Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 10. Аудит расчетов




Целью аудита состояния расчетов является исследование договорной и расчетной дисциплины, соблюдения платежной дисциплины, состояния дебиторской и кредиторской задолженности организации. При аудите расчетов аудитору необходимо проверить:

1) заключены ли договоры поставки продукции,

2) реальность задолженности покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации счетов,

3) правильность ведения аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

4) правильность составления бухгалтерских записей по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

5) соответствие записей аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» записям в журнале-ордере №11, Главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета).

Особое внимание должно быть обращено на задолженность истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины ее возникновения, а также уточнить, были ли приняты меры к взысканию задолженности. Аудит состояния расчетов следует начинать с анализа материалов инвентаризации и актов сверок взаиморасчетов, что позволяет выяснить реальное положение дел с дебиторской кредиторской задолженностью.

При аудите расчетов по возмещению материального ущерба аудитору необходимо выяснить:

- причины возникновения материального ущерба;

- отнесены ли суммы по недостачам, растратам и хищениям на виновных лиц;

- правильно ли оформлены и выведены результаты инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей и порядок регулирования выявленных при инвентаризации недостач и потерь;

- была ли проведена инвентаризация при списании материальных ценностей в пределах норм естественной убыли;

- правильность и обоснованность списания недостач материальных ценностей на издержки производства, когда виновные лица не установлены;

- ведение аналитического учета по счету 73, субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»;

- соответствие записей аналитического учета по счету 73 записям в журнале-ордере №8, Главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета).

При аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами необходимо выяснить документальную обоснованность произведенных операций, убедиться в подлинности документов и правильности их оформления. При проверке аудитор должен обратить внимание на следующее:

1) имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильно ли они оформлены;

2) при наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причину образования;

3) имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию;

4) обоснованность получения авансов;

5) уплачен ли НДС с суммы авансовых платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров выполнения работ (услуг) на расчетный счет, или полученных в порядке частичной оплаты по расчетным документам проданных товаров (работ, услуг);

6) осуществлялась ли инвентаризация расчетов (необходимо просмотреть ее результаты и, если необходимо, провести встречную проверку расчетов);

7) полноту оприходования материальных ценностей.

Проверяя правильность ведения аналитического учета и составления бухгалтерских записей по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» аудитор устанавливает соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере №8, Главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета), а так же правильность учета авансов, полученных в иностранной валюте.

При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы, необходимо проверить, не числятся ли поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность. Необходимо:

- сопоставить данные об их количестве и стоимости по платежным документам с данными документов на их оприходование (счетов, товарно-транспортных накладных) и показателями аналитического учета, отчетов движения продуктов и материалов;

- определить правильность установления цен на материальные ценности – соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;

- установить правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции (работ, услуг);

- выяснить предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств;

- определить правильность отражения операций при оплате векселями;

- выяснить предъявлялись ли претензии поставщикам и подрядчикам в случае несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами, несоответствия качества стандартам или условиям, за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков;

- установить наличие зарубежных поставщиков, осуществляющих поставку материалов за иностранную валюту.

Следует уточнить, как ведется учет курсовых, суммовых разниц и как эти разницы списывались, а также выяснить, производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на 1-е число соответствующего квартала.

При аудите расчетов по доверительному управлению имуществом аудитору необходимо проверить:

- наличие договора доверительного управления имуществом, юридическую грамотность этого договора;

- отдельный баланс, выделенный из самостоятельного баланса учредителя управления и доверительного управляющего;

- отчеты о деятельности доверительного управляющего;

- ведение синтетического в аналитического счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»;

- отражение операций по счетам 79 «Внутрихозяйственные расчеты», 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета».

При аудите расчетов по претензиям аудитору необходимо проверить:

1) обоснованность, своевременность и правильность оформления документов (несоблюдение сроков предъявления претензий может быть использовано для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензий числящиеся суммы списываются на издержки производства);

2) обоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому предприятию; правильность аналитического учета (он должен вестись по каждому дебитору и отдельным претензиям), а также соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере №8, Главной книге и балансе;

3) правильность составления бухгалтерских записей по субсчету 76-2 «Расчеты по претензиям».

При аудите расчетов по совместной деятельности аудиторам обходимо проверить заключен ли договор о совместной деятельности и правильно ли он составлен; ведется ли отдельный учет по совместной деятельности у участника, ведущего общие дела; правильность отражения участником, ведущим общие дела по договору о совместной деятельности, операций, связанных с его выполнением; правильность отражения в учете полученных от совместной деятельности финансовых результатов; правильность уплаты налогов в бюджет по результатам совместной деятельности.

При аудите расчетов с прочими дебиторами и кредиторами аудитору необходимо установить:

1. Правомерность использования счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» для выполнения расчетов (многие бухгалтеры используют счет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» вместо счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др.).

2. Правильность и обоснованность удержаний по исполнительным листам в пользу других предприятий и лиц, а также своевременность перечисления удержанных сумм получателю.

3. Правильность расчетов с квартиросъемщиками и лицами, проживающими в общежитиях, ведомственных гостиницах.

4. Правильность расчетов за товары, проданные в кредит, наличие договоров, сроки представления поручений-обязательств покупателей, порядок погашений кредита и т.д.

5. Полноту и правильность расчетов по выданным беспроцентным ссудам членам трудового коллектива.

6. Полноту и правильность расчетов по ссудам, выданным на индивидуальное жилищное строительство.

7. Правильность отражения в учете депонированной заработной платы (необходимо сверить записи по счету 76 с записями в книге учета депонированной зарплаты).

8. Своевременность и полноту начисления и поступления взносов родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях.

9. Правильность бухгалтерских записей по расчетам с дебиторами и кредиторами.

10. Правильность ведения аналитического учета по счетам 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

11. Соответствие записей аналитического учета по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» записям в журнале-ордере №8, Главной книге и балансе.

Следует установить, по каким платежам и налогам организация ведет расчеты с бюджетом. При проверке по каждому налогу необходимо определить:

1) правильность начисления налогооблагаемой базы;

2) правильность применения ставки налогов и платежей;

3) правильность арифметических подсчетов при начислении сумм налогов;

4) законность применения льгот при расчете и уплате налогов;

5) полноту и своевременность уплаты платежей в бюджет;

6) правильность составления бухгалтерских записей по начислению и уплате налогов и платежей;

7) правильность и своевременность представления в налоговую инспекцию отчетности по видам налогов и платежей;

8) правильность ведения аналитического и синтетического учета по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Нужно обратить внимание на правильность отражения в бухгалтерском учете сумм штрафных санкций, взыскиваемых в бюджет за нарушение налогового законодательства. Следует знать, что часть платежей в бюджет включается в состав затрат по производству и реализации продукции, выполненных работ и предоставленных услуг; часть относится на финансовые результаты, а часть осуществляется за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

 

Практические задания к теме 10:

В рамках данной темы предлагается выполнить следующие задания:

 

10.1. Решить следующие задачи:

1) Предприятие отгрузило продукцию на сумму 180 000 рублей, в т.ч. НДС Себестоимость реализованной продукции 98 000 рублей. Учетной политикой предприятия не предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам, выручка от реализации для целей налогообложения определяется «по отгрузке». Через 4 года после установленного договором срока оплата от покупателя поступила. Составьте необходимые проводки.

 

2) ЗАО «Проксима» 30.05.13 г. отгрузило покупателю продукцию на сумму 240 000 рублей, в т.ч. НДС. Себестоимость реализованной продукции 97 000 рублей. Оплата по договору должна быть перечислена до 10.06.13 г. В указанный срок оплата не поступила. В течение последующих четырех месяцев ЗАО «Проксима» не предпринимало никаких попыток взыскать задолженность. Учетной политикой предприятия предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам, выручка от реализации для целей налогообложения определяется «по оплате». В учете предприятия сделаны следующие записи:

30 мая:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит счета 90 «Продажи» – 240 000 рублей.

Дебет счета 90 «Продажи»

Кредит счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» - 48 000 рублей

Дебет счета 90 «Продажи»

Кредит счета 43 «Готовая продукция» - 97 000 рублей.

Дебет счета 90 «Продажи»

Кредит счета 99 «прибыли и убытки – 95 000 рублей.

30 сентября:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 63 «Резерв по сомнительным долгам» - 240 000 рублей

Дебет счета 63 «Резерв по сомнительным долгам»

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - 240 000 рублей

Дебет счета 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» - 240 000 рублей.

Проверьте правильность бухгалтерских записей.

10.2. Ответь на следующие тестовые вопросы:

1. Аудитору в ходе проверки расчетных операций следует обратить внимание на то, что к доходам, с которых не удерживается НДФЛ, не относятся:

а) суммы дивидендов по акциям;

б) пособия по беременности и родам;

в) оплата труда продукцией собственного производства.

 

2. При аудите расчетных операций нужно помнить, что при заключении договора купли-продажи условия договора считаются согласованными, если договор позволяет определить:

а) наименование и количество товара;

б) наименование, цену и количество товара;

в) наименование, цену, качество и количество товара.

 

3. При аудите расчетных операций аудитор должен обратить внимание на то, что по общему правилу (если иное не предусмотрено законом или договором) право собственности на приобретаемый товар возникает у покупателя с момента:

а) оплаты товара приобретателем;

б) передачи товара приобретателю;

в) передачи товара перевозчику – транспортной организации;

г) передачи товара посреднической организации.

 

4. Аудитор должен учитывать при проверке расчетных операций, что расчеты между юридическими лицами могут производиться:

а) только в безналичном расчете;

б) в безналичном порядке, а так же наличными деньгами при соблюдении установленных нормативными актами ограничений;

в) и в наличном, и в безналичном порядке, без каких-либо ограничений.

 

5. Аудитору следует помнить, что расчеты наличными денежными средствами между юридическими лицами производятся следующим образом:

а) существует лимит расчетов 60 тыс. руб. по одной сделке;

б) могут производиться в неограниченном количестве;

в) существует лимит расчетов 15 тыс. руб. по одной сделке;

г) существует лимит 10 000 долларов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных