках по данным инвентарных карточек, что нередко влечет за собой недоначисление или переначисление амортизации;

4) при покупке основных средств у физических лиц не всегда производится удержание налога на доходы физических лиц

5) предприятие продолжает начислять амортизацию по объектам с истекшим сроком нормативной эксплуатации;

6) не всегда предъявляются санкции к подрядчику за нарушение срока проведения ремонта;

7) остатки ремонтного резерва не присоединяются к прибыли отчетного года.

 

Практические задания к теме 6:

В рамках данной темы предлагается выполнить следующие задания:

 

1) Проверить правильность бухгалтерских записей: Предприятием был приобретен объект основных средств за 30 400 рублей, расходы по его транспортировке составили 1 500 рублей, сторонней организации оплачены погрузочно-разгрузочные работы в сумме 900 рублей. В учете сделаны бухгалтерские проводки:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 30 400 руб. (акцептован счет поставщика);

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 4673,3 рублей (отражен НДС, выделенный в счете поставщика);

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 1500 рублей (списаны транспортные расходы);

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 228,8 рублей (отражен НДС на транспортные расходы);

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 900 рублей (списана стоимость погрузочно-разгрузочных работ);

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 137,3 рублей (отражен НДС на стоимость погрузочно-разгрузочных работ);

Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» – 277789,4 рублей (введен в эксплуатацию объект основных средств).

 

2) Проверить правильность бухгалтерских записей: Предприятием в октябре текущего года получен кредит на приобретение основных средств на 2 месяца в сумме 120 000 рублей под 24 % годовых. Объект введен в эксплуатацию 1 ноября. Проценты банку по условиям договора перечисляются равными платежами не позднее 30-го числа каждого месяца. В учете сделаны бухгалтерские записи:

Дебет счета 51 «Расчетный счет»

Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» – 120000 рублей (получен кредит);

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 120000 рублей (акцептован счет поставщика);

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 20000 рублей (отражен НДС, выделенный в счет поставщика);

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» – 2400 рублей (начислены проценты за кредит до ввода ОС в эксплуатацию);

Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» – 122400 рублей (ОС введено в эксплуатацию);

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» – 2400 рублей (начислены проценты за кредит после ввода в эксплуатацию).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных